С каждым годом количество детей, имеющих речевые нарушения постоянно растёт. Это приводит к трудностям в овладении учебным материалом, что в свою очередь вызывает снижение учебной мотивации и трудности в поведении обучающихся. Следовательно, возникает необходимость в проведении коррекционно-развивающих занятий.
Одним из залогов успешности коррекционно-образовательной деятельности является совместная работа всех участников коррекционного процесса – педагогов, узких специалистов, родителей и других членов семьи. Сотрудничество семьи с педагогами становится всё более востребованным и мне как учителю-логопеду приходится искать новые точки взаимодействия и формы работы с родителями. В процессе работы с родителями повышается их интерес к проблемам детей, появляется заинтересованность в устранении речевых нарушений и укреплении здоровья детей.
Формы работы с семьей многогранны. Рассмотрим более детально каждую из форм взаимодействия учителя-логопеда с семьей.
Родительские собрания. Родительские собрания проводятся с целью поддержания интереса родителей к процессу коррекционной работы.
Беседа. Самая распространённая форма общения, которая позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения с родителями. В беседе намечаются пути оказания помощи в развитии речи и дальнейшего ее совершенствования.
Консультации. В течение всего учебного года в разное время проводятся индивидуальные консультации и беседы.
Семинары-практикумы. На семинарах-практикумах логопед знакомит родителей с практическими приемами логопедической работы. Например, семинар-практикум по развитию мелкой моторики, по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях, по формированию звукопроизношения, развитию фонематического восприятия и другие.
Открытые занятия. Целью открытых логопедических занятий является демонстрация того, какие методы и приёмы обучения использует учитель-логопед на занятии, как доступно подаётся материал. В ходе открытого занятия родители могут увидеть успехи своих детей за время обучения, определить уровень успеваемости на занятии у своего ребенка, в сравнении с другими детьми.
В последнее время становится все более распространенным использование информационно-коммуникативных технологий.
Использование традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с родителями способствует активному участию родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми. Совместная работа осуществляется регулярно на протяжении всего периода коррекционной работы. Именно благодаря этому эффективность коррекционно-образовательного процесса значительно повышается.