Обобщение и систематизация полученных знаний о гласных звуках «В поисках гласных звуков»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Использование наглядных пособий на уроке»

Класс: д/с

Ключевые слова: гласные звуки, старшая группа


Вид логопедического занятия: фронтальное.

Возраст/группа: старшая возрастная группа.

Цель: обобщение и систематизация полученных знаний о гласных звуках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить в речи правильное произношение гласных звуков;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза;
  • закрепить знания детей о гласных звуках.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мышление, внимание, память;
  • развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес и мотивационную готовность к логопедическим занятиям;
  • воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки, игровые панели для игр «Поймай звук», «Построй схему», «Посчитай слоги», магниты, раздаточный материал с заданиями.

Ход занятия

Этап

Содержание

Примечание

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!
Каждое занятие мы начинаем с нашего девиза. Давайте его повторим:
«Думай, слушай, не ленись, красиво говорить учись»
- Сегодня нам на почту пришло письмо из очень необычного города Звуковичок. Послушайте, что в нем написано:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишут вам жители сказочного города Звуковичок. В нашем городе живут звуки. Нас нельзя увидеть, но можно услышать.
В наш город пришла большая беда. Все гласные звуки похитила Злючка. А без гласных звуков
не может быть ни одного слова.
Если вы выполните все задания Злючки, она вернёт гласные звуки в наш город. Мы очень надеемся на вас. Вы поможете нам?»
- Поможем, ребята?

Дети здороваются, повторяют девиз.

Логопед открывает презентацию, составленную согласно конспекту занятия.

На презентации появляется конверт.

Логопед читает письмо.

2. Актуализация знаний

- Сначала, давайте вспомним, какие звуки мы называем гласными?
- Молодцы!
А теперь, давайте вспомним стихотворение про гласные звуки.

- Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
(А) - на Астре расцветает,
(И) - над Иволгой летает,
(О) - на Ослике сидит,
(У) - на Улицу глядит,
(Э) - на Эхо отозвался,
(Ы) - сЫром тЫкву закусил
и добавки попросил!

Дети отвечают на вопрос логопеда, что гласные звуки можно пропеть и при произношении гласных звуков - нет препятствий.
Дети вместе с логопедом повторяют стихотворение с картинкой-подсказкой на экране.

3. Определение позиции звука в слове

- А вот и первое задание (с мячом) от Злючки: «Поймай звук».
Ребята вам необходимо определить, где находится звук: в начале, в середине или в конце слова и бросить мяч в соответствующее отверстие.
А: Апельсин, мАк, рыбА.
И:Индюк, мИр и тд.
- Молодцы, вы поймали звуки.

Дети встают рядом с игровой панелью и выполняют задание согласно инструкции.

4. Составление звуковой схемы слова

- А теперь, вам нужно назвать, что изображено на картинке
и построить схему слова (дом, ухо, оса, лак).
- Давайте вспомним, каким цветом мы отмечаем согласные звуки?
А гласный звуки?

- Молодцы, вы все справились с заданием.

Логопед на специальной игровой панели закрепляет картинки, дети по очереди составляют схемы слов.

5. Определение количества слогов в слове

- Не сбавляем темп
и выполняем следующее задание, чтобы освободить гласные звуки - «Раздели слово на слоги».
Мы с вами знаем, что каждое слово состоит из слогов .
Наше первое слово Лягушка. Давайте разделим его на слоги и отхлопаем. Ля-гу-шка.
- Сколько раз мы хлопнули
в ладоши?
- Молодцы! Выбираем цифру и соединяем с картинкой.

Логопед на специальной игровой панели закрепляет картинки, дети по очереди отхлопывают слова по слогам, выбирают соответствующую количеству слогов цифру и прикрепляют ее к картинке.

6. Физкультминутка

- Мы уже справились с половиной заданий Злючки, давайте немного отдохнем.
Встаньте в круг и повторяйте за нами:

А-а-а Солнцу рады мы всегда,
У-у-у По дорожке вдоль бегу,
И-и-и Вверх по лестнице иди,
О-о-о Перед нами колесо.

- Молодцы! Садимся на свои места.

Дети повторяют за логопедом и выполняют движения согласно тексту.

7. Выделение первого звука в слове и определение графического образа звука

- Ребята, давайте вспомним: чем отличаются звуки от букв?
- У каждого из вас своя карточка, выполните задание «Определи первый звук в слове и соедини картинку с нужной буквой».
- Молодцы, ребята! Все справились с заданием!

На экране появляется соответствующая картинка.
Дети перечисляют отличия звуков от букв. Каждый ребенок на своей карточке определяет первый звук
в слове, соединяет картинку с соответствующей первому звуку буквой.

8. Закрепление умения определять первый звук в словах

- Последнее задание от Злючки называется «Четвертый лишний».
Посмотрите внимательно на картинки в каждом ряду, назовите их и найдите лишний.
Почему ребята вы выбрали ухо?

Логопед раздает карточки, дети находят в каждом ряду лишнюю картинку, объясняют свой выбор (потому что другие слова начинаются со звука А / потому что только ухо начинается со звука У и т.д.).

9. Закрепление знаний артикуляции гласных звуков

- А теперь давайте вернем гласным звукам их голоса.
Угадайте, какой звук я пытаюсь произнести: А, И, О, У, Э, Ы.

Логопед беззвучно показывает артикуляцию гласных звуков, дети угадывают, какой звук пытается произнести логопед, тем самым возвращают гласным звукам их голоса.

10. Итог

- Большое спасибо вам ребят. Злючка отпустила все гласные звуки.
Скажите, пожалуйста, вам понравилось сегодняшнее занятие? Какие звуки мы спасали? Какое задание было самое интересное? А какое самое сложное?

Рефлексия по занятию.

11. Оценка

- Вы большие молодцы, были очень дружными и справились со всеми заданиями Злючки!

Оценка активности и качества выполнения заданий.