Логопедия

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Запуск речи у детей с задержкой речевого развития 2024

    Автор: Гришко Марина Викторовна

    Задержка речевого развития (ЗРР) – замедление приобретения речевых навыков по сравнению со средневозрастными показателями. Это небольшое отставание от нормативов речевого развития (максимум до полугода!).

    задержка речевого развития

  • Кинезиология на практике 2024

    Автор: Насильнова Наталья Валерьевна

    Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения. Еще кинезиологию называют гимнастикой для мозга.

    кинезиологические упражнения, кинезиологические приемы

  • Ольга Капица – слова мастерица: музыкально-литературная композиция по колыбельным, потешкам и пестушкам из книги "Баю-баю-баиньки"" 2024

    Автор: Епифанова Ольга Владимировна

    С 2008 года в Волгограде проводятся «Дни русского языка», посвящённые нашему знаменитому земляку, российскому лингвисту, специалисту по сравнительно-историческому языкознанию, слависту, лексикографу, этимологу, доктору филологических наук, члену-корреспонденту АН СССР, академику РАН, Олегу Николаевичу Трубачёву (23.10.1930, Сталинград – 9.03.2002, Москва). Ребята из подготовительной к школе группы «Умники и умницы», участники фольклорного кружка «Родничок» и кружка «Язык родной, дружи со мной» МОУ детского сада № 21 решили участвовать в номинации «Мои первые книжки» фестиваля и подготовить музыкально-литературную композицию по колыбельным, потешкам, пестушкам из книги Ольги Капицы «Баю-баю-баиньки».

    колыбельные песни, потешки

  • Нейропсихологические приемы на уроках русского языка 2024

    Автор: Караваева Наталья Викторовна

    Не зная законов развития детского мозга, современному учителю невозможно результативно преподавать. Сегодня мы с вами поговорим о приемах, которые можно использовать на уроках русского языка в 5–9-х классах.

  • Конспект занятия в подготовительной логопедической группе 2024

    Автор: Шинкарева Елена Николаевна

    В этом году осенью вы все пойдете в школу. В первый класс. А сейчас давайте на минуточку представим, что уже наступило 1 сентября и мы собираемся в школу на уроки.

    логопедическая группа

  • НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Путешествие в страну Знаний» 2024

    Авторы: Проваткина Елена Геннадьевна, Шмыга Марина Викторовна

    Цели урока: обобщить и систематизировать знания детей о звуках; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей делить слова на слоги; формировать и совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.

    подготовительная группа

  • Автоматизация звука [Р] в стечении согласных звуков [КР], [ГР] 2024

    Автор: Бабенко Светлана Викторовна

    Предложен ряд заданий для закрепления автоматизации звука [Р] в стечении согласных звуков [КР], [ГР].


  • Логопедическая заметка 2024

    Автор: Сысоева Жанна Александровна

    Мы живём с вами в обществе, которому свойственно постоянно меняться. И сегодня в рамках новой парадигмы образования речь идёт о сближении двух образовательных систем – общей и специальной, так как число детей, нуждающихся в коррекционной помощи неуклонно растёт.

  • Дислексия. Профилактика и предрасположенность 2024

    Автор: Криштапович Анна Владимировна

    Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, но необходимо задуматься о том, насколько важную роль во всём играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в соответствии с определённой закономерностью. Если происходят изменения в закономерном формировании речи, то речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и как следствие, ведёт к стойкому речевому нарушению, исправить которое может только специалист-логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей.

    дислексия

  • О нормах развития детской речи 2024

    Автор: Чагина Мария Николаевна

    Для нормального становления речевой деятельности необходимо полноценное формирование ее предпосылок. Их можно разделить на основные группы, а именно - сохранные физиологическая и психологическая базы. Еще одним немаловажным фактором полноценного речевого развития детей является благоприятное социальное окружение. Оно обеспечивает межличностное общение при всех видах коммуникации и представляет собой языковую модель для подражания. Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов. Для развития речи необходимо многообразное постоянное общение со взрослым» а именно – рассказывание, беседы, чтение книг и др. Чтобы правильно научиться говорить нужна огромная, разнообразная, инициативная практика речи. Взрослые должны развивать речевую активность ребенка, помогать ему преодолевать скованность и застенчивость, выбирать игры и увлечения, связанные с речью.

