Цель: сформировать артикуляторный и акустический образ звуков «П», «Пь», оптического образа буквы «П».
Задачи:
- Закрепить понятия «согласный твердый», «согласный мягкий звук».
- Закрепить навык различения твердых и мягких согласных с опорой на акустический образ.
- Познакомить с оптическим образом буквы «П».
- Развить фонематический слух и восприятие на лексическом материале с данными звуками.
- Развить навык звукобуквенного анализа и синтеза слов из 4, 5 звуков.
- Закрепить правило написания «ШИ».
- Закрепить навык образования относительных прилагательных от существительных.
- Закрепить понятие «слово-признак».
- Закрепить понятие «слово-действие»
- Развить внимание, память, мышление.
I. Организационный момент
Отгадай загадку (Слайд 2).
Я нарежу кабачок,
Перца сладкого стручок.
И добавлю к ним картошку,
Лук, морковь, укроп, горошек.
Что-нибудь возьму из круп —
И сварю отличный…! (суп)
Какой первый звук в слове «СУП»? (с) Какой второй? (У) Какой третий? (П). Сегодня мы познакомимся со звуком «П»!
II. Основная часть
1. Закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных (Слайд 3.).
Вспомним какой бывает суп… Посмотри на продукты и скажи какой из этого получится суп!
2. Развитие навыка звукового анализа. Закрепление понятия «Согласный твердый звук». (Слайд 4).
Вот такой разный бывает суп. Сделаем звуковой разбор слова «СУП». Какой первый звук в слове? (С). Каким цветом будем обозначать? (синим). Какой второй? (У). Каким цветом будем обозначать? (красным). Какой третий? (П). Надо подумать каким цветом будем обозначать….
Звук «П» тянется? (нет). Поется (нет). Когда мы его произносим есть преграда для воздуха? (да). Значит этот звук гласный или согласный? (согласный). Твердый или мягкий? (твердый). Каким цветом будем обозначать? (синим)
3. Знакомство с оптическим образом буквы «П». (Слайд 5)
Произносим мы звуки, а пишем мы буквы. Настало время познакомиться с буквой «П».
4. Знакомство с фонетическим образом звука «Пь». Закрепление понятий «согласный мягкий». Развитие фонематического слуха и восприятия. (Слайд 6).
У нашего звука «П», есть младший брат – звук «Пь». Согласный мягкий «ПЬ» будем обозначать каким цветом? (зеленым). Прочитай слоги по строчкам и скажи какой там звук? Твердый «П» или мягкий «ПЬ».
5. Развитие зрительной и слуховой произвольной памяти. (Слайд 7).
Посмотри внимательно на картинки. В названии каких есть звук «П»? (назови). В названии каких есть звук «ПЬ»? (назови). Запомни
6. Развитие фонематического восприятия. (Слайд 8)
Вспомни и назови картинки со звуком «П». А теперь вспомни и назови картинки со звуком «Пь».
7. Развитие навыка звукового анализа. Закрепление понятия «слово-признак». (Слайд 9).
Отгадай загадку.
Чтобы доску отпилить
Нужно вам её купить.
Сто зубов её ужасных
Пилят дерево, как масло.
Даже ножку у стола
Перепилит вам ….
Сделаем звуковой разбор слова «ПИЛА». Какой первый звук в слове? (Пь). Каким цветом будем обозначать? (зеленым). Какой второй? (И). Каким цветом будем обозначать? (красным)Какой третий? (Л). Каким цветом будем обозначать? (синим)Какой четвертый? (А) Каким цветом будем обозначать? (красным) Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных твердых? Сколько согласных мягких?
Подбери к слову «пила» столько слов признаков (отвечает на вопрос «какая?»), сколько треугольников появится.
8. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие зрительного внимания, памяти. (Слайд 10, 11 ).
Знакомься. Это Питер. Он профессиональный шпион! Какой первый звук в его имени? (ПЬ). Питер просит помочь зашифровать слово-отгадку из предыдущего задания. Какое там было слово? (ПИЛА). Вместо букв нужно записать цифры, соответствующие нужной букве.
Пила. Какой первый звук в слове? (Пь). Какую букву нужно писать? (П). Какой цифрой заменим? (1). Какой второй звук в слове? (И). Какую букву нужно писать? (И). Какой цифрой заменим? (3) Какой третий звук в слове? (Л). Какую букву нужно писать? (Л). Какой цифрой заменим? (6) Какой четвертый звук в слове? (А). Какую букву нужно писать? (А). Какой цифрой заменим? (9)
Догадайся, какое слово Питер зашифровал.
ЗАПОМНИ! «ШИ» пишется с буквой «И»! Хотя там слышится звук «Ы».
9. Закрепление навыка звукового анализа. Закрепление понятия «слово-действие» (Слайд 12).
Отгадай загадку.
Он гроза морей,
Шхун и кораблей.
Не рыбак и не солдат,
А беспощаднейший… (пират)
Какой первый звук в слове? (Пь). Какой второй звук в слове? (И). Какой третий звук в слове? (Р). Какой четвертый звук в слове? (А). Какой пятый звук в слове? (Т).
Подбери к слову «ПИРАТ» столько слов-действий (отвечает на вопрос «что делает?») сколько стрелочек появится.
III. Итог. (Слайд 13, 14)
С какими звуками мы сегодня познакомились? И какой буквой? Посчитай, сколько букв «П» в следующем задании. Прочитай слова, которые спрятались с круге из букв.