Литература
-
Развитие читательской грамотности на уроках русского языка через исследовательскую деятельность в средней школе 2024
Внедрение разнообразных текстовых форматов в учебный процесс стимулирует интерес учащихся, способствует их более глубокому вовлечению в учебу и, следовательно, положительно влияет на развитие читательской грамотности в средней школе. Помимо этого, результативность применения исследовательских методов в рамках обучения русскому языку в средней школе видна не только в улучшении языковых навыков, но и в формировании целостной личности, способной к саморазвитию и успешной социализации. Отметим, что повышение уровня читательской грамотности непосредственно сказывается на общей грамотности учащихся, создавая благоприятные условия для их успешной адаптации и развития в современном обществе.
-
Конспект занятия по читательской грамотности. 8-й класс 2024
Цель занятия: формирование умений читательской грамотности при помощи информационных текстов о бабушке В.П.Астафьева.
-
Методическая разработка к уроку литературы "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова" 2024
Цели урока: расширение представления учеников о личности поэта и его жизни; раскрытие своеобразия творческой личности М.Ю.Лермонтова.
-
Использование бережливых технологий в работе учителя русского языка и литературы 2024
Бережливые технологии, известные также как Lean Management, представляют собой набор инструментов и методов, направленных на повышение эффективности и снижение потерь в производственных процессах. В современном образовании эти методы могут быть успешно адаптированы и использованы учителями для улучшения качества обучения и повышения продуктивности своей работы.
-
"Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкин 2024
Презентация выполнена к изучению сказки А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
-
Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М.Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»). Урок внеклассного чтения в 11-м классе 2024
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа М.А.Шолохова «Чужая кровь»; развивать речь учащихся при монологическом высказывании; привить интерес к изучению прошлого своей страны через видение его писателями-современниками; способствовать становлению морально-этических качеств старшеклассника.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учеников 8-го класса. Тема: «Урок добра» 2024
Цель урока: воспитание духовно-нравственной личности, формирование потребности в чтении.
-
Роль пушкинской реминисценции «Заячий тулуп» в стихотворении А.С.Кушнера. Методика обучения сопоставительному анализу 2024
В 8 классе анализ функции художественной детали «заячий тулуп» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дает различные возможности для сопоставления повести с другими произведениями именно с точки зрения использования этой детали другими авторами. Заячий тулуп упоминается в стихотворениях Д.Самойлова, А.Кушнера, в тексте песни группы «Любэ» «Заячий тулупчик», написанном И.Матвиенко. Интересно проследить, какую роль играет пушкинская деталь в произведениях современных поэтов.
-
«Мы в ответе за всех, кого мы приручили» по рассказу Леонида Николаевича Андреева «Кусака» 2024
Цели урока: проанализировать рассказ (образ Кусаки); формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать самостоятельные творческие тексты, анализировать проблемную ситуацию рассмотреть позицию автора и художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть образы героев.
-
Музыка, стихи, загадки, пословицы о животных 2024
Цели и задачи урока: развивать у обучающихся интерес к миру природы и музыки; пополнять знания обучающихся о животном мире из стихотворений, загадок, пословиц, научных статей; воспитывать экологическую и эстетическую культуру.
-
Проектная работа по литературе "Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В.Гоголя" 2024
Предмет работы: исследование художественных приемов, используемых автором; отличительные черты гоголевской фантастики, а также вплетение фантастического в реальную жизнь. Практическая значимость: материалы и результаты работы могут быть использованы на уроках при изучении произведений Н.В.Гоголя в 7–9-х классах с целью расширения знаний по фольклору и русской литературе XIX века. Цель работы: исследование роли фантастических мотивов в произведениях Гоголя.
-
Изучение зарубежной литературы на уроках литературы с целью приобщения учащихся к мировой классике 2024
В научной статье рассматривается то, как современное литературное образование – является приобщением учащихся к искусству слова, богатству не только русской классической литературы, но и зарубежной литературы.
