Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Классы: д/с, 1, 2

Ключевые слова: речевое развитие


Введение

Ранний возраст ребенка является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других и регуляции собственного поведения человека, то есть в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах внешней и внутренней. Внешняя представлена следующими видами: устная речь (монолог, диалог); письменная речь. На ее развитие оказывают влияние множество факторов: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), а также условия окружающей среды. Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей 3-го года жизни занимались такие учёные, как Н.И.Жинкин, М.И.Лисина, А.В.Запорожец, Р.С.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Л.Н.Леонтьев и другие. Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж.Пиаже, В.Штерна и другие. Проведенные исследования М.М.Кольцовой показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы.

Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать. Функция кисти уникальна и универсальна. Она - основной орган туда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

С древнейших времен первой формой общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. На развитие речи ребенка, оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции руки ребенка и ее координации. Особенно перспективным и значимым в этом смысле является использование игровых упражнений, пальчиковой гимнастики и включение их в занятия по развитию речи во всех дошкольных учреждениях.

Комплекс этих занятий необходимо разработать с позиции развития координации движения рук, тактильного восприятия предметов пространственной ориентации, развития мышечных ощущений, и формирования контроля над мышечным тонусом. Через освоение серийных комплексных упражнений можно развивать у ребенка не только зрительно-мышечную координацию, но и расширению активного и пассивного словаря ребенка, что подготавливает почву к формированию речи, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь.

1. Понятие речи и проблемы речевого развития у дошкольников и младших школьников

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков. В настоящее время уделяется немалое внимание проблеме речевого развития дошкольников и младших школьников. Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. В норме к пяти - шести годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата, дети правильно пользуются всеми звуками родного языка. Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или фразы, насыщенные сочетаниями звуков, которые ребенок еще не дифференцируют (С - Ш): «Шла Саша по шоссе». В 6-7 лет дети должны:

- правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук или с данным звуком;

- выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков;

- произносить сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист), определять количество слогов в слове;

- произносить длинные и сложные предложения (В саду за высоким забором растут яблони, а в кустах шиповник);

- употреблять в речи предлоги простые (в, на, из), и сложные (из-за, из-под, около, возле);

- правильно согласовывать в части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе) (Например: У Маши и Саши нет двух спелых яблок. Дети съели их в обед.);

- образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый - быстро);

- образовывать сравнительные степени прилагательных (длинный - длиннее - самый длинный), образовывать глаголы движения с приставками (обошел, зашел, пришел); понимать обращенную к ним речь в полном объеме;

- понимать сложные двусмысленные тексты;

- активный словарь быстро пополняется, лексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов, дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами, классифицируют предметы;

- самостоятельно составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки;

- логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «а»;

- понимать логико-грамматические конструкции (Петю ударил Ваня. Кто драчун?).

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. Связная речь дошкольника достигает довольно высокого уровня. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников и младших школьников с речевыми нарушениями, с недоразвитием речи.

Недоразвитие речи - это отставание в формировании каких-либо сторон речевой функциональной системы. Очень часто в детском саду и в начальной школе встречаются дети с фонетико-фонематическим нарушением речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Специфика речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариантности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия. У них наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. У детей с этим речевым дефектом встречается некоторая задержка лексико-грамматического развития.

Нередко у детей-дошкольников и младших школьников встречается общее недоразвитие речи (ОНР III уровня). При общем недоразвитии речи у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, фонематических процессов, лексики, грамматики. Отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. У большинства детей с ОНР имеется недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как внимание, восприятие, память, мышление. Для этих детей характерны как типологические, так и индивидуальные особенности состояния речевых и неречевых психических функций. У детей с IV уровнем речевого недоразвития (НВОНР) наблюдается незначительное нарушение дифференциации звуков речи, словоизменения (мужественный - мужовый, мускулистый - мускульный, книголюб - книжный, портной - порной), нарушение предложно-падежных конструкций, не всегда правильно применяют сложные по конструкции предлоги. Очень часто в логопедической практике встречается стертая дизартрия. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В.Лопатина).

Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.

В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием - до 35% детей имеют стертую дизартрию.

Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Перед педагогами дошкольных образовательных учреждений и учителями начальной школы встаёт вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план образовательных учреждений включаются задачи речевого развития дошкольников и младших школьников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Логопеды на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение фонематических нарушений, общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи, просодики и т.д. В тесной взаимосвязи логопеды работают с воспитателями, учителями, музыкальным руководителем, инструктором по ЛФК, медицинскими работниками, психологом, родителями. Воспитатели групп совершенствуют артикуляционную, мелкую и общую моторику, закрепляют произносительные навыки, навыки звукослогового анализа и синтеза, обогащают, уточняют и активизируют отработанную лексику в соответствии с лексическими темами программы, упражняют в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, формируют связную речь детей и т.д. Родители должны оказать требуемое воздействие на своего ребенка, имеющего дефект речи, посильную помощь ему. Ведь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Совместно с логопедом, воспитателями вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребенка.

