Цель: повышение профессионального мастерства учителей-логопедов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Теоретическое обоснование актуальности, эффективности применения логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера в интеллектуальном и речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Ход мероприятия
Предлагаю нам сегодня, уважаемые коллеги, отправиться в страну разноцветных блоков и палочек.
1. Знакомство с пособиями
Набор логических блоков Дьенеша состоит из 48 объемных геометрических фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной.
Цветные счетные палочки Кюизенера - это набор счетных цветных палочек, которые еще называют "цветными числами". Комплект состоит пластмассовых палочек разного цвета и длины.
В комплект к данным пособиям входит большое разнообразие авторских альбомов и игр, что является очень хорошим подспорьем в работе.
2. Практическая часть
Давайте с вами вспомним хорошо известную нам сказку теремок (книга, домик)
Назовем в правильной последовательности всех героев (театр - стаканчики).
Как назвать, одним словом всех этих героев? (животные, звери, лесные)
Делимся на команды по 3 человека и с помощью блоков строим башню, называя лесных животных, у кого башня окажется выше тот и победил (белка, кабан, лось, еж, косуля, хорек, барсук, енот, куница, бобер, мышь)
Давайте поиграем с нашими героями
- Давайте с вами посчитаем, сколько слогов в словах: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.
- Количество слогов мы покажем с вами с помощью палочек.
- Назовите слово, в котором больше всего слогов (лягушка)
- Определите первый звук слова Лягушка
- Какой буквой обозначим этот звук? (Эль)
- Выложите первую букву этого слова с помощью палочек (модель у каждого своя)
- Определите последний звук слова лягушкА
- Какой буквой обозначим звук А?
- Выложите с помощью палочек букву А
- Какой слог у нас получился? Прочитайте (ЛА).
- Давайте с вами встанем в круг и придумаем слова со слогом ЛА, называете слово, передаете мяч другому (лампа, лак, лапти, ласты, ласточка, лай, лампасы, лавина, ландыш, ласточка, лапа, лама, лавка).
- Молодцы! Садимся на свои места.
- Назовите самое короткое слово (волк)
- Составьте звуковую модель этого слова.
- Придумайте предложение со словом ВОЛК (ответы)
- Сколько слов в предложении?
- Покажите с помощью палочек, сколько слов в предложении, составьте схему высказывания, покажите с помощью палочек заглавную букву в начале высказывания и конец высказывания покажите точкой, белой палочкой.
- Какая беда приключилась в сказке «Теремок»? (медведь раздавил теремок)
- Изобразите мимикой, как звери огорчились, расстроились, когда медведь раздавил теремок. (психогимнастика)
- Давайте, чтобы наши звери не грустили, поможем им и построим новый дом, а помогут нам наши помощники палочки и блоки.
I группа - домик из блоков по схеме,
II группа - домик из палочек по рисунку.
Кто освободился, можно предложить построить свой домик или предложить карту-схему.
- Вот какие теремки мы построили нашим героям. Молодцы!
- Покажите мимикой, как звери обрадовались новому теремку.
Желаю Вам, уважаемые коллеги, чтобы улыбка чаще была на ваших лицах, а работа приносила только удовольствие.
Список литературы
- Денисова О.А., Букина И.А., Коновалова А.П., Зорина С.В. Состояние и перспективы развития логопедической службы // Логопед. - 2010. - №6. -С.6.
- Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. - М., 2007.
- Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи / Под ред. Л.С.Вакуленко. СПб., 2011.
- В.П.Новикова, Л.И.Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет.