Цель: повторить Государственные символы России, познакомиться с неофициальными символами России.
Задачи (воспитательные): воспитывать уважение к своей стране, уважение к государственным символам России.
Задачи (коррекционно-развивающие): смотри Ход занятия.
Оборудование:
- Рабочие листы с речевыми играми (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4);
- Картинки: берёза, самовар, матрёшка, медведь, флаг России, герб России, текст гимна России, Рисунок 1;
- Рабочие папки, ручки и карандаши.
Ход занятия
Этапы занятия и виды заданий
|
Деятельность специалиста |
Деятельность ученика |
Какие задачи решались в ходе вып. заданий |
I. Организационный момент |
Приветствие. |
|
|
- Какой сегодня месяц? | - декабрь | ||
- Сколько занятий осталось до конца второй четверти? Сегодня у нас повторение пройденного. |
- одно или два (в зависимости от группы) | ||
II. Основная часть.
|
Мы всю вторую четверть проходили состав слова. Главная часть слова - это что? (корень). Перед вами карточка со словами, однокоренными слову «берёза».
(На левую часть доски помещается картинка с берёзой.) |
(После работы должны получить)
|
- закрепление знаний о родственных и однокоренных словах;
|
1.2. Работа с составом слова. Сложные слова |
Мы проходим состав слова. Главная часть слова - это корень. Как называются слова из двух корней? (сложные) Раздаётся Рабочий лист (Приложение № 2). |
(После работы должны получить)
|
- закрепление знаний о сложных словах, соединительных гласных;
|
Посмотрите на карточки.
- Как вы думаете какой первый корень? |
- сам | ||
- Какие соединительные гласные могут быть? | - О или Е | ||
- Какие слова получились? | - самокат, самоход, самосвал, самовар, самолёт | ||
- Какое слово лишнее и почему? | - самовар, т.к. остальные слова связаны с движением | ||
(На левую часть доски помещается картинка с самоваром.) Внимание: может понадобиться объяснение слова «самоход» (самоходная машина - гусеничный трактор, сельскохозяйственная, дорожная, строительная или иная машина, которые без дополнительных мер обеспечения безопасности дорожного движения, не предназначены для участия в дорожном движении). |
|||
2. Зрительное восприятие. Игра «Матрёшка» |
Сегодня некоторые слова решили поиграть в прятки и замаскировались. Будьте внимательны и найдите в каждом из слов ещё одно слово (не забудьте про Матрёшку: слово не вначале, не в конце, а в середине). Запишите слова. Раздаётся Рабочий лист (Приложение № 3). (На левую часть доски помещается картинка с матрёшкой.) |
(После работы должны получить) Нож, уж, сад, мел, лев, лёд, кобра рак, лис. |
- развивать зрительное восприятие;
|
- Какое слово отличается от других и почему? | - кобра, т.к. в нём два слога | ||
3.1. Звукобуквенный анализ и синтез слов. Игра «Буквы - звуки» |
Мы поработали с разными словами, с их морфологическим составом, с количеством слогов, а теперь вспомним про буквы и звуки. Для этого пройдём в наш подмосковный лес и отдохнём. Раздаётся Рабочий лист (Приложение № 4). |
(После работы должны получить) 1. Выпиши слова, где звуков больше, чем букв: енот, заяц, ёж. 2. Выпиши слова, где букв больше, чем звуков: лось, рысь, медведь. |
- развивать фонематическое восприятие;
|
- Отметь слово, которое отличается от других во втором задании: (На левую часть доски помещается картинка с медведем.) |
- медведь (два слога). | ||
3.2. Звукобуквенный анализ и синтез слов |
(Слова на основной доске: ГИМН, ГЕРБ и ФЛАГ)
Блиц-опрос.