    развитие речи

  • Опыт использования рабочих листов в работе учителя-дефектолога с учащимися начальной школы 2024

    Авторы: Виноградова Светлана Игоревна, Хомякова Юлия

    Учитель-дефектолог – в рамках начальной школы работает с детьми, которые не способны самостоятельно в полной мере усваивать школьную программу и поэтому нуждаются в особом подходе в обучении. Причиной тому могут являться нарушения речи, зрения, слуха, метального и физического развития, эмоционально-волевой сферы и другие. В данной статье мы рассмотрим работу с учащимися с ЗПР (задержкой психического развития) и нарушениями речи (в том числе письменной).

  • Пословицы и поговорки о семье на занятиях учителя-логопеда, как элемент воспитательной работы 2024

    Автор: Перекрестова Екатерина Владимировна

    В статье описываются методы воспитания на занятиях учителя-логопеда с учащимися младшего школьного возраста через устное народное творчество – пословицы и поговорки о семье. Данная тема очень актуальна, так как помогает учащимся прочувствовать народную мудрость, благодаря которой мы бережно храним традиции предыдущих поколений. Пословицы и поговорки помогают понять ценность семейных отношений. Закреплять навык письма и чтения, обогащать словарный запас, развивать умение передавать свои мысли.

    пословицы, поговорки

  • Помощь родителям при занятиях с дошкольниками логопедической гимнастикой 2024

    Автор: Хуторова Наталья Михайловна

    Задачи артикуляционных упражнений: укрепление мышц языка, развитие его подвижности; растяжение подъязычной уздечки; развитие подвижности нижней челюсти, увеличение работоспособности; улучшение внимания, памяти; развитие пространственных представлений.

    логопедические упражнения

  • Развивающие задания на тему "Семья" для логопедических олимпиад и других мероприятий 2024

    Автор: Лузан Светлана Владимировна

    Тема семьи, чувств и взаимоотношений в семье поколений родных людей является центральной в культуре народов России. Объявление 2024 года Годом семьи естественным образом сделало эту тему самой предпочтительной для включения её в различные культурные и развивающие мероприятия, в том числе и мероприятия для детей с нарушениями речи. В своей статье я хочу представить набор развивающих логопедических заданий, которые я готовила к городской открытой логопедической олимпиаде для обучающихся начальных классов, имеющих статус ОВЗ и обучающихся, получающих логопедическую помощь в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Красноярска. Думаю, что представленные задания на тему семьи могут быть использованы как для различных современных форм логопедических мероприятий (брейн-рингов, квестов, викторин), так и на логопедических занятиях. Они помогут специалисту-логопеду сделать занятия подвижными, интересными и результативными.

    ОВЗ, семья


  • Работа учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра в дистанционном формате 2024

    Автор: Таряник Оксана Сергеевна

    В статье рассматривается логопедическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в дистанционном формате. В настоящее время, из-за сложившейся сложной оперативной обстановки в Белгородской области, возникла необходимость в дистанционном формате обучения для детей, в том числе для детей с расстройствами аутистического спектра. В статье приводится структура проведения логопедических онлайн-занятий на примере конкретного ребёнка.

