Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Логопедическая работа по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ»

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: программа


1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность и перспективность программы

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья существуют различные нарушения (сенсорные, двигательные, речевые), затрудняющие процесс обучения; трудности могут определяться не только тяжестью и многообразием двигательных расстройств, недоразвитием познавательной деятельности, но и нарушениями речи, которые препятствует общению с окружающими, мешают овладению грамотой и усвоению программного материала. Обучающиеся с ОВЗ затрудняются в дифференциации фонем, восприятии и усвоении развёрнутых логико-грамматических конструкций, установлении временных, пространственных, причинно-следственных связей; также наблюдаются грамматические неточности в сочетании с ограниченностью словарного запаса, недостаточное представление об окружающей действительности, низкий уровень аналитико-синтетической деятельности, нарушенное звукопроизношение, являющееся последующей опорой в написании графем; трудности в понимании смысла прочитанного.

Таким образом, несформированность всех компонентов речи является серьёзным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, так как нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение в письменной речи. Затруднения на письме, как правило, связаны с недостатками программирования структуры речевых высказываний, невозможностью подчинить речевую деятельность единому логическому замыслу, появлением побочных ассоциаций, обусловленных жизненным опытом ребёнка, отсутствием мотивации к активной речевой деятельности. Это объясняет необходимость составления такого содержания программы, которое сможет предупредить и корригировать данную проблему.

1.2. Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка; теория о поэтапном формировании умственных действий П.Я.Гальперина; учение Р.Е.Левиной о психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения. Кроме того, программа разработана с опорой на авторские материалы и методические рекомендации О.В.Елецкой, И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой, Е.В.Мазановой.

Программа также базируется на следующих ведущих теоретических идеях:

- системном характере языкового развития ребёнка (А.Н.Гвоздев, P.E.Левина, E.H.Винарская, С.Н.Цейтлин);

- компенсаторных возможностях развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса, компенсации нарушенных функций (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия);

- комплексном взаимодействии анализаторов, обеспечивающих процесс письма (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного), где овладение письменной речью рассматривается как установление новых связей между слышимым и произносимым словом, словом видимым и записываемым (Л.С.Выготский);

- представление о письме как виде деятельности, который включает в себя три основные операции: символическое обозначение звуков речи (фонем), моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов и графомоторные операции (А.Н.Леонтьев).

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 48 п.1); требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям её реализации и планируемым результатам освоения.

1.3. Практическая направленность программы

При отборе содержания и его организации опирались на следующие принципы.

Принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, светский характер образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся).

Онтогенетический принцип: последовательность логопедической работы определяется последовательностью развития речи в онтогенезе.

Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, их взаимодействие.

Системность: системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья.

Комплексность: всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Коррекционная направленность образовательного процесса: в ходе логопедической работы одновременно с формированием речи проводится коррекционная работа, направленная на развитие у обучающихся нарушенных высших психических функций (примерные упражнения представлены в Приложении).

Соблюдение интересов ребёнка: принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Принцип развивающего обучения: данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребёнка, с учётом «зоны его ближайшего развития».

Вариативность: принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендательный характер оказания помощи: принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Логопедическая работа также ориентируется на основные дидактические принципы: научность, систематичность и последовательность, доступность и наглядность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, формирование сознательности и активности ученика.

1.4. Цель программы

Целью реализации данной программы является создание системы логопедической работы, которая обеспечивает предупреждение и коррекцию нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ.

1.5. Задачи программы

В связи с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса выделяются определенные задачи:

  1. Развитие психологических предпосылок к обучению: общей и мелкой моторики, зрительно-моторных координаций, слухового и зрительного внимания, слуховой кратковременной вербальной памяти, словесно-логического мышления.
  2. Развитие фонематических процессов.
  3. Формирование звуко-слоговой структуры.
  4. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
  5. Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса.
  6. Практическое усвоение грамматических средств языка.
  7. Развитие связной речи.
  8. Пропедевтика и коррекция нарушений письменной речи.

1.6. Адресат / категория обучающихся

Дополнительная программа коррекционно-развивающего обучения разработана с целью оказания логопедической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с первично сохранным интеллектом, слухом и зрением, с предпосылками или наличием нарушений устной и письменной речи (имеющим заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, подтверждающее наличие у ребёнка статуса ОВЗ и определённого речевого диагноза).

1.7. Продолжительность программы

Реализация программы предусматривает 120 часов коррекционно-развивающей работы, что соответствует двум годам обучения.

Основной формой работы являются индивидуальные (как в очном, так и в дистанционном режиме) и групповые логопедические занятия. Продолжительность индивидуального занятия 20-45 минут, группового занятия - 35-45 минут (в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ, степени тяжести двигательных нарушений, рекомендаций невролога, офтальмолога).

Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для предупреждения и устранения нарушений речи у детей с ОВЗ. В структуре предлагаемой программы на каждом году обучения можно выделить следующие основные этапы: подготовительный, коррекционно-развивающий, оценочный.

На подготовительном этапе основными задачами являются: развитие или уточнение созданных в процессе обучения предпосылок овладения орфографией, формирование готовности школьников с ОВЗ к коррекционно-развивающей работе.

