Конспект обследования словарного запаса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Разделы: Логопедия

Классы: д/с, 1, 2

Ключевые слова: словарный запас детей


Наблюдение за свободной речью детей нередко позволяет судить об уровне их словарного запаса. Но в некоторых случаях следует специально обследовать как активный словарь ребенка (что он говорит), так и пассивный (как он понимает речь). Словарь ребенка должен рассматриваться не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями, в частности с особенностями развития фонетического (исследование фонематических процессов и сформированности звуко-слоговой структуры слова) и грамматического строя речи.

При проведении представленного конспекта занятия необходимо ориентироваться на возможности ребенка, его физические и психологические особенности, работоспособность, умение концентрироваться, переключаться с одного вида деятельности на другой. При необходимости обследование можно «разбить» на части и провести в два этапа.

Цель. Составление максимально объективной подробной картины развития словарного запаса ребенка.

Задачи.

  • Определить словарный запас ребенка.
  • Выявить сформированности умений действовать в соответствии с инструкцией.
  • Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Учитывая выявленные проблемы, составить индивидуальный план коррекционной учебно-воспитательной работы по данному направлению.
  • Создать условия для успешной реализации плана в образовательном процессе.
  • Определить ориентиры для максимально эффективной реализации плана.  

Условия обследования ребенка.

  • Установление эмоционального контакта с ребенком, создание адекватного отношения к обследованию.
  • Тактика общения с ребенком - сотрудничество, доброжелательное отношение.
  • Учет сформированности психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Оборудование. Маршрутная карта, конверты с заданиями, картинный материал, камешки Марблс, природный материал (грецкие орехи, фундук, шишки, каштан, фасоль, перышки), деревянные бусины, коробочки (корзинки), крупные макароны, шнурки для нанизывания, мяч, мультимедийное оборудование, аудиозаписи.

Здоровьесберегающие технологии. Массажные дорожки, музыкотерапия, использование природного материала (шишки, грецкие орехи…).

Ход обследования

Прозвенел звонок веселый
Ты готова? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем!

Сегодня мы с тобой отправляемся в необычный поход. Маршрут прописан в нашей карте. На пути следования к цели необходимо будет выполнять задания, спрятанные в конвертах, на оборотной стороне каждого задания будет стоять цифра, буква или знак препинания. Выполнив все задания, которые встретятся на пути, ты сможешь сама себе поставить оценку за сегодняшний необычный урок. Готова?

Итак: мы находимся вот здесь (на карте отмечено место «старта» двумя человечками), нам необходимо добраться до этого места («финиш» отмечен салютом).

Для того чтобы добраться до первого задания необходимо пройти по мосту босиком (ходьба по массажным дорожкам).

I. Фонетический строй речи (конверт № 1)

Из конверта № 1 достается синий конверт с заданиями (всего 3 задания).

После выполнения каждого задания ребенку предлагается взять камешек определенного цвета и положить в ту коробочку, на которую укажет педагог. Данный прием используется для анализа выполнения задания, без обсуждения с ребенком.

1. Исследование фонематических процессов

Цель. Выявить особенности фонематических процессов.

1.1. Задание на умение дифференцировать звуки:

- в слогах

Инструкция: Повторяй за мной цепочки слогов.

Ба-па-ба      со-зо-цо     тя-ча-тя
Та-тя-та       ца-са-ца     ща-ча-ща
Ка-га-ка       шу-су-жу   ще-се-че

- в словах

Инструкция: Повторяй за мной цепочки слов.

Ветка – сетка – детка.
Белка – балка – булка.
Бабочка – папочка – тапочка – шапочка.

Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от первого:

Коробок – колобок – коробок
Чёлка – щёлка – чёлка
Рассвет – расцвет – расцвет

- во фразе

Инструкция: Исправь ошибку в предложении.

Воду хранили в почке.
На лугу росла густая драва.
Футболисты забили кол.
Собака грызла гости.

1.2. Задание на умение проводить фонематический анализ (последовательный, количественный, позиционный)

Инструкция: Ответь на мои вопросы.

  • Сколько звуков в слове «бабушка» («дружба», «щипцы»)?
  • Сколько гласных?
  • Сколько согласных?
  • Назови их по порядку.
  • Какой звук перед звуком [ш]?
  • Какой звук после звука [ш]?

1.3. Задание на умение работать над фонематическим синтезом слов

Инструкция: Составь слово из названных звуков.