    дистанционное обучение, дети с расстройствами аутистического спектра

  • Книгу ничто не заменит 2024

    Авторы: Гирская Татьяна Юрьевна, Побережная Ольга Михайловна

    Самая главная задача обучения ребёнка c ОВЗ – научить его читать и привить любовь к чтению книг. Школьники, с которыми мы занимаемся, пятиклассники с интеллектуальной недостаточностью. У них ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, нарушение эмоционо-волевой сферы и недоразвитие всех компонентов речи. Основная задача в работе с такими детьми максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции и развить речевую коммуникацию. Без чтения книг и правильного подбора литературы это вряд ли получится. Учащиеся нуждаются в полноценной пище для ума, им необходимы примеры здравого смысла, мудрости, нравственные ориентиры. Один из лучших способов заставить мозг работать – занимать его чтением книг. Чтение развивает память, тренирует воображение и внимание. Чтобы следить за содержанием книги, необходимо в течение какого-то времени внимательно удерживать в памяти последовательность событий.

  • Театр как коррекционный метод работы 2024

    Авторы: Гирская Татьяна Юрьевна, Побережная Ольга Михайловна

    Одним из методов коррекционной работы с учащимися с нарушением интеллекта выбрана театральная деятельность. Использование данного вида положительно влияет на развитие речи детей: развивает их коммуникативные качества, учит выражать эмоции и чувства, помогает взаимодействовать друг с другом. Театральная деятельность требует определенной подготовки. Это и разучивание текстов, и подбор костюмов и декораций, музыкальное сопровождение, многочисленные репетиции и яркие выступления. Всё это способствует развитию речи, совершенствует навык чтения, формирует чувство коллективизма и воспитывает чуткое отношение друг к другу. Подбору текстов для спектаклей отводится особое внимание, учитываются возрастные особенности и специфика детей с интеллектуальной недостаточностью. Важно, чтобы в спектаклях участвовали все школьники. Поэтому чаще мы пишем сценарии сами. Одной из таких сказок хотим поделиться. Новогодняя сказка «Ёлочка» - это театр теней. Вместе с детьми были подготовлены картонные герои, сказочные декорации и подобрано музыкальное сопровождение.

    театрализованная деятельность

  • Использование логических блоков Дьенеша в развитии речи детей с ОНР 2024

    Автор: Зайнагабдинова Гульсум Габбасовна

    Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства, заставляют искать такие формы организации образовательного процесса, при которых бы сохранились элементы познавательного, учебного и игрового общения, а также интегративный подход и решение различных образовательных задач в рамках одной игровой ситуации. Для этого необходимо использовать универсальный дидактический материал, который позволял бы решать задачи из разных образовательных областей. Я считаю, что одним из таких материалов являются «Логические блоки Дьенеша». Они в большей степени способствуют выявлению, реализации и развитию познавательных возможностей каждого ребенка, а также привлекают детей своей яркостью, сходством с конструктором, возможностью использования в любой игре. Блоки доступно на наглядной основе, знакомят детей с формой, цветом, размером, толщиной. Развивают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификации), логическое мышление, творческие способности, познавательные интересы. Играя с блоками, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по правилам, перестроение и др.) Известно, что логические блоки широко используются в дошкольных учреждениях и обычно их используют для формирования элементарных математических представлений.

    блоки Дьенеша

  • Комплексное лексико-грамматическое занятие по теме "Продукты" 2024

    Автор: Щуплова Светлана Владимировна

    Цели занятия: обучать детей пересказу с элементами драматизации.

  • Возможности использования логоритмики в коррекционно-логопедической работе 2024

    Автор: Есьман Ю И

    Данная статья рассматривает вопрос использования элементов логоритмики педагогами различной специальности. Использование логопедической ритмики имеет неоценимое значение для развития малышей, делает образовательно-воспитательный процесс интересным, разнообразным и привлекательным.

    логоритмика

  • Семинар "Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФОП ДО" 2024

    Авторы: Буданова Александра Александровна, Шабельникова Ирина Владимировна

    Развитие связной речи является самым первым и самым важным условием успешности обучения ребёнка в школе. Правильное (адекватное) восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать полные, развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.


  • Нетрадиционные способы автоматизации звукопроизношения в связной речи 2024

    Автор: Лаврищук Наталия Александровна

    Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука.

