Логопедия
-
Пропедевтика речевых нарушений в кружковой работе с дошкольниками 4–5 лет 2021
Есть дети 4–5 лет, имеющие нарушения речи, у которых недостаточно сформирована артикуляционная мускулатура, недостаточно развита мелкая моторика. Им требуется логопедическая помощь. И чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
-
Особенности логопедической работы по формированию связных высказываний у старших дошкольников с ОНР в процессе разных видов занятий по обучению рассказыванию 2021
В основу данной методики ее авторами была положена работа по формированию связных высказываний различного вида, направленная на осуществление как общих задач формирования речевой деятельности детей, так и задач их подготовки к предстоящему школьному обучению. На логопедических и коррекционных занятиях дети обучаются тем видам развернутых высказываний, использование которых учащимися младших классов во многом обеспечивает успешность их обучения по программе общеобразовательной школы. Авторы данной методики уделяют основное внимание работе над пересказом, так как она обеспечивает максимальное усвоение связной монологической речи. Работа над пересказом позволяет эффективно осуществлять работу по формированию представлений как о закономерностях построения связного текста (по анализу его смысловой, семантической структуры), так и закономерностям его языкового «строения и оформления.
-
Заикание. Секреты нашего мозга 2021
Заикание – это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. В статье даны 10 советов, чтобы избавиться от заикания.
-
Логопедическое лото "Звуковая радуга" 2021
Логопедическое лото «Звуковая радуга» направлено на автоматизацию и дифференциацию звуков; на развитие звукового анализа и слогового состава слова; учит согласовывать существительное с прилагательным; развивает связную речь.
-
Технология организации логопедического обследования 2021
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.
-
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в работе логопеда 2021
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства учителей-логопедов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
-
Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников 2021
Ранний возраст ребенка является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других и регуляции собственного поведения человека, то есть в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах внешней и внутренней. Внешняя представлена следующими видами: устная речь (монолог, диалог); письменная речь. На ее развитие оказывают влияние множество факторов: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), а также условия окружающей среды.
-
Обследование артикуляционной моторики и мимической мускулатуры 2021
Проблема раннего логопедического воздействия пока еще не всегда находит свое понимание у врачей-педиатров, не всегда и родители, имеющие детей с проблемами, на ранних этапах развития обращаются за помощью к логопеду или педагогу-дефектологу. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей в норме уже должны появиться все звуки речи, родители начинают замечать нарушенное произношение своих детей и только тогда обращаются за помощью к специалистам, которые и диагностируют у детей стёртую ту или иную логопедическую проблему. Большое количество детей с нарушениями остаются в массовых садах даже после выявления. Для того чтобы устранить нарушения в развитии артикуляционной моторике и мимической мускулатуры и обеспечить её правильное формирование необходимо ежедневно проводить логопедическую работу.
-
Методологическая основа динамической электронейростимуляции в логопедии 2021
Алалия, дизартрия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи – речевые нарушения, которые требуют упорной, длительной коррекции. Существует целый арсенал методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но в последнее время логопеды с повышенным вниманием применяют немедикаментозные методы – тейпирование, массаж языка, лицевой мускулатуры и динамические электростимуляции (ДЭНС), которая прекрасно стимулирует работу мышц речевого аппарата и мимических мышц, а также улучшает зрительно-моторную координацию. Динамическая электронейростимуляция основывается на стимуляции области рефлексогенных зон.
-
«Урок в лесной школе» с использованием коррекционно-логопедической программы «Игры для Тигры» 2021
Представлен опыт работы по использованию коррекционно-логопедической программы «Игры для Тигры» на индивидуальном занятии.
-
Развивающая программа для детей с ОВЗ "Моё первое путешествие в мир театра" 2021
Театральное искусство способствует развитию и стимулированию творческих способностей дошкольников, особенно детей с ОВЗ. Театр развивает интегративные качества детей. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства.
-
Занятие по формированию и развитию связной речи у детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи по теме «Овощи – фрукты» 2021
Цель занятия: развитие связной речи у детей дошкольного возраста на лексическом материале «Овощи – фрукты».
-
Звуки [п], [п’]. Буква «П» 2021
Цель занятия: сформировать артикуляторный и акустический образ звуков «П», «Пь», оптического образа буквы «П».
-
Звуки [г], [г’]. Буква «Г» 2021
Цель занятия: сформировать артикуляторный и акустический образ звуков «Г», «Гь», оптического образа буквы «Г».
-
Конспект обследования словарного запаса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 2021
Наблюдение за свободной речью детей нередко позволяет судить об уровне их словарного запаса. В некоторых случаях следует специально обследовать как активный словарь ребенка (что говорит), так и пассивный (как понимает речь). Словарь ребенка следует рассматривать не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями, в частности с особенностями развития фонетического (исследование фонематических процессов и сформированности звуко-слоговой структуры слова) и грамматического строя речи. При необходимости обследование можно «разбить» на части и провести в два этапа.
-
Осеннее развлечение "Спор осенних красок!" 2021
В статье содержится авторская программа осеннего развлечения по теме «Спор осенних красок» для детей старшей группы. В программе развлечения содержатся упражнения с музыкальным сопровождением, что способствует художественно-эстетическому развитию ребенка. В процессе участия дети знакомятся с различными видами искусств. Праздник развивает эмоции, поднимает настроение и жизненный тонус. Программа развлечения построена на активном участии ребенка на протяжении всего мероприятия.
