О гибких навыках и развитии их у младших школьников

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, взаимодействие педагога и семьи


В реалиях активно протекающей глобальной цифровизации современное образование претерпевает смену парадигмы и переходит на принципиально отличный от классического - цифровой уровень. Ежегодно редактируется список востребованных на рынке профессий, в связи с чем меняется и приоритет вырабатываемых профессиональных навыков [5].

В ситуации неопределённости будущего, постоянной оптимизации и трансформации различных сфер общества человеку как никогда не хватает стабильности и уверенности в собственных компетенциях и востребованности на рынке труда. Так называемые жёсткие навыки (профессиональные, технические навыки, необходимые для конкретной профессии) уступают в востребованности мягким, или гибким навыкам (по различным классификациям так же - кроссконтекстным и экзистенциальным навыкам, - поведенческим, обеспечивающим высокую адаптивность в текущих условиях и, как следствие, успешность («выживаемость» на языке биологии).

Простая модель профессиональных компетенций в виде матрешки. Внутри «жесткие» навыки, снаружи - «гибкие»

Сегодня получить образование по различным наукам можно не только в рамках школьного обучения. Образовательные платформы, курсы, тренинги, предлагающие научный контент, равно как и самостоятельное образование в состоянии дать обучающемуся всю необходимую информацию для дальнейшего перехода на ступень профессионального или высшего образования. Важнейший смысл именно школьного обучения - это навыки социальной коммуникации. В школе ребёнок оказывается в среде других детей, отношения с которыми он должен постоянно мониторить и оперировать ими. Развивающемуся мозгу недостаточно только накапливать знания. Получение знаний, информации ещё не является навыком оперирования этими знаниями. Аппарат оперирования информацией развивается у ребёнка именно в рамках социальных коммуникаций, в единоличии авторитета взрослого, с которым ребёнок взаимодействует, в виде дисциплины и командной работы, которая реализуется в данных условиях [4].

Личность ребёнка формируется в среде. Естественной средой роста и развития личности человека выступает социальная среда, которая в сегодняшних реалиях заменилась цифровой средой.

Цифровая среда для ребёнка выглядит очень привлекательно. Однако в ней хуже формируется мозг ребёнка, так как из цифровой среды развивающейся нервной системе очень сложно вычленять смыслы, что жизненно необходимо для восприятия и обработки информации и, как следствие, развития концентрации внимания и памяти.

В цифровой среде информация подаётся развивающемуся мозгу в агрессивной мультисенсорной форме и в количественно неограниченных объёмах, которые молодой организм не в состоянии адекватно воспринять и обработать. В результате количественной и качественной информационной перегрузки у детей всё чаще проявляются симптомы СДВГ и цифрового аутизма. Таким детям намного сложнее адаптироваться в социальной среде, что неизменно приводит к проблемам фрустрации и школьной дезадаптации в целом.

Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная деятельность, т.е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсихическая [1]. В отличие от условий классической социальной среды, где гибкие навыки вырабатывались у детей естественным способом через взаимодействие в коллективе, в цифровой среде развивать и совершенствовать гибкие навыки современному ребёнку приходится специально, посредством выполнения задач на бытовую логику, проигрывания смоделированных ситуаций, создания учебных проектов, организации групповой работы.

Организация перечисленных видов и элементов учебной деятельности весьма время- и энергозатратна, но вместе с тем необходима и эффективна. Однако проводить такую работу может не только учитель в образовательной организации, но и родители учеников начальной школы, а также сами обучающиеся средних и старших классов.

Проанализировав множество гибких навыков, мы выделили три основные группы навыков, которые стоит развивать у детей в первую очередь:

  • мышление;
  • коммуникация;
  • самоорганизация.

Ниже приведём примеры мероприятий, помогающих тренировать гибкие навыки у младших школьников в домашних условиях.

Развитие коммуникации происходит в процессе любой деятельности, так как у человека все прочие высшие психические функции вербализированы (опосредованы речью). Как писал Лев Семёнович Выготский, всякое, даже наипростейшее, отношение ребенка к внешнему миру оказывается всегда отношением, преломленным через отношение к другому человеку [2]. В процессе обучения важно проговаривать как можно больше действий, подмечать детали, уточнять описания, подробно растолковывать понятия. Делать это должен не только взрослый, но активно приучать к развёрнутой и богатой речи ребёнка. Развитие коммуникации так же приведено ниже на материале по тренировке навыков мышления и самоорганизации.

