Как организовать логопедические занятия для детей 3–4–5 лет дома

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: логопедическое занятие, мелкая моторика, артикуляционная гимнастика, Академия Любознательности


К 4–5 годам у ребёнка формируется правильное произношение шипящих звуков, а затем ему становятся под силу и сонорные звуки «л» и «р». Он грамотно произносит слова, его речь чёткая и понятная. Но что делать, если этого не произошло? Стоит обратить внимание на проблему и попробовать решить её самостоятельно. Если от домашнего обучения у малыша не будет положительных сдвигов, тогда обязательно следует проконсультироваться с логопедом.

В дошкольном периоде неправильное произношение звуков часто связано с заменой: «с» вместо «ш», в итоге получается «сапка», а не «шапка»; а также с пропуском трудного звука: слово «рыба» превращается в «ыба». Такие проблемы нередко являются следствием слабого дыхания, неразвитости мышц челюсти и языка.

Чтобы это исправить, важно регулярно заниматься. В уроки включаются артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, задания на совершенствование фонематического слуха, а также упражнения на расширение словарного запаса.

Для артикуляционной гимнастики подготовьте зеркало, чтобы малыш мог наблюдать за движением языка, губ и челюсти. Упражнений много. Все их можно поделить на две группы: динамические и статические. Первые направлены на отработку движений мышцами языка, губ и щёк. Их обязательно повторяют до 7-8 раз. Статические помогают удержать нужную артикуляционную позу в течение 6-10 секунд.

Больше игр для логопедических занятий с ребёнком 3-5 лет можно прочесть в статье Академии Любознательности: https://academy-of-curiosity.ru/stati/vidy-razvitiya-stati/razvitie-rechi/kak-organizovat-logopedicheskie-zanyatiya-dlya-detej-doma/. Из неё вы также узнаете, что делать, если малыш не хочет заниматься и как организовать уроки, чтобы они не наскучили, при каких условиях лучше отложить занятие, и когда стоит обратиться к специалисту.  

Примеры динамических упражнений

1. «Вкусное варенье». Имитируем, как будто облизываем верхнюю губу от варенья. Приоткройте рот и коснитесь широкой частью языка верхней губы. Затем спрячьте язычок обратно, при этом рот держите открытым.

2. «Качели». Для выполнения этого упражнения нужно улыбнуться так, чтобы рот был широко открыт и зубы хорошо видны. Кончик языка сначала спрячьте за верхние зубы, посчитайте до 5 и опустите его к нижним зубам.

3. «Ветерок». Улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Затем положите язык на нижнюю губу и спокойно подуйте посередине.

Примеры статических упражнений

1. «Лопатка». Положение языка такое же, как и при предыдущем упражнении. Расслабленный широкий кончик языка кладётся на нижнюю губу и удерживается в течение 10 секунд. Постарайтесь, чтобы язык не дрожал. Следите за тем, чтобы верхняя губа была приподнята и не касалась поверхности языка.

2. «Дудочка». Вытяните вперёд губы, как будто приготовились поцеловать кого-то. Удерживайте их в таком положении до 5 секунд. Затем расслабьтесь, отдохните и повторите гимнастику 3-4 раза.

3. «Иголочка». Высуньте язык, стараясь не касаться им губ. Удерживайте в таком положении до 10 секунд.

Помимо артикуляционной гимнастики полезно проводить игры на развитие мелкой моторики. Ведь области головного мозга, ответственные за речь и движение рук, находятся рядом. Для занятий можно приобрести готовые материалы: вкладыши, сортеры, шнуровки, пазлы. Многие игры доступны из подручных материалов. Это могут быть занятия с крупой, пластилином, водой, бумагой, прищепками.

Предложите ребёнку порисовать пальчиком на манке или муке, порвать бумагу на мелкие кусочки, слепить колбаску или колобка, отсортировать мелкие предметы друг от друга по определённому признаку. Можно вылавливать игрушки из воды при помощи ложки или развешивать кусочки ткани на верёвку при помощи прищепок.

Для развития речи важно совершенствовать фонематический слух, ведь малышу нужно научиться различать отдельные звуки.

Одна из таких игр – «Поймай звук». Предложите ребёнку уловить названный звук, например «о». Вы придумываете любые слова, где данный звук может встречаться, а может и отсутствовать. Задача ребёнка – услышать, в каких словах есть «о» и отреагировать на это хлопком. Когда малыш начнёт легко справляться с заданием, усложните его. Предложите «ловить» не один звук, а целый слог, к примеру, «ла» (мармелад, ладошка, клад).

При логопедических занятиях с малышом уделите внимание играм на формирование лексико-грамматических категорий. Они направлены на расширение словарного запаса и улучшение грамматических представлений. Работайте по карточкам, задавайте вопросы: «кто это?», «что делает?», «кто из животных лает, а кто мычит?». Просите называть из чего сделан предмет, например, кружка из стекла – какая кружка? (стеклянная). Предложите описать любую вещь, используя прилагательные. Поработайте над числом «один-много». Для улучшения дикции заучивайте скороговорки.

Также на сайте Академии Любознательности можно приобрести полезные и в то же время увлекательные материалы для Вас и Вашего ребёнка, к примеру "Квест про динозавров" для детей 5–7 лет https://academy-of-curiosity.ru/product/product/dinokvest-dlya-detej-5-7-let/. Познакомьте малыша с миром науки при помощи занимательных опытов и экспериментов. Разнообразьте досуг, отправляясь в удивительное приключение по следам сказки или устраивая тематические квесты.

Развивайтесь, играя вместе с Академией Любознательности!