Обследование артикуляционной моторики и мимической мускулатуры

Разделы: Логопедия

Классы: д/с, 1


Введение

Многие авторы отмечают, что количество детей с проблемами речевого развитии в последние годы значительно возросло. От того, как рано или поздно выявлены дефекты речи, от того, когда начата логопедическая работа с ребенком, страдающим нарушением речи во многом зависит результат исправления дефектов речи.

К сожалению, проблема раннего логопедического воздействия пока еще не всегда находит свое понимание у врачей-педиатров, не всегда и родители, имеющие детей с проблемами, на ранних этапах развития обращаются за помощью к логопеду или педагогу-дефектологу. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей в норме уже должны появиться все звуки речи, родители начинают замечать нарушенное произношение своих детей и только тогда обращаются за помощью к специалистам, которые и диагностируют у детей стёртую ту или иную логопедическую проблему. Большое количество детей с нарушениями остаются в массовых садах даже после выявления.

Например, при дизартрии иннервация органов речевого аппарата недостаточна, что приводит к ограничению подвижности артикуляционных и мимических мышц. Вследствие этого формирование движений, необходимых для красивого, чистого произношения, нарушается. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что в будущем создаст затруднения в обучении детей в школе.

Речь детей становится невнятной, смазанной, а нарушение мимической моторики делает речь неэмоциональной и безликой, что затрудняет общение детей со взрослыми и сверстниками.

Такие дети оказываются лишены возможности в полной мере вкусить все радости общения. Вдобавок дети с нарушениями речи в старшем дошкольном возрасте начинают осознавать свой речевой дефект, что часто приводит к ухудшению настроения, появлению комплексов и отрицательных черт личности, таких как пессимистичность и агрессивность.

Для того чтобы устранить нарушения в развитии артикуляционной моторике и мимической мускулатуры и обеспечить её правильное формирование необходимо ежедневно проводить логопедическую работу. В условиях массового детского сада логопедическая помощь по развитию артикуляционной и мимической моторики оказываемая детям с данной проблемой является недостаточной.

Поэтому проблема изучения особенностей развития артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей в настоящее время является очень актуальной. Исследованиями в данной области занимались такие известные авторы, как Е.Ф.Архипова, Е.Н.Винарская, Л.С.Волкова, О.В.Правдина, Л.В.Лопатина и др.

1. Теоретическое изучение проблем нарушения артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей

Таким образом, мы можем познакомиться с Дизартрией- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Дизартрия у детей возникает вследствие поражений центральной и периферической нервных систем. Причинами данных поражений являются различные неблагоприятные факторы перинатального, натального и постнатального развития. Самыми распространёнными из них являются: токсикозы, гипоксия, асфиксия и родовая травма.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в следствие поражения мозговых структур, которые необходимы для управления речедвигательным механизмом.

Степень проявления фонетических нарушений при дизартрии зависит от того, насколько сильно была поражена та или иная часть мозга, отвечающая за движение органов артикуляции. При лёгких поражениях наблюдается искажение звуков, «смазанность речи», а при тяжёлых - искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.

От других речевых нарушений дизартрию отличает тот факт, что при ней нарушается не только произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Нарушения произношения гласных звуков классифицируются по рядам и подъемам, нарушения произношения согласных звуков - по наличию и отсутствию вибрации голосовых складок, способу и месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу. При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается, вследствие чего дети не воспринимают состояние мышц речевого аппарата.

Также при этом нарушении у детей наблюдаются насильственные непроизвольные движения языка, неправильные артикуляционные уклады.

К неречевым симптомам дизартрии относят расстройства сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей и мелкой моторики пальцев рук, эмоционально-волевой сферы, психических функций (внимания, памяти, мышления), познавательной деятельности, своеобразное формирование личности.

Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 85%. Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. А также взаимосвязь между тяжестью поражения верхних конечностей и поражением речевой мускулатуры.

Одной из особенностей дизартрии является частое сочетание в ней различных клинических синдромов. Это объясняется тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.

Часто встречающимся нарушением речи среди детей дошкольного возраста является лёгкая, стёртая форма дизартрии. Нередко она сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи).Что свидетельствует о нарушениях в артикуляционной моторике и мимической мускулатуре обследуемого.

2. Методы обследования артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей

Обследование органов артикуляции начинается с определения состояния артикуляционного аппарата. Данные обследования вносятся в индивидуальную карту ребенка.

Строение органов артикуляции оценивается визуально. Ребенку предлагалось широко открыть рот, произнести звук «а». В момент произнесения шпателем опускалась средняя часть языка. Одновременно визуально оценивалась плотность небно-глоточного смыкания.

При обследовании моторики органов артикуляции обращалось внимание на подвижность мягкого неба, состояние небно-глоточного рефлекса, подвижность и активность губ, языка, нижней челюсти, отмечался характер выполнения движений (сила и объем движений, переключаемость с одной артикуляционной позы на другую, умение держать позу, истощаемость. Для этого детям предлагалось выполнить по словесной инструкции и по подражанию следующую серию упражнений.

Обследование моторики артикуляционного аппарата проходит в следующем порядке с использованием приводимых ниже заданий.