Согласованность в действиях воспитателей, специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников и младших школьников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2. Развитие речи у ребенка в норме и клинические варианты нарушений устной речи

Способность разговаривать - отличительная черта человека, приобретенная в процессе эволюции. Функция речи определяется второй сигнальной системой коры головного мозга и принадлежит к когнитивным способностям. Физиологической почвой реализации устной речи является комплекс образований в головном мозге, нервные волокна и исполнительные органы. Координация сокращений голосовых связок гортани, движений височно-нижнечелюстного сустава, губ, языка и щек определяют четкое произношение и интонационную окраску детской речи. Первые попытки разговора у малышей появляются на первом году жизни. В возрасте 2-4 месяцев ребенок преимущественно кричит (период младенческих криков), чтобы его накормили или обратили внимание. Развитие речи у дошкольников происходит поэтапно: Гуление - появление согласных звуков на фоне длительно звучащего гласного. Кроме того, в период с 4 до 6 месяцы, в речи ребенка появляются первые короткие восклицания, которые не несут четкой смысловой нагрузки.

На 7-м месяце развивается преимущественно пассивная речь: ребенок понимает значение слов, с которыми к нему обращаются.

8-9-й месяц - период детского лепета. В этом возрасте появляются первые осмысленные короткие слова ребенка, образованные удвоением слогов «ма-ма», «па-па» и др.

До 2-х лет формируются первые простые предложения, к концу года - первые вопросы. В этот период дети пытаются активно удовлетворить потребность в общении.

От 2-х до 3-х лет - критический период в детском развитии, который сопровождается преимущественным увеличением пассивного словарного запаса (до 400 слов). Речь начинает обретать четкость и понятность для окружающих.

В дошкольном периоде (3-5 лет) ребенок посещает детский сад и другие коллективы, увеличивает активный словарный запас, учится грамотному оформлению речи.

Формирование речевых навыков в каждом ребенке происходит индивидуально, с учетом генетической предрасположенности и воспитания. Мальчики немного отстают в развитии от девочек (на 1-2 месяца). Однако наличие серьезных отклонений от этапов становления речи свидетельствует о формировании патологии, которая требует специального лечения.

Клинические варианты нарушений устной речи

Нормальное развитие речи зависит от физиологической состоятельности органов голосообразования и нервных центров. Кроме того, воспитательные моменты, атмосфера в семье и речь окружающих влияют на своевременное появление первых слов и фраз. В таблице представлены виды речевых нарушений в зависимости от уровня и степени поражения аппарата.

Тип нарушения устрой речи: Клинические варианты. Фонетико-фонематические расстройства, вызванные нарушением голосообразования, темпа и ритма речи.

Брадилалия (от «бради» - медленный) - уменьшение темпа речи, замедленном произношении фраз с сохраненной четкостью и грамотностью.

Тахилалия (от «тахи» - быстрый) - увеличение темпа речи. Характеризуется ускорением артикуляции без грамматических и лексических ошибок.

Заикание - темпоритмическая патология, при которой во время разговора появляются многократные повторы или паузы в словах. Возникает вследствие судорожного сокращения артикуляционного аппарата.

Дислалия - нарушение, которое характеризуется искаженным произношением или заменой отдельных звуков в словах при нормальном слухе и иннервации речевого аппарата ребенка.

Ринолалия (гнусавость) - расстройство, характеризующееся изменением тембра голоса вследствие органической патологии носовой составляющей речевого аппарата.

Носовые пазухи играют роль усиления звука при произношении, поэтому при патологии носовой перегородки или синуситах - возникает хроническая ринолалия.

Дизартрия - нарушение артикуляции, вызванное повреждением иннервации голосовых связок, мышц гортани, глотки, языка, губ и щек. Структурно-семантические расстройства, вызванные эндогенными (внутренними) факторами развития речи.

Алалия - врожденное отсутствие компонентов речи (лексического, фонематического и грамматического) вследствие повреждений структур головного мозга. Частой причиной является внутриутробная инфекция, травма или хроническая гипоксия (недостаточность кислорода) у плода.

Афазия - потеря речи вследствие очаговых повреждений центральной нервной системы после инфекции, травмы или опухолевого образования. Диагноз устанавливается после 3-х лет, когда патология возникает на фоне уже сформированной речи. А также можем видеть такую проблему, как Расстройство экспрессивной речи подразумевает не только устную, но и письменную составляющую.

