Коррекционно-развивающие задачи.
- Развивать фонематический слух.
- Закреплять знания детей о согласных звуках.
- Совершенствовать умения детей сравнивать, различать и правильно произносить сходные по звучанию звуки [к] – [х] изолированно, в слогах, словах, предложениях, давать характеристику звукам, находить отличия.
- Формировать грамматический строй речи: упражнять в употреблении существительных с суффиксом -онок-, -их-, в образовании дательного падежа существительных.
- Развивать диалогическую и связную речь.
- Закреплять умение удерживать в памяти и воспроизводить слоговые ряды.
- Развивать общую, мелкую моторику, чувство ритма, координацию речи с движением.
- Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
Оборудование. Символы согласных звуков (используются символы звуков из пособия “По дороге к Азбуке” авторов Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Е.Р. Кислова), рабочие тетради, карандаши, раздаточный материал: “Дикие животные и их детёныши”, восковые мелки, краски, музыкальный центр, презентация – “живые” картинки со звуками [К], [Х], телевизор. Зал оформлен в виде “Города Звуков” - <Рисунок 1>.
Ход урока
Дети входят в зал, здороваются.
Орг. момент.
Логопед. 1, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть.
Дружно за руки возьмитесь, и друг другу
улыбнитесь.
Приготовьтесь, вдохните доброту, красоту,
здоровье.
Выдохните все обиды и огорчения.
Мы спокойны и добры, мы приветливы, здоровы.
К путешествию по дороге к Азбуке все готовы.
- Через какой город лежит путь к Азбуке. (Путь лежит через город Звуков).
Звуки есть вокруг меня, их могу услышать я.
(Звучит запись неречевых звуков: скрип двери, шум воды, пение птиц, звуки движущихся автомобилей и др. Дети говорят, о том, что они услышали.)
Ситуация, создающая мотивацию к занятию.
Логопед. Много звуков есть на свете шелест
листьев, плеск воды,
Но бывают звуки речи, мы их точно знать должны.
- Назовите улицы, по которым мы с вами путешествовали в городе Звуков? (Улица Гласных звуков, улица Согласных звуков).
Есть у меня игра для вас.
Я начну её сейчас,
Я начну – вы помогайте,
Кто в домике живет, запоминайте.
Игра с элементами логоритмики “Дом”
Вот стоит высокий дом,
Есть окошко в доме том,
Посмотрите в то окно,
Там и тихо и темно.
Мы тихонько кулачком,
Постучимся в этот дом.
Выглянул какой-то зверь: “М-у-у-у” - сказал и
запер дверь.
Мы погромче кулачком
Постучимся в этот дом
Выглянул какой-то зверь: “Мяу-у-у” - сказал и
запер дверь.
Из окна хомяк глядит: “Хватит, хватит говорит.
Хватит в домик наш стучать, дайте хоть чуть-чуть
поспать”.
Если вас не пригласили, не врывайтесь в домик
силой.
Логопед. Вспомните, какие животные живут в доме. (Кошка, корова, хомяк).
- Назовите первый звук в словах кошка, корова, (К) в слове хомяк (Х).
- О каких звуках мы сегодня будем говорить?
- Вспомните символы звуков К, Х.
- Найдите глазами символ звука К.
- На каком этаже он живёт?
- В каком по счёту домике живёт символ звука Х?
- Какого цвета крыши, у домиков, где живут эти звуки? Почему?
(Дети присаживаются перед телевизором)
Презентация.
- Рассмотрите картинки. Назовите слова со звуком К (Х).
- Звуки К, Х, какие?
- Характеристика звуков. (Согласные твёрдые).
- Чем отличаются эти звуки?
- Поднесите ладошку к губам. Произнесите звук К, затем звук Х..
(Звук К произносится отрывисто, быстро, воздух выходит толчком, звук Х – протяжно, воздух выходит плавно).
Презентация
- Мудрая Сова очень любит зашифровывать звуки. Звук К она зашифровала звёздочкой, а звук К – волной.
- Чтобы лучше говорить, сумейте звуки повторить.
(Дети произносят цепочки звуков с движением руки - биоэнергопластика). <Рисунок 2>.
1-2, 1-2, - ждёт нас новая игра.
В круг быстрее все вставайте,
Игру про Хомку начинайте.
Физкультминутка. “Хомячок Хомка”. (С элементами самомассажа)
Хомка, Хомка, хомячок –
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Моет ушки, шейку трёт,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Ко-ко-ко – руки высоко.
Ах-ах-ах – правой взмах и левой взмах.
Ух-ух-ух – скачем во весь дух.
Ка-ка-ка – я устал слегка.
Игра “Эхо”
Продолжаем мы играть.
Чистоговорки повторять,
Себе руками помогать, звуки К-Х выделять.
Ха-ха-ха – вкусная уха,
Ка-ка-ка - белая мука,
Ху-ху-ху – мы едим уху,
Ку-ку-ку- сеем мы муку,
Ох-ох-ох – на пенёчке мох.
Ок-ок-ок – у мамы платок.
(Детям предлагается сесть за столы)
Работа в тетрадях. (За столами)
Логопед. Откройте тетради по закладке. Рассмотрите иллюстрации. Найдите задание 3. Назовите, картинки, начиная с верхнего ряда слева направо.
- Звуки К и Х друзья, только путать их нельзя.
Вы внимательно смотрите, линией картинку с символом звука соедините. Будьте внимательны, звуки в слове могут находиться в начале, в середине и в конце.
Презентация
(Проверка выполнения задания. На экране правильный вариант).
- Работа с карточками.
Игра “Кто кому рад?” <Рисунок 3>
(У каждого ребёнка карточка с изображением животных и их детёнышей)
- Рассмотрите, кто на ваших карточках слева, назовите их, выделяя последний звук (ежонок, зайчонок, лисёнок, слонёнок).
- Назовите их мам, выделяя голосом звук Х (слониха, зайчиха, лосиха, ежиха).
- Проведите дорожки волшебным мелком от детёнышей к мамам.
- Возьмите каждый свою карточку, подойдите к столам с красками, закрасьте полянку. Проверим, правильно ли вы провели дорожки.
- Каждая мама рада своему малышу. Составьте предложения кто кому рад.
(Ёжиха рада ежонку. Зайчиха рада зайчонку и т.д.)
- Какие звуки мы с вами научились различать? (К-Х)
- Чем же они отличаются?
Мы по дороге к Азбуке
В городе Звуков гуляли,
Согласные К-Х различали.
Теперь мы их точно путать не будем.
Уроки Мудрой Совы не забудем.
Сегодня наше путешествие по улице Согласных звуков закончилось.
Список использованной литературы
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2010.
2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. М., 2009.
3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985.
4. . Бунеев Р.Н,. Бунеева Е.В, Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. (Ч. 3, 4). Пособие для дошкольников 5–7 лет. М., 2007.
5. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников. С общим недоразвитием речи. М., 2002.