-
Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями 2021
С каждым годом количество детей, имеющих речевые нарушения постоянно растёт. Это приводит к трудностям в овладении учебным материалом, что в свою очередь вызывает снижение учебной мотивации и трудности в поведении обучающихся. Следовательно, возникает необходимость в проведении коррекционно-развивающих занятий. Формы работы с семьей многогранны. Рассмотрим более детально каждую из форм взаимодействия учителя-логопеда с семьей.
-
Дидактический материал по формированию лексико-грамматических представлений у дошкольников «Во саду ли, в огороде» 2021
Цель занятия: учить детей дифференцировать понятия «овощи», «фрукты», «ягоды».
-
Игры для родителей будущих первоклассников 2021
Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух - способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
-
Использование электронной игры с приемами мнемотехники для заучивания стихотворений детьми с ОНР 2021
Данная статья знакомит с опытом работы учителей-логопедов с детьми с ОНР по разучиванию стихотворений с использованием приемов мнемотехники в ходе электронной игры. Педагоги рекомендуют использовать электронную игру с приемами мнемотехники для повышения эффективности коррекционно-речевой работы с дошкольниками. В статье описан опыт создания электронной игры, ее применение и прилагается алгоритм игры «Снегири».
-
Элементы логопедической работы на уроках в начальной школе 2021
Большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или незначительными) дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны речи. Педагогу с первых же дней обучения в школе следует включать на уроках элементы логопедической работы, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, ведя постоянный учет речи детей.
-
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [с]–[ш] в слогах, словах и фразах» в общеобразовательной школе с младшими школьниками 2021
На занятии с помощью игровых приёмов и методов активизируются биологически активные зоны, развиваются артикуляционная и мелкая моторика, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление младших школьников; закрепляется навык дифференциации звуков [с]–[ш] в слогах, словах и фразах, навыки чтения слогов и составления из них слов; воспитывается аккуратность у детей.
-
Как организовать логопедические занятия для детей 3–4–5 лет дома 2020
Как организовать логопедические занятия для детей 3–4–5 лет дома? Что нужно для проведения занятий дома. Игры на развитие мелкой моторики. Артикуляционная гимнастика. Советы для мам.
-
Дифференциация звуков [д] и [д'] 2020
Коррекционно-образовательные задачи: уточнение артикуляции звуков [д] и [д']; формирование умений различать звуки [д] и [д']; сравнение звуков по твердости и мягкости; развитие фонематического слуха и восприятия; выделение заданных звуков на слух из звукового ряда; составление характеристики звуков с опорой на символы; определение местонахождения звука в словах; звукобуквенный анализ слов вода, диван; составление схем предложений.
-
Профилактика дисграфии 2020
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения включает развитие моторики и графомоторных навыков.
-
Видеоурок: «В гостях у сказки. Игра-драматизация "Колобок"» 2020
Фронтальное логопедическое занятие по лексико-грамматической теме «Дикие животные» представлено по направлению «Речевое развитие». Цель: развитие лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников с использованием театрального и фольклорного жанров.
-
Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Логопедическая работа по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ» 2020
Программа «Логопедическая работа по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ» предназначена для логопедической работы с обучающимися с первично сохранным интеллектом, слухом и зрением, с предпосылками или наличием нарушений устной и письменной речи (имеющими заключение психолого-медико-педагогической комиссии, подтверждающее наличие статуса ОВЗ). Программа адресована учителям-логопедам ППМС-Центров, работающим с обучающимися с ОВЗ.
-
Советы родителям леворукого ребёнка (тематическая консультация для родителей) 2020
Часто родители детей беспокоятся, когда замечают, что дети едят, рисуют, пишут левой рукой, а не правой, обращаются к врачам и даже совершают попытки переучить ребенка. Необходимо знать, что леворукость это индивидуальная особенность ребёнка, а знания по созданию комфортных условий для левши, только облегчат ежедневную игровую и учебную деятельность.
-
Развитие Soft Skills навыков как способа реализации ФГОС для обучающихся с ЗПР в начальной школе 2020
Появление термина «soft skills» – это один из знаков появления в современном мире новых запросов общества в развитии личности, и в первую очередь, личности ребенка. Отсутствие единой интерпретации термина в русском языке пока приводит к отсутствию единой трактовки содержания его учеными, хотя буквальный перевод понятия с английского языка предлагает обозначать данным термином «мягкие» или «гибкие» навыки.
-
Профилактика речевых нарушений детей с помощью скороговорок 2020
Эффективным, доступным и занимательным методом профилактики речевых нарушений у детей, на мой взгляд, является ежедневное проговаривание с детьми скороговорок. Скороговорки – великолепные упражнения для отработки чистой, правильной, чёткой речи. При проговаривании маленьких, синтаксически правильных рифмованных фраз мы развиваем речевой аппарат ребенка, его фонематический слух, речевое дыхание и интонационную оформленность, дикцию, обогащаем словарный запас, улучшаем память и внимание. Речь становится понятной, грамотной, изящной и выразительной, собственно, то, что нужно для полноценного общения и успешной, хорошей учебы. Ребенок с правильным и отчетливым произношением умеет грамотно сформулировать свою собственную идею, мысль, не опасается устно отвечать у доски, не спотыкается от волнения и без ошибок пишет диктанты.