Профилактика дисграфии

Разделы: Логопедия

Класс: 1

Ключевые слова: профилактика дисграфии, мелкая моторика, дисграфия


К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения включает развитие моторики и графомоторных навыков.

Развитие крупной моторики (коррекция точности движения, развитие согласованности движений на разные группы мышц). Физические упражнения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной. И важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, являются достаточное развитие моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Общеизвестно, что детям младшего школьного возраста в силу психофизиологических особенностей с трудом удается удерживать достаточно высокий уровень умственного напряжения на протяжении всего урока. Это выражается в снижении концентрации внимания, повышения отвлекаемости и в итоге может привести к низкому уровню усвоения учебного материала. Подвижные игры, физкультминутки имеют особое значение для занятий физической культуры детей с нарушением речи. Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи способствует развитию координации и моторики. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Для предотвращения этих негативных проявлений популярно применяются игры, физкультминутки, представляющие собой комплексы гимнастических упражнений, которые позволяют за счет двигательной активности снизить уровень умственного напряжения. Использование же средств логопедической ритмики оптимизировать такой режимный момент, как физкультминутка, сделает его полнофункциональным. Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:

  • развивать общую моторику;
  • развивать координационные способности;
  • совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;
  • формировать осанку и предупреждать ее нарушение;
  • развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
  • формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;
  • формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
  • формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.

Развитие моторной сферы включает в себя также развитие мелкой моторики (коррекция точности движения, развитие согласованности движений на разные группы мышц). Кроме упражнений на развитие общей моторики в физическое воспитание детей целесообразно включить задания на развитие мелкой моторики. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А.Сухомлинский

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Ритмичные движения пальцев являются средством повышения функционального состояния коры больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга. Двигательный анализатор, согласно современным представлениям, является аппаратом межанализаторного синтеза. Проекция движений кисти и речевые зоны в коре головного мозга расположены в непосредственной близости. Было доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает значительное влияние на развитие активной речи. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с праксисом. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук и общей моторики.

Работа над проблемой развития мелкой моторики на логопедических занятиях будет оптимальна и эффективна, если проводится постоянно и последовательно. Расширить словарный запас, развивать память, внимание и другие психические процессы, научить детей правильно, связно и четко говорить, логически мыслить можно при помощи системности, последовательности логопедических занятий, а также использования различных речевых заданий и упражнений с применением пальчиковых игр и упражнений. Они полезны всем детям, так как происходят положительные изменения в общении со сверстниками и взрослыми, улучшается координация движений кисти, ловкость, совершенствуется память, внимание, умение согласовывать движение и речь. Для развития мелкой моторики рук используются разнообразные приемы и методы работы, которые можно включить на разных этапах занятия, при изучении большинства тем, на разных этапах обучения:

  • массаж кистей рук,
  • рисование по трафаретам, лепка, штриховка, аппликация, вырезание ножницами и т.д.: мозаика, шнуровка, счетные палочки, камешки, веселые прищепки, игры с крупами, скрепками, крышками и т.д.
  • песочная терапия, игры с сухими бассейнами.
  • пальчиковые игры со стихами. Су-Джок терапия.

Система Су-Джок, созданная талантливым корейским врачом, профессором Пак Чже Ву, представляет собой уникальную по своей эффективности и простоте лечебную методику, доступную абсолютно любому человеку. Чтобы начать пользоваться Су-Джок терапией нет необходимости изучать сотни специализированных книг, посещать многочасовые лекции, учиться долгие годы. Любой человек, вне зависимости от базовой подготовки способен освоить Су-Джок терапию и использовать эти знания для помощи себе и близким. Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно-логопедической работе в качестве массажа при дизартрических расстройствах, при тактильной стимуляции в определенном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо надевают на палец и проводят массаж до появления ощущения тепла. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за работу головного мозга человека. Главное правило в работе учителя-логопеда, применяющего Су-Джок терапию, не лечение, а коррегирование процессов речевой деятельности ребенка.

