1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность и перспективность программы
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья существуют различные нарушения (сенсорные, двигательные, речевые), затрудняющие процесс обучения; трудности могут определяться не только тяжестью и многообразием двигательных расстройств, недоразвитием познавательной деятельности, но и нарушениями речи, которые препятствует общению с окружающими, мешают овладению грамотой и усвоению программного материала. Обучающиеся с ОВЗ затрудняются в дифференциации фонем, восприятии и усвоении развёрнутых логико-грамматических конструкций, установлении временных, пространственных, причинно-следственных связей; также наблюдаются грамматические неточности в сочетании с ограниченностью словарного запаса, недостаточное представление об окружающей действительности, низкий уровень аналитико-синтетической деятельности, нарушенное звукопроизношение, являющееся последующей опорой в написании графем; трудности в понимании смысла прочитанного.
Таким образом, несформированность всех компонентов речи является серьёзным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, так как нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение в письменной речи. Затруднения на письме, как правило, связаны с недостатками программирования структуры речевых высказываний, невозможностью подчинить речевую деятельность единому логическому замыслу, появлением побочных ассоциаций, обусловленных жизненным опытом ребёнка, отсутствием мотивации к активной речевой деятельности. Это объясняет необходимость составления такого содержания программы, которое сможет предупредить и корригировать данную проблему.
1.2. Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка; теория о поэтапном формировании умственных действий П.Я.Гальперина; учение Р.Е.Левиной о психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения. Кроме того, программа разработана с опорой на авторские материалы и методические рекомендации О.В.Елецкой, И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой, Е.В.Мазановой.
Программа также базируется на следующих ведущих теоретических идеях:
- системном характере языкового развития ребёнка (А.Н.Гвоздев, P.E.Левина, E.H.Винарская, С.Н.Цейтлин);
- компенсаторных возможностях развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса, компенсации нарушенных функций (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия);
- комплексном взаимодействии анализаторов, обеспечивающих процесс письма (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного), где овладение письменной речью рассматривается как установление новых связей между слышимым и произносимым словом, словом видимым и записываемым (Л.С.Выготский);
- представление о письме как виде деятельности, который включает в себя три основные операции: символическое обозначение звуков речи (фонем), моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов и графомоторные операции (А.Н.Леонтьев).
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 48 п.1); требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям её реализации и планируемым результатам освоения.
1.3. Практическая направленность программы
При отборе содержания и его организации опирались на следующие принципы.
Принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, светский характер образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся).
Онтогенетический принцип: последовательность логопедической работы определяется последовательностью развития речи в онтогенезе.
Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, их взаимодействие.
Системность: системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья.
Комплексность: всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Коррекционная направленность образовательного процесса: в ходе логопедической работы одновременно с формированием речи проводится коррекционная работа, направленная на развитие у обучающихся нарушенных высших психических функций (примерные упражнения представлены в Приложении).
Соблюдение интересов ребёнка: принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Принцип развивающего обучения: данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребёнка, с учётом «зоны его ближайшего развития».
Вариативность: принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендательный характер оказания помощи: принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Логопедическая работа также ориентируется на основные дидактические принципы: научность, систематичность и последовательность, доступность и наглядность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, формирование сознательности и активности ученика.
1.4. Цель программы
Целью реализации данной программы является создание системы логопедической работы, которая обеспечивает предупреждение и коррекцию нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ.
1.5. Задачи программы
В связи с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса выделяются определенные задачи:
- Развитие психологических предпосылок к обучению: общей и мелкой моторики, зрительно-моторных координаций, слухового и зрительного внимания, слуховой кратковременной вербальной памяти, словесно-логического мышления.
- Развитие фонематических процессов.
- Формирование звуко-слоговой структуры.
- Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
- Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса.
- Практическое усвоение грамматических средств языка.
- Развитие связной речи.
- Пропедевтика и коррекция нарушений письменной речи.
1.6. Адресат / категория обучающихся
Дополнительная программа коррекционно-развивающего обучения разработана с целью оказания логопедической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с первично сохранным интеллектом, слухом и зрением, с предпосылками или наличием нарушений устной и письменной речи (имеющим заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, подтверждающее наличие у ребёнка статуса ОВЗ и определённого речевого диагноза).
1.7. Продолжительность программы
Реализация программы предусматривает 120 часов коррекционно-развивающей работы, что соответствует двум годам обучения.
Основной формой работы являются индивидуальные (как в очном, так и в дистанционном режиме) и групповые логопедические занятия. Продолжительность индивидуального занятия 20-45 минут, группового занятия - 35-45 минут (в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ, степени тяжести двигательных нарушений, рекомендаций невролога, офтальмолога).
Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для предупреждения и устранения нарушений речи у детей с ОВЗ. В структуре предлагаемой программы на каждом году обучения можно выделить следующие основные этапы: подготовительный, коррекционно-развивающий, оценочный.
На подготовительном этапе основными задачами являются: развитие или уточнение созданных в процессе обучения предпосылок овладения орфографией, формирование готовности школьников с ОВЗ к коррекционно-развивающей работе.
