Образовательная деятельность в старшей логопедической группе на тему "Дифференциация звуков [к], [х]"

Разделы: Логопедия


Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развивать фонематический слух.
  • Закреплять знания детей о согласных звуках.
  • Совершенствовать умения детей сравнивать, различать и правильно произносить сходные по звучанию звуки [к] – [х] изолированно, в слогах, словах, предложениях, давать характеристику звукам, находить отличия.
  • Формировать грамматический строй речи: упражнять в употреблении существительных с суффиксом -онок-, -их-, в образовании дательного падежа существительных.
  • Развивать диалогическую и связную речь.
  • Закреплять умение удерживать в памяти и воспроизводить слоговые ряды.
  • Развивать общую, мелкую моторику, чувство ритма, координацию речи с движением.
  • Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, навыки сотрудничества.

Оборудование. Символы согласных звуков (используются символы звуков из пособия “По дороге к Азбуке” авторов Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Е.Р. Кислова), рабочие тетради, карандаши, раздаточный материал: “Дикие животные и их детёныши”, восковые мелки, краски, музыкальный центр, презентация – “живые” картинки со звуками [К], [Х], телевизор. Зал оформлен в виде “Города Звуков” - <Рисунок 1>.

1.JPG (8979 bytes)

Ход урока

Дети входят в зал, здороваются.

Орг. момент.

Логопед. 1, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть.

Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
Приготовьтесь, вдохните доброту, красоту, здоровье.
Выдохните все обиды и огорчения.
Мы спокойны и добры, мы приветливы, здоровы.
К путешествию по дороге к Азбуке все готовы.

- Через какой город лежит путь к Азбуке. (Путь лежит через город Звуков).

Звуки есть вокруг меня, их могу услышать я.

(Звучит запись неречевых звуков: скрип двери, шум воды, пение птиц, звуки движущихся автомобилей и др. Дети говорят, о том, что они услышали.)

Ситуация, создающая мотивацию к занятию.

Логопед. Много звуков есть на свете шелест листьев, плеск воды,
Но бывают звуки речи, мы их точно знать должны.

- Назовите улицы, по которым мы с вами путешествовали в городе Звуков? (Улица Гласных звуков, улица Согласных звуков).

Есть у меня игра для вас.
Я начну её сейчас,
Я начну – вы помогайте,
Кто в домике живет, запоминайте.

Игра с элементами логоритмики “Дом”

Вот стоит высокий дом,
Есть окошко в доме том,
Посмотрите в то окно,
Там и тихо и темно.
Мы тихонько кулачком,
Постучимся в этот дом.
Выглянул какой-то зверь: “М-у-у-у” - сказал и запер дверь.
Мы погромче кулачком
Постучимся в этот дом
Выглянул какой-то зверь: “Мяу-у-у” - сказал и запер дверь.
Из окна хомяк глядит: “Хватит, хватит говорит.
Хватит в домик наш стучать, дайте хоть чуть-чуть поспать”.
Если вас не пригласили, не врывайтесь в домик силой.

Логопед. Вспомните, какие животные живут в доме. (Кошка, корова, хомяк).

- Назовите первый звук в словах кошка, корова, (К) в слове хомяк (Х).

- О каких звуках мы сегодня будем говорить?

- Вспомните символы звуков К, Х.

- Найдите глазами символ звука К.

- На каком этаже он живёт?

- В каком по счёту домике живёт символ звука Х?

- Какого цвета крыши, у домиков, где живут эти звуки? Почему?

(Дети присаживаются перед телевизором)

Презентация.

- Рассмотрите картинки. Назовите слова со звуком К (Х).

- Звуки К, Х, какие?

  • Характеристика звуков. (Согласные твёрдые).

- Чем отличаются эти звуки?

- Поднесите ладошку к губам. Произнесите звук К, затем звук Х..

(Звук К произносится отрывисто, быстро, воздух выходит толчком, звук Х – протяжно, воздух выходит плавно).

Презентация

  • Мудрая Сова очень любит зашифровывать звуки. Звук К она зашифровала звёздочкой, а звук К – волной.

- Чтобы лучше говорить, сумейте звуки повторить.

(Дети произносят цепочки звуков с движением руки - биоэнергопластика). <Рисунок 2>.

1-2, 1-2, - ждёт нас новая игра.
В круг быстрее все вставайте,
Игру про Хомку начинайте.

Физкультминутка. “Хомячок Хомка”. (С элементами самомассажа)

Хомка, Хомка, хомячок –
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Моет ушки, шейку трёт,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Ко-ко-ко – руки высоко.
Ах-ах-ах – правой взмах и левой взмах.
Ух-ух-ух – скачем во весь дух.
Ка-ка-ка – я устал слегка.

Игра “Эхо”

Продолжаем мы играть.
Чистоговорки повторять,
Себе руками помогать, звуки К-Х выделять.
Ха-ха-ха – вкусная уха,
Ка-ка-ка - белая мука,
Ху-ху-ху – мы едим уху,
Ку-ку-ку- сеем мы муку,
Ох-ох-ох – на пенёчке мох.
Ок-ок-ок – у мамы платок.

(Детям предлагается сесть за столы)

Работа в тетрадях. (За столами)

Логопед. Откройте тетради по закладке. Рассмотрите иллюстрации. Найдите задание 3. Назовите, картинки, начиная с верхнего ряда слева направо.

- Звуки К и Х друзья, только путать их нельзя.

Вы внимательно смотрите, линией картинку с символом звука соедините. Будьте внимательны, звуки в слове могут находиться в начале, в середине и в конце.

Презентация

(Проверка выполнения задания. На экране правильный вариант).

  • Работа с карточками.

Игра “Кто кому рад?” <Рисунок 3>

(У каждого ребёнка карточка с изображением животных и их детёнышей)

- Рассмотрите, кто на ваших карточках слева, назовите их, выделяя последний звук (ежонок, зайчонок, лисёнок, слонёнок).

- Назовите их мам, выделяя голосом звук Х (слониха, зайчиха, лосиха, ежиха).

- Проведите дорожки волшебным мелком от детёнышей к мамам.

- Возьмите каждый свою карточку, подойдите к столам с красками, закрасьте полянку. Проверим, правильно ли вы провели дорожки.

- Каждая мама рада своему малышу. Составьте предложения кто кому рад.

(Ёжиха рада ежонку. Зайчиха рада зайчонку и т.д.)

- Какие звуки мы с вами научились различать? (К-Х)

- Чем же они отличаются?

Мы по дороге к Азбуке
В городе Звуков гуляли,
Согласные К-Х различали.
Теперь мы их точно путать не будем.
Уроки Мудрой Совы не забудем.

Сегодня наше путешествие по улице Согласных звуков закончилось.

Список использованной литературы

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2010.

2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. М., 2009.

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985.

4. . Бунеев Р.Н,. Бунеева Е.В, Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. (Ч. 3, 4). Пособие для дошкольников 5–7 лет. М., 2007.

5. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников. С общим недоразвитием речи. М., 2002.