  • Сказкотерапия в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми дошкольного возраста 2024

    Автор: Михневич Татьяна Владимировна

    В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Да и сам характер речевых патологий изменился. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, то есть ведут к возникновению закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Все это заставляет искать методы и формы работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Многолетняя практика показали, что добиться положительного результата в работе с детьми ОВЗ можно, если с наряду с традиционными логопедическими занятиями, включать в коррекционную работу комплексные занятия, с использованием нестандартных форм и методов таких, как сказкотерапия.

    Сказкотеропия

  • Влияние пословиц и поговорок на речевое развитие детей через дидактические игры 2024

    Авторы: Ильенко Ирина Леонидовна, Миллер Елена Викторовна

    К огромному сожалению, современные родители, с их ускоренным темпом жизни, замещают общение с детьми на просмотр телевизора, вместо чтения включают просмотр мультфильма или игры на компьютере, где мелькание кадров не дают возможность детям понять смысл произведения, а отсутствие общения и обсуждения увиденного лишают детей возможности сделать для себя вывод или проанализировать данное произведение. Нравственный смысл пословиц иногда может быть глубок для ребенка, в этом случае надо брать пословицу, в которой два смысла: один – внешний, живописный, доступный для ребенка, а второй – внутренний, недоступный, для которого внешний служит живописной оболочкой. Например, пословица «Куй железо, пока горячо» может быть объяснена детям только с внешней стороны. А глубинный смысл они осознают позже.

    пословицы, коррекционная работа, поговорки, Дети с тяжелыми нарушениями речи ТНР, дети с ТНР

  • Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти у дошкольников с ОНР 2024

    Автор: Криворучко Ольга Николаевна

    В данной статье предлагаются упражнения для развития фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которые можно включать в различные этапы работы над звуком. На начальном этапе используются игры на различение неречевых и речевых звуков.

    ОНР

  • Формирование словаря признаков у дошкольников с ОНР при развитии лексической стороны речи 2024

    Автор: Криворучко Ольга Николаевна

    Целью логопедической работы по формированию словаря признаков является развитие тактильного, слухового, вкусового, обонятельного восприятия и закрепление обобщающего сенсорного опыта, используя в активной речи слова-признаки. Мной был подобран комплекс специальных упражнений, способствующих развитию как пассивного, так и активного словаря признаков с опорой на все виды восприятия.

  • Фонематическое восприятие. Развитие в онтогенезе 2024

    Автор: Титова Елена Николаевна

    Фонематическое восприятие. Развитие в онтогенезе.

  • Тематическое занятие на тему "Зима" 2024

    Автор: Петрова Ирина Юрьевна

    Цели занятия: уточнение и расширение знаний детей о зиме, как времени года, о зимних явлениях в неживой природе; совершенствование грамматического строя речи: использование имен существительных в косвенных падежах, развитие навыков словообразования и словоизменения, упражнение в подборе и употреблении слов с противоположным значением, продолжать развивать в детях умение подбирать однокоренные слова.


  • Специфика работы учителя-логопеда по запуску речи у детей с задержкой речевого развития (ЗРР) 2024

    Автор: Болотнова Анна Александровна

    Задержка речевого развития является одной из наиболее распространенных проблем, с которой сталкиваются дети в раннем возрасте. Учителя-логопеды играют ключевую роль в помощи таким детям развить и улучшить свои коммуникативные навыки. В этой статье мы рассмотрим основные приемы, которые применяют учителя-логопеды для успешного запуска речи у детей с задержкой речевого развития.

    задержка речевого развития

  • Применение элементов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста 2024

    Автор: Шалимова Наталья Игоревна

    Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ. В моей работе применение ТРИЗ-технологии приводит к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, а также диалектического мышления. При использовании ТРИЗ-технологий основная задача: не давать детям готовые знания, а учить находить их самостоятельно.

    старшие дошкольники