Координации движений пальцев рук способствуют и занятия со счетными палочками. Данные упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность, пространственную ориентацию. Дети с удовольствием собирают фигурки, как по образцу, так и по воображению. Попробуйте сложить кораблик или какую другую фигуру. В этой игре у ребёнка будут развиваться и воображение, и творчество. А если вы поставите условие, чтоб ребёнок повторил вашу фигуру, то развиваться будут и внимание, и память.

Игры-шнуровки. Игры-шнуровки развивают мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игры способствуют улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, шнуровка активизирует развитие речи. Пуговицы, бусины, фигурки с перфорацией идеально подойдут для шнуровки. В процессе игры ребенок освоит разные способы шнуровки просто стежки, стежки крест-накрест. Можно нанизывать предмет на шнурок и уже потом пришнуривать, завязывать бантики. Вторая часть работы – отшнуровать детали – не менее, если не более сложна, чем первая. Такие игры учат внимательности и аккуратности – у каждой детали есть свое место, в процессе ребенок обретет навыки конструирования, составления орнаментов, начнет с большой легкостью ориентироваться на плоскости.

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объёмными буквами. Сейчас продаются такие книжки, открытки и таблички, на которых буквы не просто написаны, а сделаны объёмными. Завяжите ребёнку глаза и дайте ему ощупывать эти буквы. Пусть он попробует на ощупь определить, что за буква находится под его пальцами. Такие тренировки в целом полезны для изучения алфавита. Для развития мелкой моторики рук можно использовать подручные материалы: вырезание ножницами. Крупы. Смешайте фасоль, горох, чечевицу и попросите ребёнка разобрать всё в разные чашечки. Таким образом, в результате систематической работы над развитием речи и мелкой моторикой пальцев рук, можно добиться положительных результатов в речевом развитии. У детей улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма, дети демонстрируют хороший нажим на письме. Все это создает благоприятную базу для более успешного усвоения программного материала на занятиях.

Так же у детей активизируются психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширяется словарный запас, а также развиваются важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать, быть коммуникабельными и развивать творческие способности детей.

Еще один важный элемент развития моторики включает в себя развитие графомоторных навыков.

Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Развитие графомоторных навыков у детей способствуют развитию мелкой моторики рук, учат точно координировать движение руки, развивать ориентировку в пространстве, произвольное внимание, память, совершенствуют зрительное и слуховое восприятие.

Недостаточно сформированный графомоторный навык, прежде всего, проявляется у детей, имеющих общее недоразвитие речи. Как правило, двигательная недостаточность наблюдается при несформированности координации сложных движений, неуверенности при выполнении точных движений, снижения скорости выполнения таких движений. У таких детей наблюдаются нарушения мелкой моторики пальцев рук, проявляющиеся в недостаточной координации пальцев, кистей рук. Плохо сформированная координация пальцев рук, в значительной степени препятствует ребенку освоению навыка письма, а так же может оказать негативное влияние в дальнейшем на усвоение ребенком в школе орфографических навыков и самостоятельной письменно - речевой деятельности в целом.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет. Например, дети должны уметь различать пространственное расположение предметов (верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т.п., должны знать и уметь отличать основные геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник). Они должны уметь различать величину предметов, знать понятия больше, меньше, часть, целое.

Содержание графических упражнений разнообразны: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков). Это такие упражнения, как «Графический диктант» (ребёнок по инструкции влево - вправо, вверх - вниз на листе бумаги в клеточку вычерчивает узор или фигуру);

  • различные «дорожки»:
    • нарисуй дорогу, по которой поедет машина;
    • обведи пальцем дорогу, по которой двигалась птица, пчела, заяц;
    • раскрась беговую дорожку;
    • обведи путь, по которому летел самолётик;
  • «Дорисуй недостающую фигуру»;
  • «Найди, кто спрятался»;
  • «Нарисуй такой же контур, кружочки, рисунок».

Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах, функции контроля как неотъемлемые компоненты графо-моторной деятельностию Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке. Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе. Рука ребенка первоклассника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы руки, поэтому большую помощь в развитии графомоторных навыков имеет рисование. В процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего школьника, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, способностью регулировать движения руки в соответствии со словом учителя. В ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета, знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием регулируются усилия руки при нажиме. Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

  • штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;
  • раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
  • обведение рисунка по контуру, копирование;
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание изображений.