Уважаемые родители!
Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух - способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Развитие фонематического слуха
«Доскажи словечко»
Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
«Объяснялки»
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
«Поймай звук (слог, слово)»
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
«Определялки»
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
«Подбери словечко»
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Охотник»
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
«Эхо наоборот»
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
«Радар»
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.