-
Методическая разработка урока “А.Грин «Алые паруса». Роль мечты в жизни человека” 2024
Цели урока: определить, какую роль играет мечта в жизни героев произведения; познакомить учащихся с краткой биографией А.Грина, его произведением "Алые паруса"; знать литературные термины (феерия, повесть, биография, средства художественной выразительности); вызвать интерес к творчеству писателя.
-
Проект социально-педагогического партнёрства с родителями «Семейное чтение» 2024
Цель проекта: формирование читательской грамотности у школьников посредством новых форм взаимодействия родителей, учителя, ученика.
-
Влияние сказки на психологию ребёнка 2024
Ученик, а если быть точнее, то ребенок – это гениальная личность, это индивид, над которой надо поработать ювелирно, для достижения реального положительного результата.
-
Рабочий лист по произведению Д.Дефо "Робинзон Крузо" 2024
Рабочий лист по произведению Д.Дефо «Робинзон Крузо» может быть использован как на уроке, так и в качестве домашнего задания, направлен на проверку самостоятельного чтения учащихся. Виды деятельности обучающихся: отвечать на вопросы, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) главы повести, уметь характеризовать героев повести, анализировать детали; высказывать своё отношение к героям произведения. Организация с помощью рабочего листа самостоятельной деятельности школьников соответствует требованиям Федеральной рабочей программы ООО.
-
Формирование семейных ценностей на уроках литературы 2024
Семейные ценности играют важную роль в жизни каждого человека, оказывая значительное влияние на его мировоззрение, поведение и жизненные приоритеты. В современном обществе, где традиционные устои подвергаются серьезным испытаниям, особенно важно обратить внимание на воспитание этих ценностей. Одним из эффективных средств формирования семейных ценностей является преподавание литературы в школе. Формирование семейных ценностей на уроках литературы является важной задачей современной школы. Литературные произведения предоставляют уникальную возможность для глубинного осмысления роли семьи в жизни человека, помогают развивать эмпатию, нравственные качества и критическое мышление. Используя разнообразные методики преподавания, учителя могут эффективно способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям, что является залогом гармоничного развития личности и общества в целом.
-
Интеллектуально-познавательная игра «Брейн-ринг» для 10–11-х классов 2024
Цели и задачи: развитие творческих способностей учащихся, раскрытие их интеллектуального потенциала, поддержание устойчивого интереса к литературе, привитие навыков в решении логических задач; выявление талантливых учащихся, выработка командного духа, умение слаженно работать в едином коллективе в условиях ограниченного времени.
-
Создание диафильмов и анимационных фильмов на уроках литературного чтения, родной литературы, внеурочной деятельности 2024
Основным умением, которым должен овладеть ученик начальной школы – это умение работать с текстом. В своей работе я использую множество приемов работы с текстом, направленные на формирование читательской грамотности. Но, для лучшего усвоения текста, его проработки, на уроках необходимо использовать работу с рисунком. Рисунок – это средство мышления, реализация представления учащихся. Чем взрослее становятся дети, тем больше становится их потенциал. Поэтому возникла идея по созданию диафильмов и мультфильмов к произведениям программы.
-
Проект "Как сочинить волшебную сказку" 2024
Особенностями волшебных сказок является наличие волшебного элемента (чуда), нарушения запрета, уход героя из дома, борьба со злом, наличие повторов и закона троичности, наличие устойчивых выражений, постоянных эпитетов, счастливого конца. Большинство волшебных сказок обладают единой структурой при разнообразии содержания. Для того чтобы сочинить волшебную сказку, необходимо придумать главное событие сказки; подумать, что заставит героя уйти из дома, что произойдет с ним в пути и какие события будут повторяться, как герою удастся победить врага и какую награду он получит; взять зачин, концовку из любимых сказок и придерживаться составленной схемы сочинения волшебной сказки.
-
Сценарий внеклассного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Любимая книга моей семьи» 2024
Данное внеклассное мероприятие разработано с целью помощи родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников и направлено на развитие интереса детей к чтению. Это мероприятие предназначено для проведения с детьми старшего дошкольного возраста совместно с родителями.
