Логопедия
-
Нормативная база образовательной организации, реализующей инклюзивное образование 2022
С вступлением в силу закона «Об образовании» ст.79 №273 все большее количество родителей детей с ОВЗ и инвалидов предпочитают, чтобы их ребенок получал образование в общеобразовательных организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам в формате совместного обучения (инклюзии) – по РФ это – 50,48%.
-
Нормативно-правовое обеспечение коррекционной деятельности учителя-логопеда в логопедическом пункте ДОУ 2015
В статье представлены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ. Информация интересна и полезна как начинающим, так и опытным учителям-логопедам, работающим на логопункте.
-
О гибких навыках и развитии их у младших школьников 2023
В статье затрагивается тема востребованности развития гибких навыков у современных школьников. Также предлагаются рекомендации родителям и педагогам в работе по развитию гибких навыков у младших школьников. Статья будет полезна родителям будущих первоклассников.
-
О значении неврологического и нейрофизиологического обследований для коррекционной работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речевой функции 2015
Решение проблем патологии речи является не только одной из частных проблем педагогики, дефектологии и патопсихологии, но и представляет собой актуальную задачу неврологии, психиатрии, психотерапии.
-
О нормах развития детской речи 2024
Для нормального становления речевой деятельности необходимо полноценное формирование ее предпосылок. Их можно разделить на основные группы, а именно - сохранные физиологическая и психологическая базы. Еще одним немаловажным фактором полноценного речевого развития детей является благоприятное социальное окружение. Оно обеспечивает межличностное общение при всех видах коммуникации и представляет собой языковую модель для подражания. Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов. Для развития речи необходимо многообразное постоянное общение со взрослым» а именно – рассказывание, беседы, чтение книг и др. Чтобы правильно научиться говорить нужна огромная, разнообразная, инициативная практика речи. Взрослые должны развивать речевую активность ребенка, помогать ему преодолевать скованность и застенчивость, выбирать игры и увлечения, связанные с речью.
-
О психолого-педагогическом сопровождении специалистами "ЦДК" участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей предшкольного и младшего школьного возрастов, испытывающих трудности в обучении 2016
В статье представлены результаты диагностики детей предшкольного и младшего школьного возрастов специалистами «ЦДК» и ПМПК, которые свидетельствуют о тенденции роста детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому роль специалистов «ЦДК» и ПМПК возрастает и становится объективно необходимой для поддержки всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей, испытывающих трудности в обучении.
-
О системе работы над грамматической стороной речи детей с общим речевым недоразвитием 2011
Опора на достижения современных лингвистов и психолингвистов содержит значительный креативный потенциал и может способствовать дальнейшему совершенствованию процесса работы над грамматической стороной речи детей с ОНР.
-
О современных подходах в коррекционно-воспитательно-образовательном процессе 2011
В современных условиях образования стоит задача – обеспечить преемственность дошкольного и начального образования. В основе преемственности стоит принцип сохранения здоровья воспитанников, создание комфортности обучения и воспитания, чтобы осуществлялся постепенный переход от игровой деятельности к учению, построение плавного перехода от дошкольной жизни к школьной. В статье представлены рекомендации по проведению коррекционно-воспитательной работы с детьми, для логопедов ДОУ.
-
О фонематическом слухе простыми словами 2020
Захотелось поговорить на эту тему, т.к. не все логопеды обращают должное внимание на развитие данной стороны речи. Так же существует некоторая путаница в терминах, в результате которой фонематическим слухом считают то, что вовсе им не является, например, путаю фонематический слух с физическим (физиологическим), или с фонематическим восприятием.
-
Об организации работы логопедического пункта дошкольного общеобразовательного учреждения 2012
Авторы в статье представляют пакет документов, необходимых для организации коррекционно-образовательного процесса в логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения.
-
Обобщающее логопедическое занятие за II четверть для обучающихся 3-х классов со статусом ОВЗ (АООП ТНР 5.1, АООП ЗПР 7.1) с лексической темой «Государственные символы России» 2023
Для участия в конкурсе: «Государственные символы России» мною был выбран нетрадиционный подход по ряду причин. Во-первых, хотелось сделать именно логопедическое занятие. Во-вторых, после изучения данной темы, я поняла, что единственная цель, которую я могу перед собой поставить на данный момент: третьеклассники должны знать Государственные символы России, испытывать уважение к этим символам.
-
Обобщение и систематизация полученных знаний о гласных звуках «В поисках гласных звуков» 2024
Цель занятия: обобщение и систематизация полученных знаний о гласных звуках.
-
Обобщение опыта по теме самообразования "Горловое произношение звука [р] и его коррекция" 2014
Цель программы – осуществление коррекционно-логопедической работы с использованием различных методов по устранению горлового [Р]. Воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту звукопроизношением. В работе, наряду с общепринятыми, используются специальные логопедические методы и приемы, направленные на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.
-
Обогащение и активизация словаря с использованием символических полей у старших дошкольников 2012
В ходе урока происходит обогащение и активизация словаря, формирование навыка "выстраивания" семантических полей, формирование предложно-падежных конструкций, развитие фонематического слуха и восприятия; развитие всех психических процессов, зрительного восприятия; систематизация знаний детей.
-
Обогащение словаря детей с ОНР прилагательными и глаголами 2020
Представлены некоторые из дидактических игр и заданий по формированию грамматического строя: важно помочь ребенку овладеть навыком правильного употребления окончаний имен прилагательных при их согласовании с именем существительным и игры по обогащению словаря глаголами.
