Обобщающее логопедическое занятие за II четверть для обучающихся 3-х классов со статусом ОВЗ (АООП ТНР 5.1, АООП ЗПР 7.1) с лексической темой «Государственные символы России»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Государственные символы России»

Ключевые слова: герб, Гимн РФ, флаг РФ, Государственные символы России


Цель: повторить Государственные символы России, познакомиться с неофициальными символами России.

Задачи (воспитательные): воспитывать уважение к своей стране, уважение к государственным символам России.

Задачи (коррекционно-развивающие): смотри Ход занятия.

Оборудование:

Ход занятия

Этапы занятия и виды заданий

Деятельность специалиста

Деятельность ученика

Какие задачи решались в ходе вып. заданий

I. Организационный момент

Приветствие.

- Какой сегодня месяц? - декабрь

- Сколько занятий осталось до конца второй четверти?

Сегодня у нас повторение пройденного.

- одно или два (в зависимости от группы)

II. Основная часть.
1.1. Работа с составом слова. Игра «Родственники»

Мы всю вторую четверть проходили состав слова. Главная часть слова - это что? (корень). Перед вами карточка со словами, однокоренными слову «берёза».
Раздаётся Рабочий лист (Приложение № 1).

(На левую часть доски помещается картинка с берёзой.)

(После работы должны получить)
Берёза; берёзка; берёзонька; берёзовая; березняк; подберёзовик
Запиши корень слов: берез
Выпиши имя прилагательное: берёзовая
Выпиши слова с нулевым окончанием: березняк, подберёзовик
Выпиши слово с приставкой: подберёзовик
Выпиши все суффиксы: к, ов, няк, овик.

- закрепление знаний о родственных и однокоренных словах;
- совершенствование навыка чтения и аналитико-синтетической деятельности;
- закрепление знаний о частях слова.

1.2. Работа с составом слова. Сложные слова

Мы проходим состав слова. Главная часть слова - это корень. Как называются слова из двух корней? (сложные)

Раздаётся Рабочий лист (Приложение № 2).

(После работы должны получить)

- закрепление знаний о сложных словах, соединительных гласных;
- обогащение словаря.

Посмотрите на карточки.
- Как вы думаете какой первый корень?
- сам
- Какие соединительные гласные могут быть? - О или Е
- Какие слова получились? - самокат, самоход, самосвал, самовар, самолёт
- Какое слово лишнее и почему? - самовар, т.к. остальные слова связаны с движением

(На левую часть доски помещается картинка с самоваром.)

Внимание: может понадобиться объяснение слова «самоход» (самоходная машина - гусеничный трактор, сельскохозяйственная, дорожная, строительная или иная машина, которые без дополнительных мер обеспечения безопасности дорожного движения, не предназначены для участия в дорожном движении).

2. Зрительное восприятие. Игра «Матрёшка»

Сегодня некоторые слова решили поиграть в прятки и замаскировались. Будьте внимательны и найдите в каждом из слов ещё одно слово (не забудьте про Матрёшку: слово не вначале, не в конце, а в середине). Запишите слова.

Раздаётся Рабочий лист (Приложение № 3).

(На левую часть доски помещается картинка с матрёшкой.)

(После работы должны получить)

Нож, уж, сад, мел, лев, лёд, кобра рак, лис.

- развивать зрительное восприятие;
- развивать слоговой синтез.

- Какое слово отличается от других и почему? - кобра, т.к. в нём два слога

3.1. Звукобуквенный анализ и синтез слов. Игра «Буквы - звуки»

Мы поработали с разными словами, с их морфологическим составом, с количеством слогов, а теперь вспомним про буквы и звуки. Для этого пройдём в наш подмосковный лес и отдохнём.

Раздаётся Рабочий лист (Приложение № 4).

(После работы должны получить)

1. Выпиши слова, где звуков больше, чем букв: енот, заяц, ёж.

2. Выпиши слова, где букв больше, чем звуков: лось, рысь, медведь.

- развивать фонематическое восприятие;
- формировать звукобуквенный анализ и синтез слов.

- Отметь слово, которое отличается от других во втором задании:

(На левую часть доски помещается картинка с медведем.)

- медведь (два слога).

3.2. Звукобуквенный анализ и синтез слов

(Слова на основной доске: ГИМН, ГЕРБ и ФЛАГ)

Блиц-опрос.
1. Что общее между этими словами?

- один слог

- развивать умения оперировать изученными терминами;
- формировать звукобуквенный анализ и синтез слов.

2. В каких словах есть орфограмма: проверяемый согласный на конце слова? - герб и флаг
3. В каком слове все согласные звуки звонкие? (Могут назвать слово «герб», надо обратить внимание на парный согласный на конце слова.) - гимн
4. В каком слове нет мягких согласных? - флаг
До этого мы работали с данными словами с точки зрения предмета Русский язык. А теперь посмотрим на эти слова и подумаем, что их объединяет? Разные ответы. Приходим к общему: символы государства, которые служат отличительными знаками страны.
У нас на доске (слева) следующие картинки: берёза, самовар, матрёшка и медведь. Какую страну можно описать этими словами? Разные ответы. Приходим к общему: Россия.

4. Лексическая тема: "Государственные символы России"

Итак, слева на доске: неофициальные символы России.

Как вы думаете: почему, они стали символами России.

Ответы детей.

- развивать монологическую и диалогическую речь;
- воспитывать положительную мотивацию и создавать обстановку комфортности для каждого учащегося при выступлении;
- предупреждать нарушение чтения;
- формировать умение слушать логопеда и товарищей.

Информация в помощь учителю:
Россия - страна берёз. Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.
Русское слово «самовар» буквально означает «сам варит». Самовар несет в себе как практическую функцию, так и эмоциональную: он является символом единения людей, собирающихся за чаем, и создает правильную атмосферу для дружеской беседы.
Русская матрешка, наверное, самый популярный национальный сувенир. Название «матрешка» происходит от имени Матрёна, которое было очень популярным в России в то время. Русские матрешки пользуются большой известностью за границей. Это один из самых популярных русских сувениров.
Медведь - это символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлобивости, с другой - в их умении постоять за себя.
Если ответов нет или они не до конца раскрывают тему, можно предоставить детям листы с текстом.
Перед вами государственные официальные символы России. Практика показывает, что обучающиеся 3 класса хорошо ориентируются в описании флага и герба. Благодаря, еженедельному уроку «Разговоры о важном», они знают текст гимна.
- Что вы знаете о государственных символах России?
(По мере ответа обучающихся на доску помещают картинки флага, герба и текст гимна России.)
Если ответов нет или они не до конца раскрывают тему, можно предоставить детям листы с текстом.

Информация в помощь учителю:
Российский флаг - это один из отличительных знаков государства. Это прямоугольный кусок материи, состоящий из трёх горизонтальных, или, по-другому сказать, продольных, цветных полос (бело-сине-красной). Флаги, состоящие из трёх разноцветных полос, называют ещё триколорами.
Государственный герб - официальный государственный символ, представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Над орлом - три исторические короны Петра I. Две малые - над каждой из голов и одна большая над двумя малыми коронами; в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьём дракона.
Государственный гимн (торжественная хвалебная песня) - точно такой же символ государства, как герб или флаг, но в отличие от герба и флага гимн можно не только увидеть, его можно ещё и услышать или спеть самому. Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. (Слова С.Михалкова, музыка А.Александрова).

25 декабря 2000 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал федеральные законы о государственных символах Российской Федерации - флаге, гербе и гимне. С этого момента они остаются неизменными.
Для справки:
22 августа - День Государственного флага Российской Федерации;
30 ноября - День Государственного герба Российской Федерации.

Как вы думаете почему именно сейчас мы разговариваем о государственных символах России? Ответы (предположения) детей. Скорее всего (если перед этим не было урока «Разговоры о важном» по этой теме, обучающиеся не смогут ответить
5. Итог занятия.
Рефлексия

Мы познакомились сегодня, а правильнее сказать «вспомнили» официальные и неофициальные символы России.

С помощью специальных программ мне удалось все символы России уместить на одном рисунке. Получилось достаточно интересно, давайте его рассмотрим.

(На доску помещается Рисунок 1)

Ответы детей.

Развивать умение анализировать и использовать полученную на занятии информацию

Что относится к государственным (т.е. к официальным) символам России? - флаг, герб, гимн.
Как на рисунке изображён гимн?

В виде нотного стана.

Когда был подписан федеральный закон о государственных символах России? 25 декабря 2000г.
Что является неофициальными символами России? Берёза, медведь, матрёшка, самовар.

В какую группу символов можно добавить ещё слова и почему?

Государственные символы России объединяют всех граждан страны, вызывают чувство гордости за родную страну.
Надеюсь, что вы запомните три этих символа. И будете испытывать к ним должное уважение.

К неофициальным символам. Так как государственные символы неизменны.

Литература

  1. Данная статья дала мне идею для разработки логопедического занятия. Описание государственных символов России и неофициальных символов России взяты из неё. https://naymenok.ru/gosudarstvennye-simvoly-rossii/
  2. Игра «Родственные слова» взята из книги Яворской О.Н. «Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10) лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. - СПб: КАРО, 2007. - 112с. + 24с. цв.вклейка. - (Серия «Мастер-класс логопеда)
  3. Игры «Сложные слова», «Матрёшка», «Буквы - звуки» взяты из постоянной рабочей практики.
  4. Рисунки для оформления игр взяты из открытых источников интернета.
  5. Рисунок для игры «Буквы - звуки» https://dzerjinskiy2.sidex.ru/view.php?id=3273173