Задачи:
- активизировать биологически активные зоны, развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление;
- закреплять навык дифференциации звуков [с]-[ш] в слогах, словах и фразах, навыки чтения слогов и составления из них слов;
- воспитывать аккуратность.
Оборудование: зеркало, игрушка мальчика, игрушка девочки, игрушки в которых есть звуки [с]-[ш], картинки для артикуляционной гимнастики, распечатанное задание на листочке со слогами и картинками, цветные карандаши, картинки-символы, обозначающие звуки [с]-[ш], картинка к рассказу «После школы».
Ход занятия
I. Организационный момент
- Посмотри, кто пришел к нам сегодня в гости? (Логопед показывает кукол).
- Это Света и Миша. Они будут сегодня с нами заниматься и играть.
II. Основная часть
1. Уточнение артикуляции звуков [с]-[ш]
- Давай вспомним, как правильно произносить звуки [с]-[ш].
(Логопед показывает картинки):
- В каком положении находятся губы, зубы и язычок при произношении звука [с]? (Ребенок вместе с логопедом отвечает и показывает, что губы в улыбке, язычок лежит за нижними зубами, воздушная струя прохладная). Свистим как ветерок (С-с-с).
- А в каком положении находятся губы, зубы и язычок при произношении звука [ш]? (Ребенок вместе с логопедом отвечает и показывает, что губы округлены и выдвинуты вперед, язычок «Чашечкой», воздушная струя теплая). Пошипим как змейка (Ш-ш-ш).
2. Развитие фонематического слуха
- Давай теперь послушаем, какие звуки занятия мы услышим у наших гостей? (Логопед четко произносит имена гостей, ребенок определяет звуки [с]-[ш]). Молодец, всё верно!
- Ой, посмотри, наши гости загрустили! Они принесли с собой игрушки.
(Логопед раскладывает на столе игрушки, в названиях которых есть звуки [с]-[ш]), но никак не могут их поделить. Давай поможем нашим гостям. Игрушки в названиях которых слышим звук [ш] положим рядом с Мишей, а игрушки в которых слышим звук [с] положим рядом со Светой. (Ребенок подходит к столу и распределяет игрушки).
- Спасибо! Ты молодец! Теперь наши гости не будут грустить!
3. Пальчиковая гимнастика « Дружные ребята».
- Давай, пока Света и Миша играют со своими игрушками, мы поиграем с пальчиками.
Движения пальцев рук иллюстрируют стихотворные строки.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично соединяются
в «замок» и разъединяются.)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Одновременно дотрагиваемся подушечками
пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять…
(Поочередно соединяем одноименные пальцы:
большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять.
(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередное касание.)
Мы закончили считать.
(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)
4. Артикуляционная гимнастика
- Пальчики размялись, пора размять наш язычок! Давай покажем нашим гостям, как мы играем с язычком! (Логопед садится с ребенком перед зеркалом).
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка. («Улыбка».)
А теперь комарик я,
Хоботок есть у меня. («Трубочка».)
На лист кувшинки сели,
Друг на друга поглядели. («Лопаточка».)
Налили в чашки чай,
Его ты пей и не скучай. («Чашечка».)
И вкусное варенье
Дадим на угощенье. («Вкусное варенье».)
На качелях мы качались
И друг другу улыбались. («Качели».)
Покатаем шарик дружно,
Делать всем зарядку нужно. («Катание шарика».)
5. Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах и словах
- А ты знаешь, что Света и Миша приготовили для вас интересное задание? Они с удовольствием посмотрят, как ты справишься с ним. (Логопед дает ребенку листочек с заданием). Прочитай все слоги и подбери соответствующие картинки.
- Молодец! Света и Миша очень рады, что ты справился(ась) с их заданием!
6. Дифференциация звуков [с]-[ш] в чистоговорках
- А теперь мы покажем нашим гостям как мы умеем играть в «Повторялки».
- «Включаем ушки», (Ребенок дотрагивается указательными пальцами до ушей имитируя «включение»), внимательно слушай и повторяй за мной.
Шу-шу-су – наточил старик косу.
Су-шу-шу – я косой траву кошу.
Са-ша-ша – спит мышонок в камышах.
Шо-со-со – у Степана колесо.
Сы-сы -ши – пошли утки в камыши.
- Очень хорошо! Молодец!
7. Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах и фразах
- Послушай рассказ, который называется «После школы». (Логопед вешает на доску картинку к рассказу.
После школы.
Пришла Маша из школы. Дома были бабушка и младший братишка Степа. Бабушка накормила Машу обедом. После этого Маша нашла книжку со сказками и почитала её бабушке и братишке. Сказку бабушка и Степа слушали внимательно. Хорошая была сказка! Да и читала Маша хорошо: быстро и без ошибок.
(Логопед задает вопросы по рассказу и напоминает ребенку, что отвечаем полным ответом.)
Вопросы:
1) Откуда пришла Маша?
2) Кто был дома?
3) Как звали братишку?
4) Что сделала бабушка?
5) Кому Маша читала книжку со сказками?
6) Как слушали Машу бабушка и братишка?
7) Как читала Маша?
- Хорошо, расскажи, а что ты делаешь после школы?
III. Заключительная часть
- Сегодня у нас в гостях были Света и Миша, когда мы с ними играли, какие звуки ты старался(ась) правильно произносить?
Домашнее задание.
1. Выучить стишок.
Весёлая старушка
Весёлая старушка
Весь день сегодня шьёт.
За кругленькой катушкой
Следит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот.
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.
2. Закончи слово нужным звуком [с] или [ш]. Соедини слова с картинками.