Различают следующие варианты нарушений:

Дислексия - нарушение восприятия (чтения). Нервный центр представлен в нижней части теменной доли одного из полушарий головного мозга. Патология характеризуется утрудненным узнаванием букв, слиянием в слоги и слова. Дети с нарушением не правильно воспроизводят звуковую форму слов, не понимают значения написанного.

Дисграфия - нарушение моторной составляющей (письма). Расстройство возникает вследствие поражения нижней части прецентральной извилины доминантного полушария. Во время написания слов дети пропускают буквы, искажают слова, структуру фраз и предложений.

3. Причины возникновения проблем речевого развития у детей дошкольников и детей младшего школьного возраста и способы коррекции у них расстройств речевого развития

Нарушения речи возникают при повреждении структур речевого аппарата на любом из уровней. В зависимости от воздействующего фактора различают следующие причины речевых расстройств:

  • Внутриутробная инфекция, которая передалась от матери через плацентарный кровоток. Проникновение возбудителей кори, краснухи, токсоплазмоза и герпеса в организме плода характеризуется очаговым токсическим поражением структур головного мозга.
  • Применение фетотоксических (от «fetus» - плод) препаратов во время беременности, в том числе антибиотиков, проникающих через плацентарный барьер.
  • Острая или хроническая гипоксия плода, вызванная патологией матери (особенности образа жизни, вредные привычки, заболевания сердечно-сосудистой или дыхательной системы). Структуры нервной ткани чувствительны к изменению концентрации кислорода в крови, поэтому даже слабовыраженная или недлительная гипоксия ведет к нарушению развития отдельных центров.
  • Травма во время родов, связанная со сдавливанием головы или шеи плода. Механическое воздействие вызвано нескоординированными сокращениями мышц тазовой диафрагмы матери или грубым использованием акушерских щипцов.
  • Травматические повреждения. Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) с последующим сдавливанием вещества головного мозга, кровоизлияниями. Травмы лицевого черепа (неба, носовой перегородки), которые препятствуют развитию нормальной артикуляции.
  • Перенесенные инфекционные заболевания: ветрянка, корь, тяжелые формы гриппа, внутренний отит и др. Патологии характеризуются непосредственным воздействием на структуры головного мозга или внутреннего уха (расстройство экспрессивной речи формируется вследствие сниженного слуха или глухоты).
  • Патологии дыхательной системы. Снижение функциональной емкости легких, тонуса и силы дыхательных мышц сопровождается нарушением движения воздушного потока через голосовую щель. Коррекция с помощью специальной гимнастики направлена на формирование речевого дыхания. Кроме того, выделяют психолого-социальный компонент развития речи. Возникновению нарушений способствуют чрезмерные требования родителей, психологические травмы (стихийные катастрофы, смерть близких), сильный испуг, наличие патологии в окружении.

Речевые нарушения необходимо диагностировать в раннем возрасте, поскольку эффективность лечения напрямую зависит от степени выраженности симптомов и формирования стойких патологических навыков (гнусавости, заикания и др.).

Коррекция нарушений проводится с помощью следующих методов: Занятия с логопедом, которые направлены на постановку правильной артикуляции с помощью специальных упражнений для губ, языка, щек, и мышц неба.

Точечный или сегментарный массаж, проводится сертифицированным массажистом или логопедом. С помощью активации биологических точек на шее или верхней части спины расслабляются мышцы гортани, выравнивается дыхание.

Дыхательная гимнастика - комплекс упражнений, направленных на формирование правильного речевого дыхания у дошкольников. Особенностью наиболее применяемой методики по Стрельниковой является выполнение движения на вдохе, которые увеличивают функциональную емкость легких и повышают мышечный тонус.

Психотерапия с использованием нетрадиционных вариантов (ароматерапии, арт-терапии). При помощи игры с детьми врач или родители способствуют формированию доверительных отношений и отстраняют малыша от эмоционального давления.

Расстройство экспрессивной речи (письменной или устной) требует комплексного подхода к лечению. Необходимо придерживаться принципов систематичности и последовательности действий, чтобы способствовать нормальному развитию малыша.

Заключение

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что тема данной работы «Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников» раскрыта. На сегодняшний день она остро стоит во всем мире и требует пристального контроля со стороны специалистов, а самое главное со стороны родителей. Родитель зачастую не видит или не хочет видеть начинающихся проблем у своего ребенка, что в последствие может привести к серьезнейшим нарушениям. Так как становление речи - один из ключевых показателей развития человека, его дальнейшего успеха в современном обществе. Его жизни в целом.

Библиографический список

1.Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе. - М.: Изд. Дрофа, 2004.
2.Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 2006.
3.Ладыженская Т.А. Связная речь. Методика развития речи на уроках русского языка.- М., 1998.
4.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.
5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991.
7. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
8. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.