Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в работе логопеда

Разделы: Логопедия, Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера


Цель: повышение профессионального мастерства учителей-логопедов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Теоретическое обоснование актуальности, эффективности применения логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера в интеллектуальном и речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ход мероприятия

Предлагаю нам сегодня, уважаемые коллеги, отправиться в страну разноцветных блоков и палочек.

1. Знакомство с пособиями

Набор логических блоков Дьенеша состоит из 48 объемных геометрических фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной.

Цветные счетные палочки Кюизенера - это набор счетных цветных палочек, которые еще называют "цветными числами". Комплект состоит пластмассовых палочек разного цвета и длины.

В комплект к данным пособиям входит большое разнообразие авторских альбомов и игр, что является очень хорошим подспорьем в работе.

2. Практическая часть

Давайте с вами вспомним хорошо известную нам сказку теремок (книга, домик)

Назовем в правильной последовательности всех героев (театр - стаканчики).

Как назвать, одним словом всех этих героев? (животные, звери, лесные)

Делимся на команды по 3 человека и с помощью блоков строим башню, называя лесных животных, у кого башня окажется выше тот и победил (белка, кабан, лось, еж, косуля, хорек, барсук, енот, куница, бобер, мышь)

Давайте поиграем с нашими героями

- Давайте с вами посчитаем, сколько слогов в словах: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.

- Количество слогов мы покажем с вами с помощью палочек.

- Назовите слово, в котором больше всего слогов (лягушка)

- Определите первый звук слова Лягушка

- Какой буквой обозначим этот звук? (Эль)

- Выложите первую букву этого слова с помощью палочек (модель у каждого своя)

- Определите последний звук слова лягушкА

- Какой буквой обозначим звук А?

- Выложите с помощью палочек букву А

- Какой слог у нас получился? Прочитайте (ЛА).

- Давайте с вами встанем в круг и придумаем слова со слогом ЛА, называете слово, передаете мяч другому (лампа, лак, лапти, ласты, ласточка, лай, лампасы, лавина, ландыш, ласточка, лапа, лама, лавка).

- Молодцы! Садимся на свои места.

- Назовите самое короткое слово (волк)

- Составьте звуковую модель этого слова.

- Придумайте предложение со словом ВОЛК (ответы)

- Сколько слов в предложении?

- Покажите с помощью палочек, сколько слов в предложении, составьте схему высказывания, покажите с помощью палочек заглавную букву в начале высказывания и конец высказывания покажите точкой, белой палочкой.

- Какая беда приключилась в сказке «Теремок»? (медведь раздавил теремок)

- Изобразите мимикой, как звери огорчились, расстроились, когда медведь раздавил теремок. (психогимнастика)

- Давайте, чтобы наши звери не грустили, поможем им и построим новый дом, а помогут нам наши помощники палочки и блоки.

I группа - домик из блоков по схеме,

II группа - домик из палочек по рисунку.

Кто освободился, можно предложить построить свой домик или предложить карту-схему.

- Вот какие теремки мы построили нашим героям. Молодцы!

- Покажите мимикой, как звери обрадовались новому теремку.

Желаю Вам, уважаемые коллеги, чтобы улыбка чаще была на ваших лицах, а работа приносила только удовольствие.

Список литературы

  1. Денисова О.А., Букина И.А., Коновалова А.П., Зорина С.В. Состояние и перспективы развития логопедической службы // Логопед. - 2010. - №6. -С.6.
  2. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. - М., 2007.
  3. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи / Под ред. Л.С.Вакуленко. СПб., 2011.
  4. В.П.Новикова, Л.И.Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет.