Методологическая основа динамической электронейростимуляции в логопедии

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: ТНР – тяжелое нарешение речи


Алалия, дизартрия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи – речевые нарушения, которые требуют упорной, длительной коррекции. Существует целый арсенал методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но в последнее время логопеды с повышенным вниманием применяют немедикаментозные методы – тейпирование, массаж языка, лицевой мускулатуры и динамические электростимуляции (ДЭНС), которая прекрасно стимулирует работу мышц речевого аппарата и мимических мышц, а также улучшает зрительно-моторную координацию. Динамическая электронейростимуляция основывается на стимуляции области рефлексогенных зон. Под воздействием данной стимуляции появляются компенсаторные возможности организма. В ходе данного воздействия ликвидируются болевые синдромы, совершенствуется местное и системное кровообращение, оказывается противовоспалительное действие, активируется образование биологически активных веществ и обменные процессы в тканях, что способствует удалению продуктов метаболизма из патологических очагов, нормализуется тонус мышц и сосудов, усиливаются защитные механизмы, снимаются последствия стрессовых воздействий. Динамическая электронейростимуляция является средством подъема настроения, улучшения общего самочувствия и повышения работоспособности. Этот метод безопасен и удобен в применении, не вызывает аллергических реакций. В своей работе мы внедрили данную методику после обследования в сентябре 2019 года.

В обследовании принимали участия дети старшей группы (5-6 летнего возраста) по следующим параметрам: словарь, звукопроизношение и слоговая структура, грамматический строй речи, мелкая и общая моторика, фонематический слух и связная речь. Участвовало 15 детей с заключениями ГПМПк:

  • «ОНР II уровня. Стертая форма дизартрии» 46% - это 7 человек.
  • «ОНРII III уровня. Стертая форма дизартрии» 33% - это 5человек.
  • «ОНР II уровня. Моторная алалия. » 20% - это 3 воспитанника.

Из них 33 % -это 5 человек, имеют задержку психического развития, один ребёнок с заключением Сенсомоторная алалия. Данной категории детей было рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам, по средствам создания специальных условий пребывания в логопедической группе сроком на 2 года обучения.

В течение первого учебного года у 15 детей логопедической группы №10 МБДОУ комбинированного вида №120 было проведено три курса ДЭНС и массаж продолжительностью 10 дней. Время сеанса составило 5-10 минут. К каждому ребёнку подходили индивидуально: схема ДЭНС воздействия составлялась в зависимости от специфики нарушения. Всем обследуемым детям провели аппаратное курсовое воздействие с помощью аппарата ДиаДЭНС-Т с учетом дифференцированного возрастного подхода. Средняя интенсивность воздействия, при которой ощущалось приятное покалывание, применялась к детям 5—6 лет с различной речедвигательной патологией. Схема применения ДЭНС-терапии при логопедических проблемах у старших дошкольников:

1. Режим «Тест» 10 Гц или скрининговое нахождение триггерных зон и их терапия в зонах согласия позвоночника (3 дорожки), частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность воздействия комфортная.

2. Режим «Терапия» — статическая обработка второго шейного позвонка, частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность комфортная.

3. Режим «Терапия» — статическая обработка речевых зон на лице (6 точек), частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность 2—3 единицы.

4. Режим «Тест» 10 Гц — статическая обработка середины губ, время 3—5 мин, мощность 1—2 единицы.

5. Режим «Тест» 10 Гц — статическая обработка середины языка, время 1—2 мин, мощность 1 единица.

6. Режим МЭД («Тест» + «Терапия» 10 Гц) — обработка ногтевых лож пальцев рук, время 1 мин, мощность комфортная.

Уже после первого курса улучшилось звукопроизношение, увеличился словарный запас, было отмечено улучшение памяти, концентрации внимания, а также снизилась возбудимость и гиперактивных детей. Дети стали охотнее выполнять обучающие программы. Кроме того реже болеть простудными заболеваниями.

При речевых нарушениях коррекционное воздействие оказывается на следующие зоны (Рис.1, 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

В ходе обработки полученных данных выявлено, что необходимо направить работу в данном направлении с использованием метода ДЭНС. Это определяет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми разного уровня речевого развития как целенаправленное формирование связной речи - что определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста.

Метод дает возможность целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Сократилось количество нарушений свистящих звуков в полтора раза, а шипящих в три раза. Значительная динамика при постановке соноров. Однако, к концу первого года обучения 75% детей стали произносить все звуки. На основании результатов коррекционной работы, можно говорить о эффективности ДЭНС и конечно о целесообразности использования в системе логопедической практики. У детей наблюдались сочетанные тяжелые речевые нарушения, моторная алалия, и стертая форма дизартрии, отягощенные задержкой психического развития. На конец 2019-2020 учебного года выявилась значительная положительная динамика в речевом развитии, что видно из заключений независимых экспертов Городской комиссии. Таким образом, реализация комплексного подхода в коррекционно-развивающем сопровождении детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в специальных условиях через использование специальных коррекционных программ и индивидуальных маршрутов и технических средств воздействия, таких как динамическая электростимуляция.

Выводы: Применение ДЭНС-терапии в коррекционной работе логопеда помогает сократить время становления правильного звукопроизношения, развить фонематические процессы, улучшить координацию мелкой моторики рук, т.е. повысить качество устной речи детей дошкольного возраста. На основании опыта использования метода динамической электронейростимуляции у дошкольников можно говорить о его реальном эффекте и целесообразности применения как дополнительного средства в системе логопедической коррекции.

Литература

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С.Цветкова, А.В.Семенович, С.Н.Котягина, Е.Г.Гришина, Т.Ю.Гогберашвили. – М.: 2001. – 272с.
  2. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: 1996. – 64 с.
  3. Агошкина Н.И. Использование аппарата ДЭНАС в работе логопеда // Динамическая электронейростимуляция. Новый виток спирали познания: Сб. мат-лов междунар. мед. симпозиума «ДЭНАС МС». — Екатеринбург, 2005.
  4. Бурачевская О.В., Бурачевская Т.В. Прогрессивные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24–28 апреля 2017 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017.
  5. Бурачевская, О.В. Динамическая электронейростимуляция в коррекции речевых нарушений / О.В.Бурачевская, Н.И.Бурачевская. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017.
  6. Смирнова А.А. К вопросу возможности эффективного применения метода динамической электронейростимуляции в формировании и исправлении произносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / А.А.Смирнова, А.Н.Горнова, Е.А.Кобялековская // Рефлексотерапия. — С. 48–51. 2008.