|
- один слог |
- развивать умения оперировать изученными терминами;
|
2. В каких словах есть орфограмма: проверяемый согласный на конце слова? | - герб и флаг | ||
3. В каком слове все согласные звуки звонкие? (Могут назвать слово «герб», надо обратить внимание на парный согласный на конце слова.) | - гимн | ||
4. В каком слове нет мягких согласных? | - флаг | ||
До этого мы работали с данными словами с точки зрения предмета Русский язык. А теперь посмотрим на эти слова и подумаем, что их объединяет? | Разные ответы. Приходим к общему: символы государства, которые служат отличительными знаками страны. | ||
У нас на доске (слева) следующие картинки: берёза, самовар, матрёшка и медведь. Какую страну можно описать этими словами? | Разные ответы. Приходим к общему: Россия. | ||
4. Лексическая тема: "Государственные символы России" |
Итак, слева на доске: неофициальные символы России. Как вы думаете: почему, они стали символами России. |
Ответы детей. |
- развивать монологическую и диалогическую речь;
|
Информация в помощь учителю:
Россия - страна берёз. Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия. Русское слово «самовар» буквально означает «сам варит». Самовар несет в себе как практическую функцию, так и эмоциональную: он является символом единения людей, собирающихся за чаем, и создает правильную атмосферу для дружеской беседы. Русская матрешка, наверное, самый популярный национальный сувенир. Название «матрешка» происходит от имени Матрёна, которое было очень популярным в России в то время. Русские матрешки пользуются большой известностью за границей. Это один из самых популярных русских сувениров. Медведь - это символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлобивости, с другой - в их умении постоять за себя. |
Если ответов нет или они не до конца раскрывают тему, можно предоставить детям листы с текстом. | ||
Перед вами государственные официальные символы России. | Практика показывает, что обучающиеся 3 класса хорошо ориентируются в описании флага и герба. Благодаря, еженедельному уроку «Разговоры о важном», они знают текст гимна. | ||
- Что вы знаете о государственных символах России?
(По мере ответа обучающихся на доску помещают картинки флага, герба и текст гимна России.) |
Если ответов нет или они не до конца раскрывают тему, можно предоставить детям листы с текстом. | ||
Информация в помощь учителю:
25 декабря 2000 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал федеральные законы о государственных символах Российской Федерации - флаге, гербе и гимне. С этого момента они остаются неизменными.
|
|||
Как вы думаете почему именно сейчас мы разговариваем о государственных символах России? | Ответы (предположения) детей. Скорее всего (если перед этим не было урока «Разговоры о важном» по этой теме, обучающиеся не смогут ответить | ||
5. Итог занятия.
Рефлексия |
Мы познакомились сегодня, а правильнее сказать «вспомнили» официальные и неофициальные символы России. С помощью специальных программ мне удалось все символы России уместить на одном рисунке. Получилось достаточно интересно, давайте его рассмотрим. (На доску помещается Рисунок 1)
|
Ответы детей. |
Развивать умение анализировать и использовать полученную на занятии информацию |
Что относится к государственным (т.е. к официальным) символам России? | - флаг, герб, гимн. | ||
Как на рисунке изображён гимн? |
В виде нотного стана. |
||
Когда был подписан федеральный закон о государственных символах России? | 25 декабря 2000г. | ||
Что является неофициальными символами России? | Берёза, медведь, матрёшка, самовар. | ||
В какую группу символов можно добавить ещё слова и почему?
Государственные символы России объединяют всех граждан страны, вызывают чувство гордости за родную страну.
|
К неофициальным символам. Так как государственные символы неизменны. |
Литература
- Данная статья дала мне идею для разработки логопедического занятия. Описание государственных символов России и неофициальных символов России взяты из неё. https://naymenok.ru/gosudarstvennye-simvoly-rossii/
- Игра «Родственные слова» взята из книги Яворской О.Н. «Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10) лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. - СПб: КАРО, 2007. - 112с. + 24с. цв.вклейка. - (Серия «Мастер-класс логопеда)
- Игры «Сложные слова», «Матрёшка», «Буквы - звуки» взяты из постоянной рабочей практики.
- Рисунки для оформления игр взяты из открытых источников интернета.
- Рисунок для игры «Буквы - звуки» https://dzerjinskiy2.sidex.ru/view.php?id=3273173