В соответствии с возрастными особенностями детей на коррекционно-развивающем этапе проводится работа, направленная на предупреждение или преодоление нарушений устной и письменной речи. Занятия проводятся в индивидуальной форме как в очном, так и в дистанционном режиме, два раза в неделю с соблюдением особого двигательного режима для детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая работа включает различные виды логопедического воздействия, направленного на развитие и коррекцию речевых и неречевых функций, что способствует нормализации устной речи и созданию базы для успешного усвоения письма и преодоления дисграфических ошибок. Особенностью логопедической работы является наличие на данном этапе регулятивно-корректировочной деятельности, которая подразумевает внесение необходимых изменений в образовательный процесс и корректировку условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
На оценочном этапе отслеживается эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы, проводится повторная проверка уровня развития устной речи, навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
1.8. Требования к результату усвоения программы
При условии успешной реализации данной программы обучающийся научится:
- дифференцировать на слух и в произношении гласные/согласные, звонкие/глухие, твёрдые/мягкие, свистящие/шипящие согласные звуки;
- определять наличие/отсутствие заданного звука в слове;
- выделять первый/последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове;
- определять последовательность звуков в слове;
- определять количество звуков в слове;
- определение места звука относительно других звуков в слове;
- составлять схемы звукового состава двух-, трёхсложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов;
- определять количество слов в предложении;
- пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- подбирать обобщающие слова по функциональным признакам, слова с антонимичным и синонимичным значением;
- составлять пересказ по плану/с опорой на сюжетную картину/серию сюжетных картин;
- составлять сравнительный рассказ описательного характера по картинкам с использованием вопросов, графических схем;
- при оказании направляющей помощи логопеда составлять описательный рассказ, рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картинке, творческий рассказ, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять схемы звукового состава многосложных слов со стечением согласных звуков;
- самостоятельно составлять пересказ, описательный рассказ, рассказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картин;
- писать под диктовку текст без дисграфических ошибок.
1.9. Система оценки достижения планируемых результатов
Диагностика речевого развития проводится в первые две недели сентября и является стартовым логопедическим обследованием (или при поступлении детей в течение учебного года). В январе (в течение одной – двух недель) рекомендуется проводить промежуточное обследование уровня речевого развития детей для того, чтобы можно было своевременно выявить как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ, провести их необходимую корректировку. В конце учебного года (последние две недели мая) логопед проводит итоговое обследование детей, оценивает эффективность коррекционно-развивающей работы.
Обследование проводится в индивидуальной форме. Последовательность предъявления диагностических заданий и количество времени, отведённое на обследование, может меняться с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
В ходе проведения диагностики учитель-логопед получает данные, позволяющие составить индивидуальные планы развития на каждого ребёнка. Качественный подход позволяет определить примерные сроки формирования умений и содержание коррекционной работы. Результаты диагностики фиксируются в специальной речевой карте, где отмечаются данные о речевом развитии ребёнка.
Выделяются следующие задачи логопедического обследования.
- Изучить анкетные и анамнестические данные ребёнка.
- Обследовать состояние речевого аппарата ребёнка.
- Определить соответствие развития фонетико-фонематической стороны речи возрастным нормам.
- Выявить соответствие возрасту уровня сформированности операций языкового анализа и синтеза.
- Определить состояние лексико-грамматического строя и связной речи в сравнении с возрастными нормами.
- Исследовать продукты письменной речи для выявления стойких дисграфических ошибок.
Для достижения поставленных задач диагностики используются следующие методы:
- изучение анамнестических данных;
- наблюдение;
- беседа с ребёнком, родителями/законными представителями и педагогами;
- анализ письменных работ (не менее 8 – 10 работ).
Диагностические методики обследования речевого развития обучающихся с ОВЗ, используемые в процессе реализации программы
Название методики |
Время проведения |
Область применения |
Обследование устной речи Методика обследования |
Диагностико-организационный этап Контрольно-диагностический этап |
Диагностика структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи. |
Проверка навыков Методика обследования |
Диагностико-организационный этап Контрольно-диагностический этап |
Выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной |
Промежуточная диагностика |
Оперативно- |
Проводится по мере изучения разделов программы. Позволяет выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого обучающегося с ОВЗ. |
Используемые авторские диагностические методики [1; 15; 19] содержат процедуру проведения логопедического обследования, стандартизированную систему оценки, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребёнка с ОВЗ и эффективности коррекционного воздействия.
2. Учебный план программы
- Содержание программы. Приложение 1.
- Система условий реализации программы. Приложение 2.
- Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы. Приложение 3.
- Список литературы. Приложение 4.
- Методические рекомендации. Приложение 5.
- Игровые упражнения, используемые на логопедических занятиях, направленные на развитие школьнозначимых психофизиологических функций у обучающихся с ОВЗ. Приложение 6.
- Памятка по соблюдению двигательного режима на логопедических занятиях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Приложение 7.