Развивающая программа для детей с ОВЗ "Моё первое путешествие в мир театра"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, ОВЗ, театр, инклюзия


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы - социально-педагогическая.

Актуальность программы

Театральное искусство способствует развитию и стимулированию творческих способностей дошкольников, особенно детей с ОВЗ.

Театр развивает интегративные качества детей. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства.

Театр - коллективное искусство. Реализуется инклюзивный подход в обучении. Главным направлением в деятельности инклюзивного обучения становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников и взрослых на правах «равных партнеров», формирование принимающей «толерантной» позиции участников инклюзивного пространства. Ребенок с ОВЗ учится плодотворному взаимодействию с другими детьми, овладевает коммуникативными навыками межличностного общения и коллективного творчества;

Основной язык театрального искусства - действие, основные видовые признаки - диалогическое общение и игра в самом широком смысле.

Поскольку у всех детей с ОВЗ (в зависимости от этиологии) снижен интерес к игре, то в качестве основной стоит задача формирования положительного эмоционального отношения к игровой деятельности, интереса к игре. Игра, являясь ведущей психологической деятельностью дошкольников, помогает приобщению ребенка к театральному искусству, делает это искусство близким и значимым для него.

В настоящее время живое общение с окружающим миром уходит на второй план. Ребенок с ОВЗ, оказываясь под влиянием современных реалий, часто оторван от естественных условий взаимодействия с окружающим его миром, общение с природой, взрослыми сводится до минимума. Нарушенная структура общения усугубляет нарушения в развитии. Страдают все аспекты его развития: физические, эмоциональные и интеллектуальные. А занятие театральным искусством включает в работу физический, эмоциональный и интеллектуальный аппарат человека, театр обращается к ребенку как к целостной личности, что очень важно для дошкольников с ОВЗ.

Цель программы – формирование театральной культуры посредством обучения азам театральной деятельности, развитие интереса к искусству театра.

Задачи программы:

Обучающие:

  • дать общие сведения о театре;
  • обучить свободно ориентироваться на сценической площадке;
  • обучить передаче образов и эмоций через слово, жест, пластику;
  • обучить выполнять этюды на заданную тему.

Развивающие:

  • развить творческие способности;
  • развить речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к истории театра театральным традициям ;
  • воспитывать уважительное отношение к русской и мировой культуре;
  • воспитывать потребность в коллективном творчестве;
  • воспитать выносливость, терпение и ответственность за результат как своей, так и коллективных работ;
  • сформировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию;
  • сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе творческой деятельности;
  • формировать общие этические нормы и правила поведения;
  • способствовать повышению самооценки и успешности;
  • воспитать выносливость, терпение и ответственность;
  • воспитать культуру поведения на сцене, за сценой;
  • воспитать уважительное отношение друг к другу и к педагогам.

Возраст обучающихся по данной программе: 4-7 лет.

Форма и режим занятия

Форма занятий – очная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу с перерывами продолжительностью 5-10 минут после каждых 20 минут непрерывной непосредственно образовательной деятельности.

Для успешной реализации программы, с учетом возрастного состава группы, целесообразно количество детей в группе 5-8 человек.

Срок реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 72 часа.

Планируемые результаты

Предметные результаты

По итогам освоения программы, обучающиеся будут знать:

  • о театре, как о виде искусства, сценической культуре;
  • об устройстве театра и театральных профессиях;
  • основные понятия в рамках театра.

уметь:

  • свободно ориентироваться на сценической площадке;
  • передавать образы и эмоции через слово, жест, пластику;
  • выполнять этюды на заданную тему.

Личностные результаты реализации программы

По итогам освоения программы у обучающихся будут развиты:

  • коммуникативные компетенции: умение работать в команде, паре, коллективе;
  • работоспособность, умение довести работу до конца;
  • культура организации деятельности;
  • внимательность;
  • наблюдательность;
  • осознанное выполнение правил поведения в различных образовательных ситуациях, публичных выступлениях;
  • адекватная самооценка в рамках театральной деятельности;
  • стремление к совершенствованию результатов в актерской игре;
  • ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию;
  • ответственность и целеустремленность.

2. ФОРМЫ ОЦЕНКИ

Формы контроля

Реализация программы «Моё первое путешествие в мир театра предусматривает контроль в форме опросов, викторин и творческих показов.

