Пропедевтика речевых нарушений в кружковой работе с дошкольниками 4–5 лет

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с


Пропедевтика (от греч. предварительно обучаю) - подготовительный к обучению этап, введение в систематическое обучение. Его цель - подготовить психологически и содержательно к успешному решению учебных задач.

Кружок коррекционно-речевой направленности «Речецветик» решает эту задачу.

Есть дети 4-5 лет, имеющие нарушения речи, в силу тех или иных причин не имеющие возможности попасть в логопедические группы на 3 года обучения. Есть и такие, у которых недостаточно сформирована артикуляционная мускулатура, недостаточно развита мелкая моторика. Им тоже требуется логопедическая помощь.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

Для чистого произношения необходимы правильное речевое дыхание, развитые артикуляционные мышцы, а также развитая мелкая мускулатура пальцев рук.

М.М.Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка.

На занятиях кружка можно найти все составляющие, необходимые для того, чтобы дети научились хорошо и красиво разговаривать.

Цель программы: подготовить детей к правильному произношению звуков речи.

Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.

Задачи:

  • Познакомить с органами артикуляции.
  • Совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке. Сказки о веселом язычке очень нравятся детям.
  • Развивать движения кистей и пальцев рук. На занятиях дети играют с бусами, шнуровкой, мячиками Су-джок, прищепками, поют песенки и попевки Железновой.
  • Способствовать развитию правильного речевого дыхания. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений: нечёткое произношение слов, ускоренный темп речи, позднее освоение некоторых звуков.
  • Формировать навыки самомассажа лица. Это прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.
  • Формирование осознания собственного тела и ориентировки в схеме тела.
  • Способствовать развитию координации речи с движениями. Коррекционная направленность этих упражнений предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

Программа рассчитана на один год (с октября по май).

Форма проведения занятий: фронтальная.

Программа ориентирована на детей 4-5 лет.

Продолжительность занятий: 20 минут.

Количество занятий: 1 раз в неделю.

Результаты

Кружковая работа в данном направлении ведется в саду уже несколько лет и приносит очень хорошие результаты. Дети с тяжелыми нарушениями речи приходят в логопедические группы подготовленные, что значительно облегчает дальнейшую работу по постановке звуков речи. Дошкольникам с нарушением произношения, не попавшим в логопедические группы, необходима дальнейшая работа с логопедом, которая проходит значительно легче, или же для постановки звука достаточно только показать правильную его артикуляцию, и далее его автоматизировать.

Пропедевтическая направленность кружковой работы помогает сократить количество детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и оптимизировать сроки оказания квалифицированной коррекционной помощи по преодолению речевых нарушений.

Литература

  1. Артикуляционная гимнастика в считалках / Т.А.Куликовская. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 64 с.
  2. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.
  3. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. - М.: Книголюб, 2004. - 16 с.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 352 с.
  5. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - автор-сост. О.А.Зажигина. - СПб:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2013. - 96 с.
  6. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г.Шишкова. - М.: Книголюб, 2004. - 132 с.
  7. http://docplayer.ru/27686706-Programma-kruzhka-po-razvitiyu-i-sovershenstvovaniyu-motoriki-organov-artikulyacii-i-melkoy-motoriki-zvukograd-na-god.html