-
Урок-викторина в 5-м классе по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 2024
Урок является итоговым после прочтения сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и направлен на проверку знаний учащихся, раскрытие их творческого потенциала, закрепление пройденного материала. Урок построен в виде викторины с заданиями по тексту сказки и творческими заданиями.
-
Технологии общения с эпическим текстом на уроках литературы 2024
При изучении эпических произведений автор статьи часто провожу практические работы, которые ставят моих учеников в активную читательскую позицию по отношению к тексту. Суть работы состоит в следующем: на уроке читается начало рассказа до определённого момента, а затем ребята должны дописать его, то есть заняться очень полезной читательской деятельностью – сюжетосложением. Покажу технологию этой работы.
-
Исследовательская работа "Диалектные слова в творчестве поэтов "Очёрской лиры" 2024
Актуальность данной темы связана с тем, что диалектные слова постепенно исчезают из нашей речи, поэтому необходимо сохранять их как часть языковой культуры.
-
Анализ художественного текста на уроках литературы через иллюстрирование произведений 2024
Анализ художественного текста – это одно из основных направлений изучения литературы, которое позволяет учащимся глубже понимать и ценить произведения искусства. Введение элементов иллюстрации в процесс анализа текста поможет школьникам лучше воспринимать и запоминать информацию, создавать ассоциации и визуализировать содержание произведений. Обучение анализу художественного текста неразрывно связано с изучением основных литературных понятий, структуры произведений, а также исследованием языковых средств автора. При анализе текста через иллюстрации детям предлагается не просто анализировать слова, но и визуально воспринимать содержание произведений.
-
Применение современных приёмов и методов на уроках русского языка и литературы 2024
В данной статье рассматривается необходимость изучения новых педагогических технологий учителем-предметником. Используя различные методы и приёмы, мы помогаем современному ребёнку просто и наглядно усвоить довольно большой объём информации.
-
Сценарий «Похождения Чичикова» (Фантастическая комедия из жизни маленького человека по мотивам 1-й части поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души») 2024
Представлен сценарий «Похождения Чичикова» по мотивам 1-й части поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
-
Удивительный мир сказок А.С.Пушкина 2024
Задачи урока: повторить и закрепить знания сказок А.С.Пушкина, вспомнить интересные фрагменты; учить правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарный запас; развивать речь, умение внимательно слушать; воспитывать любовь, уважение и интерес к сказкам А.С.Пушкина; определить вид сказок А.С.Пушкина по их признакам; уточнить отличие авторской сказки от народной.
-
Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье» 2024
Цель урока: понять черты мировоззрения А.П.Чехова на основе анализа языка его произведений, продолжить обучать анализу художественного текста.
-
Разработка внеклассного занятия по литературе и психологии в 5-м классе. Тема: «Услышать, как дышит дерево… Семейные узы и философия жизни глазами ребенка» (по повести А.Нанетти «Мой дедушка был вишней») 2024
Проблема взаимоотношений ребенка с семьей, понимание себя в мире, воспитание человечности и способности выбирать важные жизненные ценности по-прежнему имеет значение и побуждает учителя к поиску ключей в современных и классических текстах. Повесть А.Нанетти «Мой дедушка был вишней» (пер. А.Красильщик, изд. «Самокат» 2016 г.) помогает провести аналогию между переживаниями главного героя в радостные и драматические моменты взросления и тем, что важно для подростка в реальной жизни. Особенно востребованным оказывается ракурс семейных ценностей, тонкий психологический подход автора книги к серьезным темам развода, потери, возвращения близких эмоциональных связей с родственниками. Цель и задачи представленного внеклассного занятия направлены на усиление перечисленных особенностей, призваны создать условия для развернутого обсуждения. Задания урока содержат психологический подход к теме, используются приемы групповой проектной работы, а также интерактивные упражнения с выходом на различные значимые аспекты взросления. Материал занятия может быть использован во внеклассной работе на уроках литературы.