Развитие мышления - процесс хорошо известный современным родителям благодаря массе развивающих пособий для детей любого возраста. Уточним, что развивать мышление (вкупе с восприятием и памятью) эффективнее не на оторванных от реальности головоломках (которые, конечно, тоже полезны), но на материале бытовых ситуаций, наиболее близких ребёнку. Мероприятиями для таких тренировок могут быть:

  • Наблюдение (с сопровождающим обсуждением вместе с собеседником) за живой природой: за белкой в лесу, за рыбками в аквариуме, за домашними животными и т.д. Например (если есть домашние животные), можно предложить ребёнку следующие упражнения: посмотри, как собака/кошка лакает воду - как она подворачивает язык. Что делает попугайчик, когда ложится спать. Придумай рассказ «Как я провёл выходной» от лица своей собаки и т.д. Если домашних животных нет, то можно тренироваться в наблюдении, гуляя по парку: проследить за какой-нибудь птицей, белкой; посмотреть, как двигается лошадь, когда катает детей и прочее. Наблюдение помогает развить внимание, учит находить и подмечать мелочи, стимулирует зрительную кору головного мозга (развивает зрительный гнозис (узнавание объектов), а не физическое зрение, тренирует внимательность).
  • Выполнение домашних обязанностей и помощь родителям в бытовых моментах: стрика белья (систематизация одежды, выбор подходящего средства, пользование стиральной машиной, развешивание белья на сушилке); приготовление элементарных блюд, доступных ребёнку по возрасту (подготовка продуктов, последовательность выполнения действий готовки, сервировка); регулярная уборка (по мере взросления всё больше обязанностей по содержанию своей комнаты/территории в чистоте делегировать ребёнку); уход за домашними животными.
  • Работа с развивающими книгами: найти спрятанные предметы (на картинке) - по типу книг-виммельбухов (Wimmelbuch - нем. книга для разглядывания): на большой сюжетной картинке изображено множество мелких деталей и персонажей (например, фрагмент городской улицы, охватывающий: многоэтажный жилой дом с пожаром в одной из квартир, пожарной бригадой, спасающей жильцов этой квартиры, летнее кафе по соседству с этим домом, продуктовый рынок в конце улицы с множеством прилавков, собака, укравшая сосиску с мясного прилавка, газетный ларёк, перекрёсток с ДТП, участники которого бурно обсуждают вину друг друга и т.д.).
  • Выполнение известных заданий на картинках по типу: 4-й лишний, нелепицы, поиск отличий и т.д.
  • Разгадывание загадок. Это очень важный пункт развития мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста, который несправедливо забывается современными родителями.

Будущая самоорганизация базируется на хорошо развитых пространственно-временных представлениях.

Работа по развитию временных представлений включает следующие обязательные моменты:

  • Необходимость выработать и соблюдать режим дня. Помимо оптимизации организационных моментов (организация деятельности помогает мозгу ребёнка обрабатывать, систематизировать и упорядочивать полученную за день новую информацию) соблюдение режима помогает выработать мозгу биоритмы, что, в свою очередь, способствует оздоровлению нервной системы в целом (стабилизирует процесс засыпания, состояния сна и бодрствования, налаживает процессы пищеварения и выделения, укрепляет иммунную систему организма).
  • Уточнять, запоминать и использовать в речи ребёнка понятия: вчера-сегодня-завтра-послезавтра-позавчера, было-будет-стало и т.д.
  • Уточнять, запоминать и использовать в речи ребёнка понятия: утро-вечер-день-ночь, времена года, месяцы, дни недели, сутки.
  • Уточнять, запоминать и использовать в речи ребёнка понятия: завтрак-обед-ужин, раньше-позже, сейчас-потом-в самом конце-сначала, старше-младше-моложе.

