Педагогическая реализация задач обучения и воспитания в процессе коррекционной работы всегда предполагает усилия, постановку стратегических целей, творчество. Именно в таком режиме я стараюсь работать. Работая учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении мне приходиться обучать и одновременно воспитывать своих подопечных. Учебный процесс неотделим от воспитательного процесса. В основе работы любого учителя заложен принцип: «обучая – воспитываю, развиваю».
На своих занятиях я стараюсь реализовывать следующие воспитательные задачи: воспитание гуманистических отношений между детьми, воспитание терпимости к недостаткам других, развитие интереса к людям, к общению с людьми, потребности заботиться друг о друге, помогать друг другу, помочь ребенку стать творческой личностью. Реализация всех выше перечисленных воспитательных задач оказывает значимую роль в коррекционно-образовательном процессе.
Помимо роли воспитателя приходиться брать на себя и роль психолога. Выражается это в следующих моментах. Прежде всего я стараюсь всегда создавать на занятиях обстановку безопасности и доверия. Со стороны педагога для этого безусловно нужны: положительное принятие личности ребенка, ощущение понимания и сопереживания, т.е. эмпатия, установка на одобрение и поддержку. Все эти моменты, несомненно, ребенок впитывает, располагаясь к педагогу, а это уже служит залогом к успеху в реализации коррекционно-образовательного процесса. Также на занятиях я стараюсь задавать такие ситуации, которые сами по себе располагали бы к размышлению, способности слушать и слышать сверстников.
Создание логопедического кабинета я рассматриваю не только как приобретение набора наглядных пособий, дидактических материалов, но и как создание такой атмосферы, в которой личность ребенка может меняться: где ребенок может расслабиться, где может выразить себя, где может чувствовать комфорт. Очень важен для меня такой момент, на который я всегда обращаю внимание в своей работе – это чтобы ребенок всегда уходил с занятия с положительными эмоциями. Для любого ребенка всегда очень важен момент успеха при обучении. В создании ситуации успеха очень помогают разные методы развития познавательных интересов детей: занимательность, создание ситуации новизны, сюрпризных моментов, игровая форма занятий, красочная наглядность и т.д. Всё это усиливает учебную мотивацию, т. к. все вышеуказанные методы удовлетворяют познавательные интересы ребенка. А именно интерес является ведущей потребностью в обучении, а с детьми, имеющими патологию, особенно. Коррекционное обучение я рассматриваю не только как усвоение ребенком определенных знаний, умений и навыков, но и формирование в процессе обучения умения и желания заниматься. От этого в значительной степени будет зависеть успешность обучения ребенка в начальной школе и далее. Нельзя проводить занятия шаблонно и формально, т. к. не будет интереса, а значит, и результат будет минимальным.
Успех коррекционно-воспитательно-образовательного процесса обязательно зависит от способности логопеда к максимальному контакту с участниками образовательного процесса. Прежде всего, таковыми являются воспитатели группы, инструктор по физической подготовке, музыкальный руководитель, психолог. Интеграция всех специалистов выступает в данном случае как единый механизм в обеспечении коррекционного процесса. Важная роль в совершенствовании коррекционной работы принадлежит родителям обучающихся детей. Приходиться иметь дело с двумя категориями родителей: осознающие и не осознающие патологию своего ребенка. К какой категории не относились бы родители, приходиться разъяснять (порой и не один раз) о значимости правильной речи и о роли коррекционно-воспитательно-образовательного процесса в её формировании. Общая установка родителей группы детей сводится у меня к следующему: желание вылечить ребёнка и сделать полноценным членом общества, а также понимание того, что специалист обладает определенными знаниями и умениями для решения данной проблемы. Очень важно любого родителя повернуть лицом к детскому саду. С этой целью проводятся открытые занятия, консультации на заданную тему, просто общение с родителями в непринужденной обстановке и т. д. Постоянно доводится до родителей информация о ходе и результатах образовательного процесса. Родители – реальная сила, способная многое изменить к лучшему в коррекционном процессе. Семья, как микросоциальное окружение ребенка, имеет на него большое воздействие. При помощи семьи можно добиться многого: от положительного настроя ребенка на занятия до самого важного – достижение хорошего результата. Но чтобы было позитивное воздействие на ребенка, сначала приходиться учить семью оказывать оздоравливающее влияние на ребенка. Родители обучаются речевому режиму (как говорить с детьми), режиму дня, путям подхода к ребенку, как правильно выполнять домашнее задание, знакомятся с санитарными нормами в отношении занятий, единству требований всех взрослых к ребёнку, как правильно выбирать игрушки и дидактические материалы, необходимости контакта родителей с невропатологом, информируются об ответственности посещения занятий. Семья в силах создавать благоприятные условия для логопедической работы, но от логопеда требуется максимум доброжелательности с одной стороны, а с другой, метод настойчивого убеждения. Если родители чувствуют, что логопед не просто механический исполнитель своих обязанностей, а человек, близко к сердцу принимающий судьбу их детей, готовый всегда прийти на помощь, то они обязательно откликаются. А расположить к себе родителей – это искусство, которое нужно развивать. Итак, семью я рассматриваю как одно из обязательных условий повышения успехов в обучении, воспитании и коррекции.