В соответствии с возрастными особенностями детей на коррекционно-развивающем этапе проводится работа, направленная на предупреждение или преодоление нарушений устной и письменной речи. Занятия проводятся в индивидуальной форме как в очном, так и в дистанционном режиме, два раза в неделю с соблюдением особого двигательного режима для детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая работа включает различные виды логопедического воздействия, направленного на развитие и коррекцию речевых и неречевых функций, что способствует нормализации устной речи и созданию базы для успешного усвоения письма и преодоления дисграфических ошибок. Особенностью логопедической работы является наличие на данном этапе регулятивно-корректировочной деятельности, которая подразумевает внесение необходимых изменений в образовательный процесс и корректировку условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

На оценочном этапе отслеживается эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы, проводится повторная проверка уровня развития устной речи, навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.

1.8. Требования к результату усвоения программы

При условии успешной реализации данной программы обучающийся научится:

- дифференцировать на слух и в произношении гласные/согласные, звонкие/глухие, твёрдые/мягкие, свистящие/шипящие согласные звуки;

- определять наличие/отсутствие заданного звука в слове;

- выделять первый/последний звук в слове;

- определять позицию звука в слове;

- определять последовательность звуков в слове;

- определять количество звуков в слове;

- определение места звука относительно других звуков в слове;

- составлять схемы звукового состава двух-, трёхсложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов;

- определять количество слов в предложении;

- пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

- подбирать обобщающие слова по функциональным признакам, слова с антонимичным и синонимичным значением;

- составлять пересказ по плану/с опорой на сюжетную картину/серию сюжетных картин;

- составлять сравнительный рассказ описательного характера по картинкам с использованием вопросов, графических схем;

- при оказании направляющей помощи логопеда составлять описательный рассказ, рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картинке, творческий рассказ, по личным впечатлениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- составлять схемы звукового состава многосложных слов со стечением согласных звуков;

- самостоятельно составлять пересказ, описательный рассказ, рассказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картин;

- писать под диктовку текст без дисграфических ошибок.

1.9. Система оценки достижения планируемых результатов

Диагностика речевого развития проводится в первые две недели сентября и является стартовым логопедическим обследованием (или при поступлении детей в течение учебного года). В январе (в течение одной – двух недель) рекомендуется проводить промежуточное обследование уровня речевого развития детей для того, чтобы можно было своевременно выявить как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ, провести их необходимую корректировку. В конце учебного года (последние две недели мая) логопед проводит итоговое обследование детей, оценивает эффективность коррекционно-развивающей работы.

Обследование проводится в индивидуальной форме. Последовательность предъявления диагностических заданий и количество времени, отведённое на обследование, может меняться с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

В ходе проведения диагностики учитель-логопед получает данные, позволяющие составить индивидуальные планы развития на каждого ребёнка. Качественный подход позволяет определить примерные сроки формирования умений и содержание коррекционной работы. Результаты диагностики фиксируются в специальной речевой карте, где отмечаются данные о речевом развитии ребёнка.

Выделяются следующие задачи логопедического обследования.

  1. Изучить анкетные и анамнестические данные ребёнка.
  2. Обследовать состояние речевого аппарата ребёнка.
  3. Определить соответствие развития фонетико-фонематической стороны речи возрастным нормам.
  4. Выявить соответствие возрасту уровня сформированности операций языкового анализа и синтеза.
  5. Определить состояние лексико-грамматического строя и связной речи в сравнении с возрастными нормами.
  6. Исследовать продукты письменной речи для выявления стойких дисграфических ошибок.

Для достижения поставленных задач диагностики используются следующие методы:
- изучение анамнестических данных;

- наблюдение;

- беседа с ребёнком, родителями/законными представителями и педагогами;

- анализ письменных работ (не менее 8 – 10 работ).

Диагностические методики обследования речевого развития обучающихся с ОВЗ, используемые в процессе реализации программы

Название методики

Время проведения
(этап)

Область применения

Обследование устной речи
Тестовая методика диагностики устной речи Т.А.Фотековой.

Методика обследования
речевого развития учащихся
Розовой Ю.Е., Коробченко Т.В.

Диагностико-организационный этап
(1—15 сентября)

Контрольно-диагностический этап
(15–31 мая)

Диагностика структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи.
Отслеживание динамики речевого развития ребёнка с ОВЗ и оценки эффективности коррекционно-логопедического воздействия.

Проверка навыков
чтения и письма
Методика диагностики письменной речи Азовой О.И.

Методика обследования
речевого развития учащихся
Розовой Ю.Е., Коробченко Т.В.

Диагностико-организационный этап
(1—15 сентября)

Контрольно-диагностический этап
(15–31 мая)

Выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной
программы на момент обследования; выявление нарушений письма (характер специфических ошибок, степень выраженности).

Промежуточная диагностика
Диагностические работы к
разделам программы «Предупреждение и коррекция
нарушений письменной речи»
(авторы Розова Ю.Е., Коробченко Т.В.)

Оперативно-
прогностический этап
(15 января – 31 января,
в течение учебного года)

Проводится по мере изучения разделов программы.

Позволяет выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого обучающегося с ОВЗ.

Используемые авторские диагностические методики [1; 15; 19] содержат процедуру проведения логопедического обследования, стандартизированную систему оценки, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребёнка с ОВЗ и эффективности коррекционного воздействия.

2. Учебный план программы

  1. Содержание программы. Приложение 1.
  2. Система условий реализации программы. Приложение 2.
  3. Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы. Приложение 3.
  4. Список литературы. Приложение 4.
  5. Методические рекомендации. Приложение 5.
  6. Игровые упражнения, используемые на логопедических занятиях, направленные на развитие школьнозначимых психофизиологических функций у обучающихся с ОВЗ. Приложение 6.
  7. Памятка по соблюдению двигательного режима на логопедических занятиях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Приложение 7.