-
Обогащение словаря пословицами и поговорками 2020
Использование русского фольклора – пословиц и поговорок в развитие речи как нельзя лучше подходит для реализации задач, связанных с коррекцией речи.
-
Обозначение мягкости согласных на письме посредством буквы "Ь" 2010
На уроке в классах коррекционного обучения дети учатся с опорой на различные каналы восприятия обозначению мягкости согласных на письме с помощью буквы "мягкий знак". Фонетическая ритмика даёт возможность закрепить звук в сочетании с движением, что значительно облегчает усвоение материала занятий.
-
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (мягкий знак на конце слова) 2012
Интерес к занятию у учащихся вызывается с помощью индивидуальных рабочих листов. Отмечено, что детям интереснее работать на листах, чем в тетрадях, так как такую работу они не связывают с уроком. Игровые задания помогают придать занятию более быстрый темп и дают возможность лучше усвоить тему занятия.
-
Оборудование ЦРИ на логопедических занятиях 2013
На занятии дети занимаются фонетическим разбором слов, предложения по членам. У ребят формируются умения выделять предмет из ряда, используя отличительные признаки. Закрепляются звуко-буквенные связи, деление слов на слоги и предложения на слова.
-
Обработка и интерпретация результатов диагностики речевого развития 2012
Описаны основные направления обследования речи; представлена таблица расчета баллов за каждый уровень речевого развития, дана сводная таблица на всех детей группы.
-
Образование слов при помощи суффиксов 2011
Конспект логопедического занятия с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР 3-го уровня (2-й год обучения). Занятие проводится при использовании электронной презентации. Занятие предназначено для учащихся, зачисленных на логопункт при общеобразовательной школе.
-
Образовательная деятельность в старшей логопедической группе на тему "Дифференциация звуков [к], [х]" 2015
Конспект образовательной деятельности составлен с учётом логопедических заключений и индивидуальных потенциальных речевых и психологических возможностей группы детей. На занятии учитывается взаимосвязь развития фонематического восприятия как с фонетической, так и с лексико-грамматической стороной речи. Все задания представлены в игровой форме и связаны между собой сюжетной цепочкой.
-
Образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме "Посуда" 2016
Образовательная деятельность детей с ОНР направлена на активизацию словаря по лексической теме «Посуда» и практическое усвоение лексико-грамматических категорий. Воспитанники выделяют характерные особенности посуды, определяют, из каких частей она состоит, какого цвета, сравнивают по размеру, учатся различать на слух звучание металлических, стеклянных, деревянных и пластмассовых изделий.
-
Образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы "На ярмарке игр" 2016
Нетрадиционная форма ОД включает в себя специально подобранные задания и игры, развивающие зрительное и слуховое внимание и память, закрепляющие умение выделять существенные признаки предметов, устанавливать взаимосвязи, делать выводы. Знакомит с приёмами мнемотехники для запоминания, совершенствует навыки поисковой деятельности, развивает умение действовать по заданному алгоритму. Формирует мотивацию к коррекционно-образовательной деятельности.
-
Образовательная деятельность с ИКТ-технологиями «Мишка-шалунишка» 2015
В индивидуальной коррекции звукопроизношения наступает период, когда необходимо обобщить полученные знания и умения. В этот момент особенно хорошо проводить игры-занятия с небольшими подгруппами воспитанников, где дети могут продемонстрировать свои умения друзьям, помогая сказочным героям. Мишка-шалунишка – герой, которому ребята помогают в изучении сложных звуков и букв русского языка.
-
Образовательная деятельность с элементами оздоровления «В поисках колобка» для детей 2–3 лет 2020
Программное содержание: вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем; упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по ограниченной площади, в перешагивании через предметы, в прыжках; формировать чувство уверенности в преодолении препятствий при прыжках, при пролезании через туннель; способствовать развитию общей моторики с оздоровительной направленностью; учить выполнять игровые упражнения в сочетании речи с движением; побуждать детей к участию в играх; закрепить понятие о здоровом образе жизни через оздоровительные режимные моменты.
-
Образовательная деятельность, направленная на формирование фонетико-фонематической стороны речи. Тема: "Звук [у]" для детей с ОНР во второй младшей группе 2013
Образовательная деятельность предназначена для детей с общим недоразвитием речи во второй младшей группе (3–4 года) в детском саду компенсирующего вида. Данная образовательная деятельность проводится с целью формирования фонетико-фонематической стороны речи детей.
-
Образовательная деятельность, формирующая лексику и грамматику, на тему "Домашние птицы" для детей с общим недоразвитием речи в средней группе 2014
В ходе занятия дети обогащают и активизируют словарь по теме «Домашние птицы»; развивают умение отвечать на вопрос полным ответом; развивают грамматический строй речи и фонематическое восприятие, а также общую и мелкую моторику.
-
Образовательная игровая ситуация "Поможем бабушке Федоре" 2012
Задачами мероприятия для детей средней логопедической группы с общим недоразвитием речи 2-3 уровня являются как коррекционно-образовательные, направленные на: уточнение, закрепление и активизация словаря детей по теме "Посуда"; развитие связной речи, упражнение детей в составлении загадок-описаний со зрительной опорой; cовершенствование грамматического строя речи; закрепление в речи детей названия основных цветов.
-
Образовательная игровая ситуация с элементами формирования лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Как жители леса к зиме готовились» 2018
Образовательная деятельность детей с ОНР направлена на активизацию словаря по лексической теме «Дикие животные» и актуализацию знаний воспитанников о сезонных изменениях в природе. Увлекательное путешествие с маленьким лягушонком по осеннему лесу создает условия для получения детьми знаний о подготовке диких животных к зиме, воспитывает заботливое отношение к природе.