Нет предела педагогическому искусству, и стремительно бегущее время предъявляет к каждому педагогу новые требования, к его профессиональным умениям. В связи с переходом современного образования на новую ступень – личностно-ориентированную, мне тоже пришлось несколько перестроиться. При общении с детьми я придерживаюсь правила: «не рядом, не над, а вместе!». Тактика общения с ребёнком – сотрудничество. В коррекционной работе с детьми я использую методы и приёмы гуманной педагогики: никогда не наказываю детей, не стараюсь их сравнивать друг с другом, не выставляю на позор, отчитывая при всех, стараюсь не укорять детей, не жалуюсь на детей родителям, не оскорбляю, не приказываю. С другой же стороны, я постоянно хвалю детей, даже за незначительный результат (особенно в старшей группе), стараюсь всегда обеспечить успех в деле через долю помощи, искренне прощаю детям провинности, стараюсь им верить и доверять. Все эти методы и приёмы гуманной педагогики помогают создавать условия душевного благополучия детей, а душевное благополучие, в свою очередь, становится основой, на которой эффективно можно осуществлять коорекционно-воспитательный- образовательный процесс. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия реализую также через форму занятий. Занимаемся полезным и в тоже время интересным. Занятия проходят в игре с большим количеством наглядности. Даже подгрупповые занятия проходят с учетом индивидуальности каждого. Таким образом, идет ориентировка не только на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, но индивидуализация коррекционно-воспитательно-образовательного процесса при обеспечении Федеральных Государственных Стандартов. Через личностно-ориентированное взаимодействие и индивидуализацию педагогического процесса хорошо реализуется коррекция следующих аспектов: регуляция поведения, формирование эмоционально-волевой активности детей, активизация их познавательной деятельности, повышение коммуникативной направленности речи, коррекции индивидуальных отклонений каждого ребенка, развитие их творческого воображения, а в целом коррекция аномалий в личности. В результате мои воспитанники хорошо адаптируются в жизни, научены общению в коллективе, обладают развитой речью, готовностью к школьному обучению. Всё это, конечно же, оказывается сформированным не без прямой реализации аспекта личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком.
Говоря о современных подходах в коррекционно-воспитательно-образовательном процессе, не могу не остановиться на вопросе преемственности. В современных условиях образования стоит задача – обеспечить преемственность дошкольного и начального образования. В основе преемственности стоит принцип сохранения здоровья воспитанников, создание комфортности обучения и воспитания, чтобы осуществлялся постепенный переход от игровой деятельности к учению, построение плавного перехода от дошкольной жизни к школьной. Многие родители и учителя понимают готовность к школе, как запас определённых знаний, умений, навыков. Чем больше запас, тем выше уровень готовности ребёнка к школе. Детский сад – это первая ступень, которая ни к чему не готовит, а лишь создаёт условия и помогает ребёнку достичь своего уровня развития для его успешной жизни в последующие годы. Знания детей я рассматриваю не как самоцель, а как средство развития личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей. Стараюсь реализовывать идею саморазвития: стремлюсь, чтобы на каждой ступени ребёнок вырастал потихоньку и дальше мог шагнуть на следующую ступень. Даю возможность ребёнку всегда самостоятельно делать шаги: активно, с интересом, без принуждения. Предлагаю свою помощь лишь в случае, когда ребёнок этого просит. Мои воспитанники, как правило, хорошо адаптируются в школе, поскольку обладают готовностью к школьному обучению, которая определяется не только объёмом их знаний, но и самое главное – сформированными психическими явлениями. В конце второго года обучения я пишу характеристику на каждого ребёнка, отмечая сильные и слабые стороны в развитии. Характеристики доставляются учителям начального обучения. В дальнейшем я отслеживаю каждого из детей, которые посещали группу. Как правило, дети имеют хорошую успеваемость и не выдают нарушений чтения и письма.
Ещё один момент, на котором я хочу остановиться. Новые современные подходы в образовании, конечно же, требуют совершенствования и развития педагога. Современный педагог-логопед – это интересная детям и взрослым глубокая личность с определёнными жизненными планами, в которых имеется чёткая ориентация на учительство, взаимодействие с детьми и коллегами. Современный педагог-логопед обладает гуманистическим мировосприятием, он свободен и ответственен. Одно из важных качеств педагога-логопеда – потребность и способность к саморазвитию в образовательной социокультурной среде. Работа Районного Методического Объединения логопедов содействует повышению моей квалификации, т.к. происходит обмен опытом, а также реализуется потребность в саморазвитии и в самовыражении. Немалую роль в профессиональном развитии и повышении квалификации имеют для меня социальные сети, где можно обмениваться информацией и общаться с коллегами из разных регионов.
В заключении хочется сказать, что коррекционно-воспитательно-образовательная система не застывший организм, раз и навсегда выстроенный, а живое творческое объединение взрослых и детей, идущих к общей цели в согласованном взаимодействии. Меняются проблемы, обстоятельства, возникают новые события, а вместе с ними выстраиваются новые формы жизнедеятельности. И процесс этот постоянен.