Цель: Учить дифференцировать звуки «З-Ж» в устной и письменной речи.
Задачи:
- Учить выделять на слух звуки «З-Ж»;
- Развитие фонематического слуха
- Уточнение произношения звуков «З-Ж» в словах и предложениях;
- Пропедевтика дисграфии.
- Закрепление навыка звуко-буквенного анализа слов.
- Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления.
- Закрепление умения составлять предложения по опорным картинкам и объединять их в рассказ.
- Развитие координации движений в соответствии со словами.
- Закрепление умения определять позицию звука в слове.
- Профилактика нарушений зрения (снятие напряжения со зрительного аппарата)
Оборудование:
- предметные картинки: заяц, жираф, лето, бабушка, деревня, корзина, лес, ежевика, заяц, жук, желудь, снежинка;
- тетрадь, ручки;
- ноутбук;
- коррекционно-логопедическая программа «Игры для Тигры».
Организационный момент
- Настроимся на работу ритмированием.
Логопед медленно проговаривает слова, дети выполняют упражнения из комплекса «Гимнастики мозга».
«Мы водичку выпиваем – мозг любимый мы включаем.
Кнопки мозга нажимаем – и водичку пропускаем.
Мы помаршируем браво – подружили лево-право.
В крюках тихо постоим – заниматься поспешим»
- «Вода» Ребенок пьет воду;
- «Кнопки мозга»: стоя, ребенок кладет одну руку ладошкой на пупок, вторую размещает под ключицами и массирует области между первым и вторым ребром, с одной стороны большим, с другой стороны - средним и указательным пальцами, рука на пупке остается неподвижной. Затем ребенок меняет руки и повторяет упражнение;
- «Перекрестные шаги»: стоя, локтем левой руки тянется к колену правой ноги, которое тянется навстречу. Легко касаясь, соединяет локоть и калено. Это же движение повторяет правой рукой и левой ногой (Движение выполняется в медленном темпе);
- «Крюки Деннисона» стоя, скрестив ноги, ребенок вытягивает руки вперед на уровне груди ладошками наружу, скрестив их, образуя «замок» ладошками. Ребенок сгибает локти, выворачивает «замок» из ладошек вовнутрь и прижимает к груди. Язык прижимается к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза смотрят вверх, голова при этом не задирается. Двигаются только глаза. Ребенок ставит ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии. Ребенок размыкает «замок» из ладошек и соединяет кончики пальцев обеих рук друг с другом. Кончики пальцев смотрят вниз чуть ниже пупка. Глаза смотрят вниз, язык по-прежнему на небе. Ребенок стоит нужное время.
1. Мы с тобой сегодня побываем на занятиях в лесной школе и будем различать звуки, а какие ты мне назовешь сам.
Назови 1-й звук в слове «заяц»? Расскажи про звук.
Назови 1-й звук в слове «жираф». Расскажи про звук.
Про какие звуки сегодня будем говорить?
Чем отличается звук «Ж» от звука «З»?
2. Сейчас мы рассадим учеников лесной школы по рядам.
Игра «Животные» (коррекционно-логопедическая программа «Игры для Тигры»)
Перед ребенком на экране появляются домики, на которых написаны буквы «З» и «Ж». Справа появляются картинки с изображением животных, со звуками «З» и «Ж» в названии и соответствующие буквы. Ребенок называет картинку, определяет какой из звуков в ее названии и нажимает на соответствующую букву или на окошко в соответствующем домике. После того, как определено место каждой картинки, логопед спрашивает:
Кто с кем сидит?
3. Давай подружим учеников из разных рядов. Расскажи, кого с кем ты подружишь.
Назови ученика школы, у которого в названии 1-й звук «Л», а последний звук «А»
Назови ученика школы, у которого в названии 1-й звук «Ж», а последний «К»
Назови учеников школы, в названии который 1 слог, 2 слога, 3 слога.
4. Все готовы к уроку, начинаем урок в лесной школе.
Вам надо определить место звука «З» или «Ж» в слое
Игра «Поезд» (коррекционно-логопедическая программа «Игры для Тигры»)
Перед ребенком на экране появляется поезд с вагонами и тремя окошками. Затем появляются картинки с выбранным логопедом звуком. Ребенок называет картинку, определяет место звука «З» или «Ж» в слове и наводит курсор на окошко вагона. Если звук находится в начале слова, то курсор наводится на первое окошко, если в середине – на среднее. (В данном случае, не будет положения в конце слова, т.к. звонкие звуки оглушаются)
5. Давай дадим нашим глазам отдохнуть. Встанем, напоминаю тебе, что голова должна быть неподвижна, работают только глазки. Следи за снежинкой в моих руках.
Упражнения зрительной гимнастики «Снежинки»
Логопед произносит слова, ребенок выполняет движения в соответствии с текстом.
«Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал,
И на землю опускал.
Дети смотрят вверх и вниз.
Все на землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают»
6. Продолжаем заниматься в лесной школе.
Игра «4-й лишний» (коррекционно-логопедическая программа «Игры для Тигры»)
Перед ребенком появляется тигренок, который держит в руках флажок с буквой «З» или «Ж». Ребенку предлагается четыре картинки, три из которых имеют в названии заданный звук, а одна – нет. Ребенок называет картинки и определяет лишнюю, в данном случае ту, в названии которой отсутствует заданный звук.
7. Перемена. Слушай слова, делай движения под музыку
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на ногах, на животах, коленях и локтях.
У слона есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слона есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на ногах на животах, коленях и носках.
У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
8. Продолжаем уроки в лесной школе. Посмотри у тебя в тетради написано предложение, но в нем не хватает букв «З» и «Ж». Напиши нужные буквы в слова и прочитай предложение. (У .ины в кор.ине ежвика.)
С какой буквы написал слово Зина, почему?
Что стоит в конце предложения?
9. А сейчас мы будем придумывать интересную историю про девочку Зину.
А помогут нам в этом картинки. Перед ребенком логопед раскладывает на столе картинки: лето, бабушка, деревня, корзина, лес, ежевика, заяц, жук, желудь.
Ребенок называет картинки и придумывает небольшой рассказ.
Интересный получился у тебя рассказ.
А давай добавим в твои предложение слова-признаки.
В какой лес пошла Зина? (дремучий, густой, сосновый)
Какую ежевику собрала Зина? (сладкая, крупная, сочная)
Какого зайца увидела в лесу Зина? И т.д.
А теперь повтори рассказ со словами признаками.
Получился очень красиво и интересно. Придумай название своему рассказу.
10. Уроки закончились и нам пора возвращаться в детский сад.
Итог занятия
- Где мы сегодня побывали?
- Какие звуки различали?
- Что тебе понравилось больше всего?