Звуки [г], [г’]. Буква «Г»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: д/с

Ключевые слова: Звук и буква Г


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: сформировать артикуляторный и акустический образ звуков «Г», «Гь», оптического образа буквы «Г».

Задачи:

  • Закрепить понятия «согласный твердый», «согласный мягкий звук».
  • Закрепить навык различения твердых и мягких согласных с опорой на акустический образ.
  • Познакомить с оптическим образом буквы «Г».
  • Развить фонематический слух и восприятие на лексическом материале с данными звуками.
  • Развить навык звукобуквенного анализа и синтеза слов из 4, 5 звуков.
  • Закрепить понятие «сильный гласный», «ударение».
  • Закрепить навык анализа и синтеза простых предложений.
  • Сформировать навык составления схемы предложения.
  • Развить связную речь (составление предложений с опорными словами)
  • Развить внимание, память, мышление.

I. Организационный момент

(Слайд 1). Сядет тот, кто правильно отгадает букву, которую я напишу на руке. (логопед пишет кисточкой буквы на руке каждого ребенка. ребенок отгадывает и садится).

II. Основная часть

1. Знакомство с фонетическим образом звука «Г». Закрепление понятий «согласный твердый». Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов из 5 звуков. Закрепление понятия «сильный гласный», «ударение». (Слайд 2.).

Отгадай загадку

Заглянула в огород
Поглядеть, как Он растёт.
А Он спрятался в стручок,
Вытянутый сундучок!
Я Его люблю покушать,
Про него рассказ послушать.
В супе тоже Он неплох,
А зовут Его … (горох)

Какой первый звук в слове ГОРОХ? (Г). Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой!

Звук «Г» тянется? (нет). Поется? (нет). Когда мы его произносим что мешает выходить голосу? (язык). Значит этот звук какой? (согласный). Твердый или мягкий? (твердый). Каким цветом будем обозначать? (синим) Первый звук в слове ГОРОХ «Г». Какой второй звук? (А) Какой третий? (Р) и т.д.

Сколько всего в слове звуков? Сколько гласных? Какая гласная самая сильная? Под ударением (О).

2. Развитие связной речи (составление предложений с опорными словами).

3. Формирование навыка составления схемы предложения. (Слайд 3).

Составим предложение со словом горох по картинкам.

Теперь составим схему нашего предложения. Вспомним, какое было первое слово. (зеленый, крупный и т.д.). Какое второе? (горох). Какое третье? (вырос, созрел и т.д.). Какое четвертое? (на). Какое пятое? (грядке). Сколько всего слов было в предложении? (5). Что ставим в конце предложения? (точку)

4. Знакомство с фонетическим образом звука «Гь». Закрепление понятий «согласный мягкий». Развитие фонематического слуха и восприятия. (Слайд 4).

Отгадай загадку

Железная птичка
Снесла яичко,
Яичко из гнезда
Не взять без труда.
Тяжело яйцо,
В яйце — кольцо,
За кольцо возьмёшь —
Яйцо унесёшь.
(гиря)

Какое первый звук в слове ГИРЯ? (Гь). Это «младший братец» нашего нового звука «Г», мягкий «Гь». Каким цветом мы будем его обозначать? (зеленым)

Игра «Хлопни – топни». Когда услышишь звук «Г» топни ногой, а когда услышишь звук «Гь» хлопни в ладоши.

Г, г, гь, гь, , г, г, гь, г, гь, г, гь, г, г.

Гу, гы, ги, го, гим, гри, гуп, гец, глы.

Нога, гром, гиря, Гена, пироги, магазин, гнездо, ягоды, гимн, вода.

5. Развитие зрительной и слуховой произвольной памяти. (Слайд 5).

Посмотри внимательно на картинки, назови и запомни.

6. Развитие навыка звукового синтеза. Развитие связной речи. Закрепление умения составлять схему предложения. (Слайд 6, 7) .

Вспомни и назови картинки со звуком «Г». Догадайся, к какой картинке подойдет эта схема.

Придумай предложение со словом «ГРУША», подходящее к данной схеме. (Висит (лежит, созрела, упала) сочная (желтая, красивая, большая) груша). Сколько всего слов в предложении (3). Назови первое, второе, третье.

Вспомни и назови картинки со звуком «Гь». Догадайся, к какой картинке подойдет эта схема.

Придумай предложение со словом «САПОГИ», подходящее к данной схеме. (Лежат (стоят, сохнут) резиновые (желтые, мокрые) сапоги). Сколько всего слов в предложении (3). Назови первое, второе, третье.

7. Знакомство с оптическим образом буквы. Закрепление навыка различения твердых и мягких согласных с опорой на акустический образ. (Слайд 8).

Прочитай слоги и слова и скажи, какой там слышится звук «Г» или «Гь».

8. Закрепить навык звукобуквенного анализа и синтеза. (Слайд 9, 10).

«Г» приготовил нам загадки-ребусы! Ребус это загадка, которая состоит из букв и картинок.

Посмотрите на первый ребус. Он состоит из буквы и картинки. Какое слово у нас получилось? (шутка) Какая схема подойдет к слову «шутка»?

Посмотрите на второй ребус. Он состоит из букв и картинки. Какое слово у нас получится? (пирог) Какая схема подойдет к слову «пирог»? Как мы произносим слово «пирог»? Какой последний звук? А как мы пишем слово «пирог»? какая последняя буква?

III. Итог

С какими звуками мы сегодня познакомились? И какой буквой?