[С]-[у]-[м]-[к]-[а]; [т]-[р]-[о]-[п]-[к]-[а]; [в]-[а]-[т]-[р]-[у]-[ш]-[к]-[а];

[к]-[а]-[к]-[т]-[у]-[с]; [л]-[ы]-[ж]-[н*]-[ы]-[к]; [с]-[т]-[р]-[о]-[й]-[к]-[а]

2. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Из конверта № 1 достается синий конверт с заданиями (всего 2 задания).

После выполнения каждого задания ребенку предлагается взять грецкий орех и положить в ту коробочку, на которую укажет педагог. Данный прием используется для анализа выполнения задания, без обсуждения с ребенком.

Цель. Выявление нарушения восприятия и воспроизведения слов и предложений различной звукослоговой структуры.

2.1. Инструкция: Повторяй за мной слова.

Тротуар
фотоаппарат
экскаватор
виолончелист
регулировщик
милиционер
термометр
библиотекарь
стихотворение
эквилибрист

2.2. Инструкция: Повторяй за мной предложения, в этом задании в корзинки мы будем складывать шишки. (Данный прием педагог использует для анализа выполнения задания, без обсуждения с ребенком).

  • Регулировщик руководит движением на перекрёстке.
  • Дрессировщик дрессирует животных.
  • Экскурсовод проводит экскурсию.
  • Виолончелист укладывает инструмент в футляр.
  • У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Мы выполнили все задания! Двигаемся дальше! Для того, чтобы добраться до второго задания необходимо сделать пять шагов вперед, три шага вправо, хлопнуть в ладоши, сделать один шаг назад, повернуться вокруг себя, сделать семь шагов влево. Вот и следующий конверт с заданиями.

II.Исследование словаря и словообразовательных процессов

(конверт № 2)

Из конверта № 2 достается зеленый  конверт с заданиями (всего 5 заданий).

После выполнения каждого задания ребенку предлагается взять каштан, фундук, фасоль, желуди, перышки (другой материал на усмотрение учителя-логопеда) и положить в ту коробочку, на которую укажет педагог. Данный прием используется для анализа выполнения задания, без обсуждения с ребенком.

Цель. Определить объем словаря ребенка.

1. Номинативный словарь

- Уровень обобщения.

Инструкция: Назови одним словом (если на слух затрудняется, то показываем картинки в формате презентации).

Панамка, кепка, берет, платок, шляпа.
Обруч, скакалка, лыжи, коньки, санки.
Магнитофон, телевизор, утюг, холодильник, фен.
Аптекарь, почтальон, библиотекарь, столяр, часовщик.

- Называние частей целого предмета.

Инструкция: Назови части предмета (предъявляется картинный материал или натуральные предметы).

Части тела: брови, подбородок, висок, затылок, локоть, ладонь.
Детали одежды: манжета, петля, крючок, рукав.
Детали шкафа: стенка, полка, дверцы, ножки.

2. Предикативный словарь

Инструкция: Подбери как можно больше слов-действий (предлагаются картинки в формате презентации).

Собака (что делает?)
Лист (что делает?)
Ручей (что делает?)

3. Атрибутивный словарь

Инструкция: Подбери как можно больше слов-признаков.

Ветер (какой?)
Хлеб (какой?)
Зима (какая?)
Солнце (какое?)

4. Подбор синонимов

Инструкция: Подбери слова, близкие по значению.

Жилище (дом, строение, здание)
Боец (солдат, воин).
Передвигаться (идти, бежать, ползти, лететь)
Веселиться (радоваться, смеяться, хохотать)
Унылый (грустный, печальный)
Отважный (смелый, храбрый, мужественный)

5. Подбор антонимов

Инструкция: Подбери слова, противоположные по значению (задание выполняется с мячом).

Добро – (зло)
Грязь – (чистота)
Правда – (ложь)

Темный – (светлый)
Острый – (тупой)
Широкий – (узкий)

Забыл – (вспомнил)
Насорил – (убрал)
Мириться – (ссорится)

Близко – (далеко)
Рано – (поздно)
Высоко – (низко)

6. Словообразование

Из конверта № 2 достается желтый конверт с заданиями (всего 6 заданий). После выполнения каждого задания ребенку предлагается нанизать деревянные бусины определенного цвета на шнурок (у каждого задания свой цвет).  Данный прием используется для анализа выполнения задания, без обсуждения с ребенком.

1. Образование уменьшительных форм существительных

Инструкция: Назови в уменьшительной форме (ласково) предметы, которые я буду перечислять.

Лес, вода, лицо, дерево, слово, ухо.

2. Образование качественных прилагательных

Инструкция: Если утром мороз, то утро – (какое?)

