Что такое заикание?
Заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.
Причины заикания
- Самая распространённая причина (67,5%) - это испуг. Очень часто от испуга люди теряют, как говорится, «дар речи». Большинство на секунды, а многие на долгие годы.
- На втором месте - это ушибы и травмы (27,5%).
- Инфекционные заболевания и подражания.
- Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.
10 советов как избавиться от заикания
1 Совет. Самомассаж
Массаж очень полезно делать при заикании, так как он несёт несколько очень важных функций. Активизирует нервные окончания, расширяет периферические кровеносные сосуды, положительным образом влияет на нервную и другие системы организма.
Сначала необходимо выполнять гигиенический самомассаж. Он выполняется методом поглаживания. Расслабляет все мышцы тела, в том числе мимические и речевые. Ослабленные мышцы, после этого массажа, напротив, активизируются.
Техника массажа.
- Проводим лёгкими, поглаживающими движениями от середины лба к вискам;
- От середины лба к вискам и вокруг и под глазами до переносицы;
- От крыльев носа к ушам;
- Гладим щёки круговыми движениями, по часовой стрелке;
- Гладим шею;
- Рук, плеч в направлении к туловищу;
- Живота круговыми движениями по часовой стрелке.
Делаем вибрационный самомассаж методом энергичных постукиваний.
Техника вибрационного массажа.
- По лбу с произнесением звука М, по верхней губе с произнесением звука В, по крыльям носа с произнесением звука М.
- По нижней губе с произнесением звука З;
- По верхней части груди с произнесением звука Ж;
- По спине слева и справа на звуке М.
Вибрационный самомассаж лучше проводить стоя. Затем сделайте 5-10 медленных и спокойных вдохов и выдохов.
Точечный массаж.
2 Совет. Артикуляционная гимнастика
Развивайте и укрепляйте мышцы, участвующие в речевом процессе. Для этого необходимо выполнять упражнения для рта, челюсти, губ и языка.
Упражнение 1. Широко раскрыть рот. Первым условием чёткой и плавной речи, является свободно и широко раскрывающийся рот. Исходное положение - рот закрыт, губы и челюсти расслаблены, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Делаем вдох носом, рот при этом закрыт и длительно произносим звук А (аааааа), затем звук У (уууууу), О (оооооо), Ы (ыыыыыы).
Упражнение 2. Показать зубы, растянув губы в широкой улыбке. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 3. Вытягивание губ «в хоботок». Длительно произносим звук У. поворачиваем «хоботок» несколько раз вправо, влево, вверх и вниз (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую - вправо, влево. Повторит 3-4 раза.
Упражнение 4. Широко открыть рот. Поворачиваем язык в правую, затем в левую сторону. Повторить 4-5 раз.
3 Совет. Работа над дикцией
Специального внимания требует тренировка губ и языка, которые должны стать подвижными, легко управляемыми и эластичными. Упражняйтесь в проговаривании слогов, слов, маленьких фраз и текстов. Очень полезно зажать между зубами небольшую пробку так, чтобы её внутренняя сторона не касалась языка, а зубы были обнажены. И в этом положении тренировать дикцию. Делайте упражнение вместе с ребёнком.
Начинать нужно со звуков Й, Н, Нь, К, Кь, Г, Гь, Д, Дь, Л, Ль, Д, Дь, соединяя их с гласными, то есть с тех звуков, при произнесении которых не включаются губы. Например,
- лага-лада-лапа-лана
- лаго-ладо-лало-лано
- лагу-ладу-лалу-лану
Затем переходим к проговариванию слов и фраз. Лучше всего это делать на скороговорках. Скороговорки произносятся быстро, слитно, с многократным повтором отдельных слов и всей фразы.
4 Совет. Шёпотной речь
Монотонная речь - это речь, лишённая естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания давно известно.
5 Совет. Медленная речь
Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для устранения приступов заикания и в этом отношении мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного влияния, не поражая слушателя своей искусственностью, как речь ритмическая.
Существует три вида тонированной речи, а именно речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом.
6 Совет. Три вида речи
Совмещайте 3 вида речи. Говорите медленно, низким голосом однообразным тоном. Так нужно тренироваться произносить тексты, слова, скороговорки. И чем больше, тем лучше.
7 Совет. Дыхание
Считается, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функцией, которые, с одной стороны, обеспечивают жизнедеятельность организма, а с другой - поддаются эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек. Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Лёгкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого «органа».
Примерные дыхательные упражнения:
Все гласные звуки пропеваем на выдохе.
«Распускающейся цветок». Звук «А». Ребёнок стоит с опущенными руками. Через стороны поднимает руки вверх делая вдох. Опускает руки через стороны вниз, поёт: «А-а-а» на выдохе.
«Порубим дрова». Звук У. Ребёнок стоит с опущенными руками. Ноги ставит на ширину плеч. Поднимает прямые руки вверх и делая вдох. Затем производит наклон со звуком: «У-у-у».
«Облачко лети». Звук «О». Обучающийся стоит, руки опущены. Разводит руки в стороны и делает вдох. Затем руки медленно поднести ко рту, подушечки пальцев встретились, кисти образуют букву «О» и пропевает на выдохе: «О-о-о».
«Большой мяч». Звук «Э». Руки опущены вдоль туловища. На вдохе разводит руки в стороны. На выдохе поёт звук «Э-э-э» и медленно ведёт руки к груди, имитируя пойманный мяч.
«Качели». Звук «Ы». Руки опущены вдоль туловища. Медленно, на вдохе поднимает руки со сжатыми кулаками перед собой. На выдохе медленно отводит руки назад и поёт «Ы-ы-ы».
«Солнышко». Звук «И». Ребёнок стоит с опущенными руками и делает вдох. Очень медленно поднимает руки вверх, на выдохе поёт: И-и-и».
8 Совет. Говорим сопряжено
Ребенок вместе с педагогом (родителем) произносим фразы и слова.
9 Совет. Пересказы
Пересказывайте сказки, рассказы, увиденный фильм или мультик с детьми. В пересказе уже есть моменты, которые облегчают речь заикающегося. Запомнив последовательность изложения, ребенок создаёт для себя образец.
10 Совет. Речь - движение
Определённое облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают движениями. Так как движения, являются отвлекающим факторов в данном случае.
Главное - заниматься регулярно и не терять контроль над проблемой и верить, что все обязательно получится!
Список литературы
- Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей: Гном и Д, 2011. - 128 с.
- Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании: В.Секачев, 2003. - 30 с.
- Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой: М.: В. Секачев, 2007. - 62 с.
- Одинцова Т.С. Заикание у детей: Ростов-на-Дону, Феникс, 2010. - 228 с.