Работа по развитию пространственных представлений включает следующие обязательные моменты:

  • Уточнять, запоминать и использовать в речи ребёнка понятия схемы собственного тела: на голове, под ногами, перед собой, сзади, левая рука, правая рука.
  • Уточнять, запоминать и использовать в речи ребёнка понятия пространства вокруг: справа-слева от меня, ближе-дальше, выше-ниже.
  • Уточнять, запоминать и использовать в речи ребёнка понятия отражённого пространства: левый-правый рукав у рубашки, левая-правая штанина, обувь на левую-правую ногу, левый-правый глаз у человека/животного (стоящего напротив или изображённого на фото).

Как развивать временные и пространственные представления:

  • В речи (в общении): показывать, объяснять, спрашивать где левая/правая сторона у тебя, меня, собаки, кофты; где начало/конец книги, видео или аудиозаписи (на компьютере), маршрута (от дома до школы, от школы до магазина и т.д.), написанного в тетради/книге предложения и т.д.
  • Маркировать (метить) и напоминать словесно о начале письма/счёта/чтения в тетрадях и книгах - направление «слева-направо» - поставить яркую красную точку (звёздочку или любой другой бросающийся в глаза символ) в начале строки, откуда надо начинать писать [6]. Пометить левую руку как напоминание о начале линейного движения: одеть часы или повязать яркую фенечку, (мальчикам интересно будет носить игрушечный или настоящий металлический браслет, например, по типу солдатских жетонов). При письме, чтении, счёте (в том числе, при изучении математических знаков неравенства «больше» и «меньше» - «>» и «<» - детям с зеркальными ошибками чтения сложно запомнить, какой знак что обозначает и каков смысл их названия) - напоминать, что двигаться надо от левой руки.
  • Просить не торопиться при чтении/счёте/письме: необходимо вырабатывать не скорость, а качество процессов письма/чтения/счёта.
  • Составлять рассказы по серии картинок; пересказывать события дня и т.д.
  • Самостоятельно собирать рюкзак с вечера на следующий учебный день (в начальной школе этот процесс обязательно должен проконтролировать взрослый, но не выполнять его вместо ребёнка).
  • Вести бумажный классический дневник (даже если этого не требует учитель в виду использования электронного дневника) - это приучает ребёнка ориентироваться во днях недели, в цикличности учебных периодов, не путаться в собственном расписании. Так же данный процесс эффективно тренирует зрительную память и общую организованность.
  • Таймлайн. В младшем школьном возрасте эффективным вариантом таймлайна будет использование кухонного таймера. Именно механический таймер (лучше всего с круглой шкалой-циферблатом как у часов и красным отмеряющим элементом) помогает детям, испытывающим трудности в самоорганизации, привыкнуть к ощущении времени, более точно его «прикидывать в уме», чувствовать скорость своей деятельности.
  • Приучение ребёнка пользоваться аналоговыми часами с классическим круглым циферблатом. Такие часы должны быть дома в зоне доступа ребёнка. Навык ориентирования во времени по классическим аналоговым часам необходимо вырабатывать у ребёнка специально путём тренировок.

Получение знаний по тому или иному предмету в цифровой среде не является проблемой. Именно социализация обучающихся становится основной задачей современной школы, готовой обеспечивать условия для реализации живого общения, развития навыков социальной коммуникации, критического мышления, самоорганизации и других гибких навыков, так необходимых в стремительно меняющемся мире.

Литература

  1. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребёнка. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Л.С.Выготский. Избранные психологические исследования. [Электронный ресурс] // StudFiles. Файловый архив студентов. URL: https://studfile.net/preview/4543968/#3 (дата обращения: 16.08.2023)
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Электронный ресурс] // StudFiles. Файловый архив студентов. URL: https://studfile.net/preview/10088685/ (дата обращения: 16.08.2023)
  3. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда в двух частях. - М.: Владос, 2020. - 183 с.: ил.
  4. Как воспитывать ребёнка в современном мире? А.В.Курпатов [Электронный ресурс] // YouTube-канал Андрей Курпатов. URL: https://www.youtube.com/watch?v=PyQIhI8CVQk (дата обращения: 16.08.2023)
  5. Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке [Электронный ресурс] // РБК. Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e728cbc9a79476476f6eb4e (дата обращения: 16.08.2023)
  6. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой. - М.: В.Секачев, 2008. - 128 с.