Если снег –
Если дождь –
Если солнце –
Если ветер –
Если холод –

3. Образование относительных прилагательных от существительных

Инструкция: Если предмет сделан из бумаги – он бумажный, а если

компот из клюквы –
кофта изо льна –
аквариум из стекла –
платье из ситца –
пальто из шерсти –
суп из овощей –

4. Образование притяжательных прилагательных от существительных (предъявляется вспомогательный картинный материал)

Инструкция: Если у волка хвост волчий, то у лисы -

гребень петуха –
ухо медведя –
лапа зверя –
шерсть кошки –
рычание льва –

5. Образование сравнительной степени прилагательных и наречий

Инструкция: Сравни предметы по образцу: колодец глубокий, а река еще глубже.

Куст высокий, а дерево еще … (выше).
Груша сладкая, а виноград еще … (слаще).
Эта девочка хорошая, а эта еще … (лучше).
У Димы голос звонкий, а у Лены еще … (звонче).

6. Образование сложных существительных и прилагательных

Инструкция: Закончи предложение (дополнительно можно предложить показать соответствующую картинку).

Прибор, с помощью которого выжимают сок, называется …(соковыжималка).
Весеннее явление, когда на реке идет лед, называется … (ледоход).
Профессия человека, который рубит лес, называется … (лесоруб).
Сельскохозяйственная машина, которая копает картошку, называется (картофелекопалка).

Если у девочки карие глаза, то она … (кареглазая).
Если у мальчика светлые волосы, то он … (светловолосый).
Если у птицы белый бок, то она … (белобокая).
У зайца длинные уши, он - … (длинноухий).

Посмотри на карту – мы почти у цели! Для того чтобы добраться до третьего конверта, необходимо идти по этой извилистой дороге (массажные дорожки) под музыку, но будь внимательна: если будет играть спокойная музыка – идем спокойным шагом, если марш – маршируем, если быстрая – бежим, если музыка прекращается, значит, мы тоже останавливаемся.

III. Исследование грамматического строя речи (конверт № 3)

В конверте № 3 6 заданий. За каждый правильный ответ, ребенок нанизывает крупные макароны определенного цвета на шнурок (у каждого задания свой цвет). Данный прием педагог использует для анализа выполнения задания, без обсуждения с ребенком.

1. Проверка общего уровня языковой компетенции

Инструкция: Повтори предложения за мной как можно точнее.

Аня сняла с полки книжку.
Белка перепрыгивала с ветки на ветку.
С облепиховых веток осыпались листья.
Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу.
После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее.

2. Составление предложений из слов в начальной форме

Инструкция: Я скажу слова, а ты составь из них предложение.

Мы, любить, заниматься, конный спорт.
С, деревья, падать, осенний, листья.
Старенькая, укладывать, бабушка, малыш, в, коляска.

3. Верификация предложений

Инструкция: Я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, исправь её.

Мама довольна покупка.
Воробей носит корм на свое гнездо.
Все старики когда-то будут молодыми.

4. Составление предложений с предлогами (по картинкам)

Инструкция: Посмотри на картинки и составь предложения с предлогами (предлагается картинный материал).

5. Употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Инструкция: Измени слова по образцу: дом, а если много это - дома, но нет чего? – домов (можно использовать картинки и карточки-подсказки, под которые кладутся картинки. На карточках надписи: 1. Один (одна); 2. Много; 3. Нет чего?).

Карандаш –
Незабудка –
Пчела –
Ведро –
Перо –

6. Согласование нескольких частей речи в различных падежах

Инструкция: На картинках два полосатых котенка. Ответь на вопросы о них:

- Кого увидела девочка на прогулке? (Двух полосатых котят.)
- За кем побежала девочка? (За двумя полосатыми котятами.)
- Кто теперь живет у девочки? ( Два полосатых котенка.)
- Кому девочка наливает молоко? (Двум полосатым котятам.)
- О ком девочка заботится? (О двух полосатых котятах.)

Посмотрим на карту. Ты выполнила все задания. Мы почти у финиша. Осталось совсем немного. Выбирай путь, по которому мы дойдем до места самооценки (длинный или короткий). На доске ребенок размещает пронумерованные буквы и знаки препинания по порядку и читает: «Я старалась! Я – молодец!».

Литература

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М, 2005.
  2. Зайцева Л.А. Организация и содержание логопедических занятий в учреждениях образования. Мозырь, 2004.
  3. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Мы учимся и развиваемся. Минск, 2000.
  4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 2003.
  5. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игровые тесты. М., 2005.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб., 1999.
  7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001.
  8. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. Москва, 2002.
  9. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. М., 2000.
  10. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М., 2007.