Коррекционно-образовательные задачи.
- Уточнение артикуляции звуков [д] и [д'].
- Формирование умений различать звуки [д] и [д'].
- Сравнение звуков по твердости и мягкости.
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Выделение заданных звуков на слух из звукового ряда.
- Составление характеристики звуков с опорой на символы.
- Определение местонахождения звука в словах.
- Звукобуквенный анализ слов вода, диван.
- Составление схем предложений.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Совершенствование тактильного восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи.
- Воспитание чуткого отношения друг к другу.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед:
Здравствуйте, ребята!
С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
Дети:
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги нашей - лень!
Не мешай ты нам трудиться,
Мы пришли сюда - учиться!
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
На занятиях не зеваем,
А работаем и отвечаем!
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие придут гости из страны грамоты.
Чтобы узнать кто, отгадайте загадку.
Шея длинная такая,
Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи — нет! (Двойка)В школьной сумке я лежу
Как ты учишься, скажу. (Дневник)
Какой первый звук в слове-отгадке?
Дети: Звук (Д).
Логопед: Произнесите этот звук. Дайте, пожалуйста, характеристику этому звуку.
Дети: Звук (Д) – согласный, звонкий, твердый.
(прикрепляем на телевизор) Нашего гостя зовут? (Даня)
Логопед: Приготовьте свои ладошки.
Я буду называть, разные звуки, а вы ловите только звук (Д).
М, О, Д, И, П, Д, С, Д, Ы, А, К, Д….
Молодцы, с этим заданием вы справились.
Логопед: Внимательно прослушайте слово и замените первый звук - на звук (Д). Назовите, какое слово получилось. (дети закрывают глаза, руки на коленках, до кого дотрагиваюсь «метелочкой», тот отвечает)
Сом – дом, |
пушка – душка, |
пух - дух, |
Вождь – дождь, |
круг – друг, |
рама – дама, |
Кочка – дочка, |
туш – душ, |
пар – дар, |
Пороги – дороги, |
ночь – дочь. |
|
Логопед: Следующее задание мы выполним с помощью мячика.
Буквоежка «проглотил» последний слог (ДА) из всех слов.
Давайте вернем на место этот слог. Я называю вам начало слова, а вы добавляете слог (ДА), а затем передаем мяч, по очереди делим слово на слоги.
Во…(да) |
пого…(да) |
награ…(да) |
Со..(да) |
коман…(да) |
пома..(да) |
Секун..(да) |
побе…(да) |
звез..(да) |
Молодцы, мы исправили все слова.
Давайте передохнем и приведем себя в порядок.
2. Динамическая пауза. (Приведем себя в порядок)
Логопед: Как вы думаете, ребята, у звука (Д) есть братик?
ДА. Назовите его.
Дети: Звук (ДЬ).
Логопед: Давайте дадим характеристику и этому звуку.
Если эти звуки братья, то, что у них общего? (ОН тоже согласный и звонкий)
А чем же они отличаются? (звук ДЬ - мягкий)
Братика зовут - Дима.
Логопед: Посмотрите, на доске расположены картинки, мы распределим их между Даней и Димой. Какие слова отдадим Дане? (с твердым звуком Д) А Диме? (с мягким звуком ДЬ)
ПОМЕСТИМ ИХ В ДОМИКИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ЦВЕТА.
ДОМ, ДЕРЕВО, ВЕДРО, ДИВАН, ДЕЛЬФИН, ДЕВОЧКИ, ДРОВА, ДОРОГА, ЛАНДЫШ.
Логопед: Давайте пройдем за столы. Перед вами фишки синего, зеленого и красного цвета. Что они обозначают? (Согласные и гласные звуки)
Сейчас, я попрошу вас выложить звуковую схему слова:
ДОМИК ДИВАН
Молодцы, правильно выложили схемы.
3. Давайте разомнем ручки и выполним пальчиковую гимнастику.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА.
Дом.
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Посмотрите, в ваших пеналах есть еще что-то.
С помощью этих полосок мы с вами выкладываем….? (правильно – схему предложения)
Даня придумал такое предложение:
ЧИСТАЯ ВОДА ПРОЗРАЧНА
Дима придумал:
БАБУШКА КУПИЛА НОВЫЙ ДИВАН.
(Сколько слов в предложении, назовите первое слово, последнее)
Логопед: Наше занятие подошло к концу.
- С какими звуками мы сегодня с вами познакомились?
- Какими были эти звуки? (согласными, звонкими; Д - твердый, ДЬ – мягкий)
- Какие задания вы сегодня выполняли? (ловили звук Д, возвращали слог ДА в слова, подбирали слова Диме и Дане, составляли предложения,..)
Даня и Дима приготовили вам сюрприз.
А нам же друзья, на прощанье
Осталось сказать: «До свиданья!»