Итогом является спектакль.

Средства контроля

Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих критериев:

Фамилия, имя
обучающегося

Знание основных понятий театра (I)

Умение свободно ориентироваться на
сценической площадке
(II)

Умение передавать образы и эмоции через
слово, жест, пластику
(III)

Умение выполнять этюды на заданную тему (IV)

 

Результативность обучения дифференцируется по трем уровням (высокий, средний, низкий).

Высокий уровень:

  • знает более 5 и более видов театра, устройство театра, театральные профессии (6 и более профессий); умеет свободно ориентироваться на сценической площадке;
  • умеет самостоятельно передавать образы и эмоции через слово, жест, пластику;
  • творчески подходит к выполнению этюда.

Средний уровень:

  • знает 3-4 вида театра, устройство театра, театральные профессии (3-5 профессий); умеет свободно ориентироваться на сценической площадке, но иногда не может до конца удержать внимание и сбивается с задания;
  • умеет передавать образы и эмоции через слово, жест, пластику, но иногда требуется помощь педагога;
  • умеет выполнять этюды на заданную тему.

Низкий уровень:

  • знает 1-2 вида театра, устройство театра, театральные профессии (1-2 профессии);
  • с трудом ориентируется на сценической площадке;
  • затрудняется передавать образы и эмоции через слово, жест, пластику; затрудняется выполнять этюды.

Позиции педагогического наблюдения:

  • активность участия во всех проводимых мероприятиях;
  • позиционирование себя членом коллектива;
  • самоконтроль поведения и деятельности;
  • конструктивное отношение к себе в деятельности, к мнению окружающих;
  • активность участия в мероприятиях коллектива и за его пределами;
  • умение позитивно взаимодействовать в паре, группе, команде;
  • вежливость, доброжелательность, бесконфликтность поведения;

Критерии педагогического наблюдения:

  • проявляет /не проявляет интерес к знакомству с историей коллектива;
  • активен / пассивен в процессе учебной деятельности;
  • принимает /не принимает участие в мероприятиях,
  • проявляет / не проявляет культуру поведения в различных образовательных ситуациях;
  • проявляет / не проявляет эмоциональную устойчивость в различных образовательных ситуациях;
  • проявляет / не проявляет стремление к совершенствованию результатов;
  • проявляет / не проявляет умение позитивного взаимодействия с другими членами коллектива.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы
аттестации
(контроля) по разделам

Всего

Теорети- ческих

Практи- ческих

1. Вводное занятие

 

1

1

-

Опрос

2.

Давайте познакомимся

1

-

1

Опрос

3.

Путешествие в мир театра

6

3

3

Опрос

4.

Страна Фантазий

12

2

10

Творческая работа

5.

Театральная азбука

30

3

27

Зачет

6.

Путешествие в сказку

20

2

18

Творческая работа

7.

Итоговое занятие

2

1

1

Творческая работа

Итого:

72

12

60

 

Содержание учебно-тематического плана

1. Вводное занятие

Теоретическая часть. Ознакомление с программой. Правила поведения на занятиях.

2. Давайте познакомимся

Практическая часть. Участие в играх на знакомство.

3. Путешествие в театр

Теоретическая часть. Виды театра. Устройство театра. Театральные профессии. Законы театра. Театральная этика, Загадки о театральных профессиях

Практическая часть. Игра «Театральная разминка», выполнение этюдов.

4. Страна Фантазий

Теоретическая часть. Виды внимания. Образы и фантазии.

Практическая часть. Выполнение упражнений на собранность, на развитие внимания и воображения.

5. Театральная азбука

Теоретическая часть. Словесное, физическое взаимодействие. Взаимодействие и взаимозависимость партнеров. Этюд. Особенности театральной игры. Основные понятия ритмики. Культура и техника речи.

Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие координации движений, гибкости и пластичности. Выполнение упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Выполнение разнообразных физических упражнений. Игровые ритмические упражнения. Пальчиковые игры. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Скороговорки. Творческие игры со словом. Работа над интонацией. Выполнение упражнений, направленных на контакт друг с другом. Развивающие игры. Создание простейших пластических этюдов.

6. Путешествие в сказку

Теоретическая часть. Викторина. Загадки. Сказки. Чтение и разбор сказки для постановки.

Практическая часть. Сочиняем сказку, этюдные импровизации. Этюдная работа над выразительностью слова, жестов, пластики к разным сказкам. Репетиция и постановка сказки.

7. Итоговое занятие

Теоретическая часть. Подведение итогов обучения по программе.

Практическая часть. Творческий показ.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение программы

Реализация программы «Моё первое путешествие в мир театра» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности: беседы, конкурсы, игры.

При реализации программы используются следующие образовательные технологии: технология личностно-ориентированного обучения.

При реализации программы используются следующие методы обучения: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация, показ), практические (выполнение практических заданий).

Реализация программы предусматривает использование следующих методических материалов:

  • подборка видеофильмов о повадках животных, насекомых, птиц;
  • подборка видеозаписей детских спектаклей;
  • подборка музыкального сопровождения по программе;
  • подборки сценических и пальчиковых игр, игр-фантазий; подборка материаловдля этюдной работы:
    - сборники стихов: Заходер Б.В. Про всех на свете. М., 2007;
    - Усачев А.А. 333 кота. М., 2006;
    - Мориц Ю.П. Крыша ехала домой. М., 2010;
    - Исключения из правил. М., 2010 и др.
    - сборники рассказов и сказок - Сутеев В. Сказки и картинки. М., 1992; Козлов С.Г. Сказки о Ежике и Медвежонке; Чапек Й. Приключения песика и кошечки: Сказки. СПб., 2011 и др.
  • подбор иллюстративного материала.

Исходя из возрастной специфики детей с ОВЗ, наиболее широко представлены в программе игровые приемы. Они позволяют заинтересовать детей творческим процессом, создают веселую непринужденную атмосферу и способствуют раскрепощению и снятию зажимов, что очень важно для детей с особенностями развития.

В программу включены разные виды игр:

  1. Сценические игры, в ходе которых обучающиеся овладевают элементами актерского мастерства. Эти игры направлены на развитие воображения, внимания, внутренней концентрации. В ходе игр происходит освоение сценического пространства, отработка «бессловесного действия», снятие мышечных зажимов. К таким играм относятся: «Поймай воображаемый мяч», «Пройди по тонкому льду, горячему песку, глубокому снегу», «Разбейся на пары», «Скульптор», «Изобрази животное», «Передай эмоцию» и другие.
  2. Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, которая тесно связана с развитием коры головного мозга, что особенно важно для детей с ОВЗ. Такие игры способствуют психическому и физическому развитию детей с ОВЗ. Есть сюжетные пальчиковые игры, которые сами по себе являются небольшим номером: «У жирафов пятна…», «Под кустом шалашик-домик», «Пять маленьких рыбок…» и др., в них наряду с характерными движениями происходит проговаривание текста; есть пальчиковые игры, в которых кистью руки надо изобразить предмет, такие игры могут быть использованы для создания этюдов теневого театра: «Зайчик», «Собака», «Флажок» и др.
  3. Игры-фантазии направлены на развитие воображения. Это игры, к ходе которых дети могут увидеть любой привычный для них предмет с совершенно новой, необычной стороны, одушевить неодушевленный предмет, наделить его характером. К таким играм можно отнести задания продолжить рассказ, придумать неожиданный финал истории, придумать небольшой диалог, обыграть предлагаемые обстоятельства и др.
  4. Игры на контакт с партнером необходимы для создания сплоченного, дружного коллектива. Это такие игры как «Слепой и поводырь», «Доверчивые ладошки», «Чугунный шар», «Передай ленту по кругу» и др. Помимо игровых приемов в программе используются следующие методы и приемы:
  5. Рассказ. В ходе рассказа педагога дети получают новые знания. Исходя из того, что детям с ОВЗ трудно запоминать большое количество информации, рассказ должен быть недолгим и сочетаться с показом иллюстративного материала.
  6. Объяснение используется во время этюдной работы, процесса изготовления кукол и т.д. При помощи этого метода обучающиеся приобретают навыки работы с куклой и материалами для ее изготовления.
  7. Беседа позволяет детям выразить свое мнение, изложить имеющиеся у них знания.
  8. Показ.

Исходя из психофизических особенностей детей с ОВЗ каждое занятие должно включать в себя разнообразные игры и задания, предполагать обязательную смену видов деятельности, переключение внимания, что способствует профилактике усталости и поддержанию интереса у детей. Можно каждое отдельное занятие выстраивать по общему плану; такой повторяющийся порядок, «режим» занятия успокаивающе влияет на детей с ОВЗ, позволяет им чувствовать себя увереннее. Предлагаемый план занятия может гибко изменяться в соответствии с определяемыми задачами и условиями – могут добавляться другие виды деятельности (например, просмотр видеофрагментов спектаклей и др.), некоторые этапы могут быть сокращены.

Примерный план занятия:

  1. игра-разминка (для настраивания на «рабочий» лад, улучшения настроения, концентрации внимания);
  2. сценическая игра, игра-фантазия (для развития актерских способностей, воображения и т.д.);
  3. основная часть занятия – работа в соответствии с темой занятия;
  4. заключительный «ритуал», одинаковый для всех занятий (еще одна игра-разминка или просто определенное количество коллективных хлопков).

Спектакль является своеобразным итогом знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, в индивидуальной работе.

Непосредственная подготовка к спектаклю состоит из работы над диалогами пьесы, над отдельными сценами, декорациями, костюмами. Именно в творческом театре можно научить ребенка с ОВЗ преодолевать жизненные ситуации, развивать способность к лучшей адаптации. Ребенок приобретает те же навыки поведения, в которых нуждается, и освобождается от тех форм поведения, которые его дезадаптируют. Дети самостоятельно распределяют роли, намечают план действия, ищут характерные черты, используя для этого пластику своего тела, мимику, тембр голоса, Для ребенка существенным становится не только передача определенного образа, но и то, как созданный им образ действует на зрителей. Желание ребенка достичь конечного результата помогают организованности и дисциплинированности его на занятиях.

Театр - это дело коллективное, воспитывающее в детях чувство причастности к труду взрослых, самоутверждению личности ребенка, развитию его творчества, эстетического вкуса.

Воспитательный компонент программы

Воспитание является важным аспектом образовательной деятельности, логично «встроенной» в содержание учебного процесса и может меняться в зависимости от возраста обучающихся, уровня программы, тематики занятий, этапа обучения.

В процессе обучения по программе приоритетным является стимулирование интереса к занятиям, воспитание бережного отношения к материалам и оборудованию, используемых на занятиях.

В процессе обучения педагог особое внимание обращает на воспитание эмоциональной отзывчивости, культуры общения в коллективе, работоспособности, аккуратности.

Оценивание результатов воспитательной работы происходит в процессе педагогического наблюдения на протяжении всего периода обучения.

Важной формой освоения программы: является участие в различных мероприятиях, в конкурсах и фестивалях.

Важными мероприятиями воспитывающего характера при обучении по программе являются посещения музеев, концертов и спектаклей - это воспитывает у детей уважение к духовному и материальному культурному наследию.

Методы воспитания

  1. Методы формирования сознания (методы убеждения):
  • объяснение,
  • рассказ,
  • беседа,
  • пример (педагогический, литературный, личный пример педагога);

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:

  • приучение,
  • педагогическое требование,
  • упражнение,
  • общественное мнение,
  • воспитывающие ситуации,
  • поведенческий тренинг;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности:

  • методы поощрения (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков): создание «ситуации успеха», благодарность, награждение и др.;

При реализации программы используется следующая образовательная технология: технология развития творческого потенциала личности.

Материально-технические условия реализации программы

Требования к помещению для занятий:

    светлое, хорошо проветриваемое помещение, стулья.

Оборудование:

    аудиоаппаратура с mp3;
  • ноутбук или компьютер;
  • проектор.

Список использованной литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду. М., 2010.
  2. Антипина А.Е. Театрализованные представления в детском саду. М., 2010.
  3. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М., 2005.
  4. Буренина А.И. Театр всевозможного. СПб., 2002.
  5. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. СПб., 2007.
  6. Голубовский Б.Г. Наблюдения. Этюд. Образ. М., 2001.
  7. Дрознин А.Б. Физический тренинг актера. М., 2004.
  8. Карпов Н. Уроки сценического движения. М., 1999.

Интернет-ресурсы