1. Двигательная функция губ:

  • сомкнуть губы;
  • округлить губы, как при произнесении звука о, удержать позу под счет до 10;
  • вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу под счет до 10;
  • вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10;
  • растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5;
  • максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10;
  • поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;
  • опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;
  • многократно произносить губные звуки (6-6-6, п-п-п).

2. Двигательная функция челюсти:

  • широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть;
  • сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед.

3. Двигательные функции языка:

  • положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;
  • положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;
  • переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;
  • высунуть язык (лопаточкой, иголочкой);
  • приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт);
  • поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам;
  • упереть язык в правую, затем в левую щеку;
  • закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;
  • произвести движение языком вперед-назад при открытом рте.

4. Двигательная функция мягкого нёба:

  • широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке);
  • логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу;
  • при зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи. Рекомендации к анализу результатов обследования моторных функций.

При анализе результатов следует обратить внимание на следующие моменты:

  • доступность для ребенка предлагаемого задания;
  • качество выполнения движения (сохранение объема движения, возможность фиксации той или иной позы, четкость и точность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вялость, расторможенность, недифференцированность движений);
  • особенности переключаемости: доступность переключения с одного движения на другое, плавность переключения, его скорость, наличие персевераций, застревание на одной позе;
  • особенности двигательной памяти, внимания, самоконтроля;
  • количество попыток при выполнении движений, возможности обучения;
  • темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения темпа; качество выполнения движений при ускоренном темпе;
  • ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон тела; неуверенное знание;
  • особенности удержания позы (спокойное или напряженное, раскачивание из стороны в сторону, балансирование туловищем, руками, головой, сход с места или рывки в стороны и т.п.);
  • соответствие двигательной реакции сигналу;
  • наличие сопутствующих, насильственных движений;
  • наличие саливации (в обследовании артикуляционного аппарата).

За каждое упражнение дети получают от 0 до 4 баллов:

  • 4 балла - четкое выполнение движений;
  • 3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
  • 2 балла - незначительные изменения объема, силы и точности движений;
  • 1 балл - отсутствие удержания позы; выраженные изменения силы, точности, объема; трудности переключения речевых движений; девиации языка;
  • 0 баллов - задание не выполняется.

Что же касается обследования мимической мускулатуры ребенка. Обследование мимической моторики (объема и качества движений) включает приводимые ниже задания и осуществляется в следующем порядке.

1. Мышцы лба:

  • поднять брови, нахмурить брови;
  • наморщить лоб.

2. Мышцы глаз:

  • легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки;
  • закрыть правый глаз, затем левый;
  • подмигнуть.

3. Мышцы щек:

  • надуть левую, затем правую щеку;
  • надуть обе щеки одновременно;
  • перекатывать воздух из одной щеки в другую.

4. Мимика лицевых мышц:

  • изобразить различные эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг, грусть, недовольство.

5. Праксис лицевой мускулатуры:

  • символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье.

При оценке даннной пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сглаженности носогубных складок, плотность смыкания губ.

  • 4 балла - проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции;
  • 3 балла - проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены;
  • 2 балла - проба выполняется по образцу, четкость и темп резко снижены. Затруднено или невозможно поочередное закрывание глаз. Отмечается неплотное смыкание губ;
  • 1 балл - затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония), синкинезии;
  • 0 баллов - полная невозможность выполнения задания.

Соответствующее диагностирование помогает выявить проблему и сформировать пути ее решения.

Заключение

Проанализировав данную работу, можно выделить следующее, что у большинства детей, например, с минимальными дизартрическими расстройствами снижен объём движений органов артикуляции и мимических мышц, нарушен тонус мышц лица и языка, а также снижена кинестетическая чувствительность в области артикуляции. В то же время у детей с нормальным речевым развитием вышеуказанные патологические проявления отсутствуют, а движения отличаются лишь небольшой моторной неловкостью.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей, к примеру, со стёртой дизартрией имеются свойственные данной форме нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Следовательно, чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше будет её результат. Т.к. стёртую дизартрию у многих детей диагностируют после пяти лет, для устранения моторных нарушений детей необходима каждодневная логопедическая работа.

К сожалению, не все дети с речевыми нарушениями попадают в логопедические детские сады. Многие дети со стёртой дизартрией остаются в массовых группах, а логопедическая помощь, оказываемая детям данной группы, является недостаточной. В связи с этим возникает потребность в разработке проекта по развитию артикуляционной и мимической моторики у детей данной группы.

Соответственно данные нарушения артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей затрудняют формирование артикуляционной базы речи, что в свою очередь приводит к фонетическому недоразвитию речи. Нарушения моторных функций отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей.

Также своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи.
Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависят выбор адекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с речевой проблемой и, эффективность данного воздействия.

Библиографический список

  1. Черникова Ю.В. Обследование артикуляционного аппарата [Электронный рес.] // Логопедический портал.
  2. Общая характеристика дошкольников с дизартрией и стертой дизартрией [Электронный рес.]
  3. Белякова Л.И.Логопедия. Дизартрия / Л.И.Белякова, Н.Н.Волоскова, - М.: Просвещение: Владос, 2009.
  4. Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями (по методике Г.А.Волковой).