Дифференциация звуков [д] и [д']

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: звук [д] и [д]


Коррекционно-образовательные задачи.

  • Уточнение артикуляции звуков [д] и [д'].
  • Формирование умений различать звуки [д] и [д'].
  • Сравнение звуков по твердости и мягкости.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия.
  • Выделение заданных звуков на слух из звукового ряда.
  • Составление характеристики звуков с опорой на символы.
  • Определение местонахождения звука в словах.
  • Звукобуквенный анализ слов вода, диван.
  • Составление схем предложений.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Совершенствование тактильного восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Воспитание чуткого отношения друг к другу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед:

Здравствуйте, ребята!
С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.

Дети:

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги нашей - лень!
Не мешай ты нам трудиться,
Мы пришли сюда - учиться!
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
На занятиях не зеваем,
А работаем и отвечаем!

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие придут гости из страны грамоты.

Чтобы узнать кто, отгадайте загадку.

Шея длинная такая,
Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи — нет! (Двойка)

В школьной сумке я лежу
Как ты учишься, скажу. (Дневник)

Какой первый звук в слове-отгадке?

Дети: Звук (Д).

Логопед: Произнесите этот звук. Дайте, пожалуйста, характеристику этому звуку.

Дети: Звук (Д) – согласный, звонкий, твердый.

(прикрепляем на телевизор) Нашего гостя зовут? (Даня)

Логопед: Приготовьте свои ладошки.

Я буду называть, разные звуки, а вы ловите только звук (Д).

М, О, Д, И, П, Д, С, Д, Ы, А, К, Д….

Молодцы, с этим заданием вы справились.

Логопед: Внимательно прослушайте слово и замените первый звук - на звук (Д). Назовите, какое слово получилось. (дети закрывают глаза, руки на коленках, до кого дотрагиваюсь «метелочкой», тот отвечает)

Сом – дом,

пушка – душка,

пух - дух,

Вождь – дождь,

круг – друг,

рама – дама,

Кочка – дочка,

туш – душ,

пар – дар,

Пороги – дороги,

ночь – дочь.

 

Логопед: Следующее задание мы выполним с помощью мячика.

Буквоежка «проглотил» последний слог (ДА) из всех слов.

Давайте вернем на место этот слог. Я называю вам начало слова, а вы добавляете слог (ДА), а затем передаем мяч, по очереди делим слово на слоги.

Во…(да)

пого…(да)

награ…(да)

Со..(да)

коман…(да)

пома..(да)

Секун..(да)

побе…(да)

звез..(да)

Молодцы, мы исправили все слова.

Давайте передохнем и приведем себя в порядок.

2. Динамическая пауза. (Приведем себя в порядок)

Логопед: Как вы думаете, ребята, у звука (Д) есть братик?

ДА. Назовите его.

Дети: Звук (ДЬ).

Логопед: Давайте дадим характеристику и этому звуку.

Если эти звуки братья, то, что у них общего? (ОН тоже согласный и звонкий)

А чем же они отличаются? (звук ДЬ - мягкий)

Братика зовут - Дима.

Логопед: Посмотрите, на доске расположены картинки, мы распределим их между Даней и Димой. Какие слова отдадим Дане? (с твердым звуком Д) А Диме? (с мягким звуком ДЬ)

ПОМЕСТИМ ИХ В ДОМИКИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ЦВЕТА.

ДОМ, ДЕРЕВО, ВЕДРО, ДИВАН, ДЕЛЬФИН, ДЕВОЧКИ, ДРОВА, ДОРОГА, ЛАНДЫШ.

Логопед: Давайте пройдем за столы. Перед вами фишки синего, зеленого и красного цвета. Что они обозначают? (Согласные и гласные звуки)

Сейчас, я попрошу вас выложить звуковую схему слова:

ДОМИК ДИВАН

Молодцы, правильно выложили схемы.

3. Давайте разомнем ручки и выполним пальчиковую гимнастику.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА.

Дом.

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Посмотрите, в ваших пеналах есть еще что-то.

С помощью этих полосок мы с вами выкладываем….? (правильно – схему предложения)

Даня придумал такое предложение:

ЧИСТАЯ ВОДА ПРОЗРАЧНА

Дима придумал:

БАБУШКА КУПИЛА НОВЫЙ ДИВАН.

(Сколько слов в предложении, назовите первое слово, последнее)

Логопед: Наше занятие подошло к концу.

  • С какими звуками мы сегодня с вами познакомились?
  • Какими были эти звуки? (согласными, звонкими; Д - твердый, ДЬ – мягкий)
  • Какие задания вы сегодня выполняли? (ловили звук Д, возвращали слог ДА в слова, подбирали слова Диме и Дане, составляли предложения,..)

Даня и Дима приготовили вам сюрприз.

А нам же друзья, на прощанье
Осталось сказать: «До свиданья!»