Современное общество существует в век бурного развития технического прогресса. Очень резко и сильно изменился социум, а, следовательно, и само общество. И именно это общество запрашивает на сегодняшний день человека высокообразованного, коммуникабельного. И то, и другое качество предполагает хороший уровень развития речи.
Формирование речи у дошкольников предполагает работу по накоплению словаря и воспитание умения пользоваться им в общении с окружающими людьми. В условиях интенсификации педагогического процесса эта задача становится актуальной.
Конечно, дети дошкольного возраста имеют определенный запас знаний и какой-либо словарь, но всегда имеющиеся слова точны и понятны для него самого, у маленького ребенка нет точных представлений и понятий. На вопрос: "Как называется домик для пчел?", дети мне ответили: "Пчелиный рай".
Часто словарь у детей развит однобоко: в нем присутствуют обиходные слова, но нет отвлеченных понятий и обобщающих слов; или ребенок довольно хорошо пользуется прилагательными и существительными, но с трудом подбирает глаголы.
Решать проблему обогащения и активизации словаря гораздо легче, если это происходит в четко выстроенной системе. В практике же дошкольного воспитания не находит достаточного отражения систематизация семантических полей значений слов, развитие валентности.
Поэтому я разработала пособие - панно "Семантическое поле" и систему работы по развитию и обогащению словаря с использованием этого пособия для детей старшего дошкольного возраста. Разработка пособия основана на диагностике "Ассоциативный эксперимент" /Репина З.А./
Пособие "Семантическое поле".
Цель: обогащение и активизация словаря, формирование навыка "выстраивания" семантических полей, формирование предложно-падежных конструкций, развитие фонематического слуха и восприятия; развитие всех психических процессов, зрительного восприятия; систематизация знаний детей.
Пособие "Семантическое поле" (СП) представляет собой набор карточек-символов с изображением предметного, глагольного словарей, а также словаря прилагательных. Наборы составлены по следующим темам: овощи, фрукты, посуда, продукты питания, одежда, инструменты, домашние животные, дикие животные, транспорт, птицы, домашние птицы, деревья, ягоды.
Например: тема "Одежда".
В наборе карточки- символы со словами - предметами (на картинках изображены сами предметы одежды ): трусы, майка, футболка, носки, гольфы, колготки, штаны, брюки, юбка, сарафан, фартук, рубашка, платье, пиджак, кофта, джемпер, свитер, жакет, бриджи, халат, блузка, ночная сорочка, пальто, шуба, варежки, перчатки, куртка, комбинезон, костюм, ползунки, распашонка, пижама, плащ.(33 слова)
Подобно обозначены слова: детский, мужской, женский, мягкий, теплый, шерстяной, клетчатый, полосатый, однотонный, чистый, грязный, длинный, короткий, красивый, нарядный, старинный, национальный, специальный, модный, легкий, широкий, узкий и др.(26 слов).
Подобно обозначены слова: сушить, чистить, пачкать, шить, вязать, вышивать, кроить, зашивать, штопать, пороть, рвать, покупать, продавать, смотреть, трогать, дарить, носить, весить, складывать, мять. (22 слова)
Занятие по данной теме представлено в приложении №3. Занятие по теме "Посуда" представлено в приложении №1
В дополнение к пособию идут карточки, которые изображающие наречия, предлоги, цифры. Наречия представлены в приложении №2, (12 слов). А предлоги могут быть прописаны, а могут обозначаться знаками, как это представлено в книге Ткаченко Т.А. "В первый класс без дефектов речи".
Итого на одной теме ребенок усваивает 33+26+22+12=93слова (в течение недели)
Варианты работы с пособием:
Построение предложно-падежных конструкций.
Предлог с существительным.
Предлог с числительным и существительным.
Предлог с прилагательным и существительным.
Построение простых предложений.
Распространение предложений однородными членами.
Игры на изменение слов по падежам.
Расширение лексических понятий.
Назвать слова _ предметы по теме.
Назови части тела животных, которые есть у всех животных.
Назови, что может быть холодным (летним, мужским и.д.).
Образование причастий.
Назови слова, которые ты вспоминаешь, когда я произношу слово "огурец".
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Назвать животных, где в названии есть звук К.
Назвать животных, где в названии три слога.
Назвать животных, где в названии пять звуков.
Развитие психических процессов.
Четвертый лишний.
Согласование с числительным (часть картинки закрыта).
На внимание (еловые листья).
Чтение знаков.
Вывод.
Использование пособия "Семантическое поле" дает следующие возможности:
- быстро и в большом объеме усваивать словарь по лексической теме, систематизирует его (см.приложение №5)
- формировать в одной лексической теме предложно-падежные конструкции
- формировать представления детей о частях речи и учит пользоваться ими самостоятельно
- автоматизировать произношение звуков, при этом решать лексико-грамматические задачи (см. Приложение №4)
- система работы позволяет максимально решать задачи по развитию у детей внимания, воображения, восприятия, разных видов мышления.
- максимально активизировать детей на занятии.
- повышать уровень интеллектуальной деятельности детей (см.приложение №5)