На правильное развитие речи ребенка влияют определенные факторы.
- К биологическим факторам относят: различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.
- Социальные факторы - это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.
На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления - это основа для будущих образов и связей с ними в речи.
Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора. На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.
Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.
Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.
Речевое развитие ребенка - это сложный многоаспектный процесс. Он включает в себя различные стороны овладения ребенком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребенок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого развития. Разными авторами выделяется большое количество классификаций, этапов, ступеней каждой стороны речевого развития ребенка дошкольного возраста. Эти ступени являются условными, так как развитие каждого ребенка протекает индивидуально и зависит от различных факторов, но тем не менее развитие подчиняется общим закономерностям, характерным для всех детей.
Для нормального становления речевой деятельности необходимо полноценное формирование ее предпосылок. Их можно разделить на основные группы, а именно - сохранные физиологическая и психологическая базы. Еще одним немаловажным фактором полноценного речевого развития детей является благоприятное социальное окружение. Оно обеспечивает межличностное общение при всех видах коммуникации и представляет собой языковую модель для подражания.
Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи - на первом году жизни. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
Для развития речи необходимо многообразное постоянное общение со взрослым» а именно - рассказывание, беседы, чтение книг и др. Чтобы правильно научиться говорить нужна огромная, разнообразная, инициативная практика речи. Взрослые должны развивать речевую активность ребенка, помогать ему преодолевать скованность и застенчивость, выбирать игры и увлечения, связанные с речью.
Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие детей особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи.
Таким образом, любое нарушение физического, психического здоровья, отрицательное влияние социальной среды отражаются на ходе формирования речевой деятельности ребёнка.
В норме развитие речи определяется в соответствии с онтогенезом.
"Онтогенез речи" (широкое понимание) - весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.
"Онтогенез речи" (узкое понимание) - период динамического развития детской речи, который начинается с появления у ребенка первых слов и продолжается до становления развернутой фразовой речи.
Развитие детской речи подразделяется на три основных этапа. Этапы имеют относительный порядок появления, зависящий от созревания тех или иных биологических предпосылок языковой способности (Л.С.Выготский, О.Е.Громова, А.Н.Гвоздев, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, и др.).
Первый этап - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней - имеет два этапа:
- "время" однословного предложения» (1г.3м.-1г.8м.);
- "время предложений из нескольких слов-корней" (1г.8м.-1.10м.).
Второй этап - период усвоения грамматической структуры предложения - имеет три этапа:
- "время формирования первых форм" (1г.10м.-2г.1м.);
- "время использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (падежные окончания существительных, личные окончания глаголов)" (2г.1м-2г3м);
- 3." время усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений" (2г.3м.-3г.).
Третий этап - период усвоения морфологической системы русского языка (3г.-7лет)
Рассмотрим возраст от 3 до 4 лет.
1. К трем годам в словаре ребенка от восьмисот до тысячи слов, к четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два).
2. Грамматический строй. В речи ребенка четвертого года жизни еще встречаются грамматические ошибки: [ДЕРЕВЫ] вместо ДЕРЕВЬЯ, [ПЕНИ] вместо ПНИ, [ЛОШАДИЙ] вместо ЛОШАДИНЫЙ, [СОЛДАТОВ] вместо СОЛДАТ и т.п. Ребенок активного овладевает навыками словообразования. На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря.
3. Связная речь. Ребенок овладел диалогической формой речи, речь ребенка представлена простыми распространенными предложениями и сложными предложениями различной конструкции. Ребенок задает много вопросов. По образцу или предложенному плану может составить описательный рассказ об игрушке, по вопросам может составить рассказ по серии сюжетных картинок или по простой сюжетной картинке. Дети легко запоминают и рассказывают небольшие стихи и потешки.
4. Фонетико-фонематическая сторона. Исчезает смягчение твердых согласных звуков. Ребенок осваивает йотированные звуки (ЕДУ, ЯМА, ЮГ). У большинства детей появляется звук [Л']. В этом возрасте ребенок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч'], [щ'] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р'], [л] ребенок может заменять звуком [л'], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал)). К четырем годам большая часть детей правильно произносит свистящие звуки: [С], [С'], [З'] и хорошо различает их в речевом потоке. Развивается фонематическое восприятие.
В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:
- Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания.
- Точно называет предметы и их качества.
- Придумывает собственные слова и даже стихи.
- К 5 годам дети Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений. В речи много прилагательных, предлогов.
- Становится больше личных местоимений.
- Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало. Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений. Происходит овладение монологической речью и пересказом. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст. Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
- Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех). Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом. Говорит не быстро. Использует выразительную интонацию для чтения стихов. Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.
В целом к шести годам словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, например: растения деревья, кустарники, травы, цветы.
К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:
Дети начинают усваивать детали и частные грамматические формы (используют правильно ударения, родА, редкие обороты речи, числительные, достаточно хорошо образуют множественное число существительных, но еще могут встречаться ошибки в согласовании числительного и существительного («сто кошка»). изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными (одна кукла, две куклы, 5 кукол). Дети согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия. Склоняет существительные по числам и падежам
Глаголы - после пяти лет самостоятельное образование глаголов от других частей речи.
Прилагательные - усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех падежах.
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.
- Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Профессии» - это и врач, учитель, повар ит.д).
- Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр. Знает, где право, лево; сколько времени. Верно употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ. В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи - диалога и монолога. Однако следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью.
Необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстникам. Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Фонетико-фонематическое восприятие. Уровень развития речевого слуха ребенка позволяет ему:
- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;
- выделять первую фонему (звук), находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок); овладеть делением слова на слоги.
К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные.