Развитие Soft Skills навыков как способа реализации ФГОС для обучающихся с ЗПР в начальной школе

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: ЗПР


Появление термина «soft skills» - это один из знаков появления в современном мире новых запросов общества в развитии личности, и в первую очередь, личности ребенка.

Отсутствие единой интерпретации термина в русском языке пока приводит к отсутствию единой трактовки содержания его учеными, хотя буквальный перевод понятия с английского языка предлагает обозначать данным термином «мягкие» или «гибкие» навыки.

При этом более детальная трактовка в Оксфордском словаре определяет «мягкие» навыки – как «личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми», то есть осуществлять продуктивную коммуникацию[1]. «Гибкие» же навыки определяются как «комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью» [2].

_______________

1. Корзунова А.А. Интерпретация понятия soft skills в русском и английском языке // Вестник МГУ. – 2017. - № 28. – Т.2.
2. Степина О.С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития// Молодой ученый. – 2017. - № 9. – С. 221-227.

Совершенно очевидно, что оба определения имеют отношение к эффективному взаимодействию и коммуникативным навыкам, но, тем не менее, позволяют ученым различным образом истолковывать содержание, используя довольно общие, часто неопределенные, субъективные, художественные, нежели точные терминологические определения.

Так, О.Абашкина под soft skills понимает «человеческие качества, без которых даже самый лучший профессионал не сможет добиться хорошего результата…» [3], М.А.Кононова Баринова понимает их как «дополнительный (вспомогательный) язык общения [4], О.Сосницкая описывает их как «коммуникативные и управленческие таланты» [5] и пр.

_______________

3. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере. - URL: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere.
4. Сосницкая О. Soft skills: мягкие навыки твердого характера. - URL: http://be-st.ru/ru/blog/13
5. Степина О.С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития// Молодой ученый. – 2017. - № 9. – С. 221-227.

В целом, прослеживается общая направленность всех определений на развитие коммуникативных навыков, и именно этот аспект трактовки понятия «soft skills» делает его актуальным для использования в отношении развития детей с задержкой психического развития уже в начальной школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС), вступивший в действие с 01.09. 2016 года [6], в числе важнейших направлений указывает «обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся ЗПР», что в полной мере отвечает содержанию термина «soft skills», так как именно развитие коммуникативных навыков позволяет ребенку выстраивать взаимодействие и со взрослыми и со сверстниками, а также, как требует ФГОС, «эффективно реализовывать и осваивать программу коррекционного развития и адаптированную основную образовательную программу начального общего образования» [7].

_______________

6. Там же.
7. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847).

Все три вида результатов освоения программы: личностные, метапредметные и предметные включают наличие у детей компетенций, необходимых для решения различных задач, осуществления познавательных, регулятивных и коммуникативных действий и обеспечивающих становление социальных отношений детей и их адаптации в обществе.

Все это позволяет утверждать, что именно «soft skills» навыки решают следующие задачи.

Во-первых, они позволяют формировать и развивать у детей в начальной школе представления о собственных возможностях, развивают умения обратиться к учителю при возникающих проблемах в обучении и овладении навыками, помогают детям научиться использовать помощь взрослого для разрешения проблем, в том числе, при помощи современных технологий СМС-сообщения, научиться в качестве обратной связи формулировать проблему и показывать учителю свое понимание или непонимание задачи.

Во-вторых, «soft skills» навыки, позволяют детям расширять знания о правилах коммуникации, получать новый опыт и включать в общение больший круг людей для достижения целей, формируют умения начать, поддержать и завершить разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, позволяют научиться социальным ритуалам и этическим правилам и пр.

Наконец, «soft skills» - это условие развития у детей общей картины мира, развития способности понятно для собеседника передать свои впечатления, эмоции, способности взаимодействовать с людьми.

Мягкие или гибкие навыки помогают детям развить и осознать свои социальные роли в обществе, осознать социальные ценности, помогают эффективно общаться и учитывать при этом и возраст и социальный статус своего собеседника. Очень важным результатом мягких навыков является умение избежать, уйти от негативного контакта, выразить свои чувства, проявить инициативу.

Все это происходит через навык коммуникации, который является одним из основных факторов психического развития ребёнка. Благодаря коммуникации ребенок полноценно развивается и имеет свою индивидуальность. Важно понимать, что для ребёнка с ЗПР характерно изменение выстраивания общения, что объясняется, в первую очередь, наличием у детей сопутствующих речевых нарушениях. Дети с ЗПР имеют дефекты в звукопроизношении, они испытывают сложности при восприятии и осознании услышанного, пересказ также вызывает трудности. Нарушения в речевом развитии, слаборазвитые коммуникативные умения приводят к тому, что ребёнок с ЗПР отстраняется от сверстников и порою от педагога.

Совершенно очевидно, что недоразвитие речи у детей с ЗПР имеет системный характер, поэтому в процессе коррекционных занятий, развивая коммуникативные навыки как навыки «soft skills» необходимо стимулировать речевую активность детей, развивать фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, формировать навыки понимания и построения развернутых речевых высказываний.

Вся работа осуществляется совместно учителем-логопедом и психологом.

Таким образом, стандарт, определяя требования к обучению детей, включает «soft skills» как одно из условий эффективной социализации ребенка.

Список использованной литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
  2. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере. - URL: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere.
  3. Бацунов С.Н. Современные детерминанты развития soft skills //Концепт. – 2019. - № 6. – с. 22-27
  4. .Корзунова А.А. Интерпретация понятия soft skills в русском и английском языке // Вестник МГУ. – 2017. - № 28. – Т.2.
  5. Степина О.С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития// Молодой ученый. – 2017. - № 9. – С. 221-227
  6. Сосницкая О. Soft skills: мягкие навыки твердого характера. - URL: http://be-st.ru/ru/blog/13