Обработка и интерпретация результатов диагностики речевого развития

Разделы: Логопедия


Вступление

Организация коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста требует грамотного всестороннего обследования их речевых и неречевых функций. Прежде чем приступить к обследованию ребенка необходимо собрать и проанализировать предварительные данные о его развитии( заключения невролога, окулиста, отоларинголога, педиатра). с целью уточнения особенностей развития в раннем возрасте логопед проводит предварительную беседу с родителями, предлагает заполнить анкету. Выясняется особенности протекания беременности, наблюдалось ли своеобразие или отставание моторных и речевых функций ребенка.

Логопедическое обследование начинается с беседы, целью которой является установление контакт с ребенком, а также помогает составить представление о запасе знаний об окружающем мире, о звучащей речи ребенка, наличии или отсутствии ярко выраженных затруднений в звуковом, лексико-грамматическом или синтаксическом оформлении речевого высказывания.

Далее обследуется моторное развитие ребенка как важный показатель способностей ( координация, скорость, переключаемость движений).

Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия. С помощью специальных заданий выявляется, как ребенок произносит звуки : изолированно, в словах, в спонтанной речи. Может ли он выделить определенный звук в потоке речи. Может ли правильно повторить ряды слогов, слов с оппозиционными согласными, различает ли слова. схожие о звучанию, но разные по смыслу.

Обследование слоговой структуры включает как отраженное, так и самостоятельное проговаривание слов и предложений.

Обследование словарного запаса включает: называние предметных картинок, действия, подбор антонимов, наличие у ребенка обобщающих слов.

Обследование грамматического строя речи с помощью предложенных детям заданий направлено на определение возможностей ребенка адекватно понимать и использовать в речи различные грамматические категории. Логопед проверяет умение ребенка:

  • понимать и употреблять простые и сложные предлоги,
  • употреблять существительные родительного падежа
  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
  • употреблять в самостоятельной речи разные типы предложений
  • умение продолжить предложения

Особое внимание уделяется словообразовательным возможностям детей. Логопед определяет степень сформированности навыков словообразования и умения ребенка образовывать: относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с суффиксом, указывающем на лицо, приставочные глаголы.

Обследование связной речи детей включает в себя несколько направлений. Одно из них - ведение диалога -реализуется в процессе беседы. Другое направление - определение степени сформированности монологической речи, когда логопед предлагает задания на составление рассказа и пересказа.[1]

Также важным этапом обследования и показателем готовности к обучению в школе являются умения и навыки, связанные с графомоторными процессами и зрительно-пространственной ориентировкой. Сформированность этих умений говорит и о зрелости мозговых структур и качестве межполушарных взаимодействий.

При проведении диагностики развития речи детей массовых групп удобно данные занести в таблицу, где в баллах наглядно просматривается уровень речевого развития того или иного ребенка.

Обработка и интерпретация результатов диагностики речевого развития ребенка.

Баллы

Параметры обследования

 

I. Беседа. (общие представления ребенка об окружающем мире, умение вступать в контакт)

1

Отвечает на небольшое количество вопросов, трудно вступает в контакт.

2

Не знает ответы на некоторые вопросы. приходиться побуждать к ответу. отвечает одним словом.

3

Хорошо и развернуто отвечает на все вопросы. охотно контактирует с педагогом.
 

II. Моторное и психомоторное развитие.

1

Плохо выполняет тонко координированные движения. Руки зажаты, скованы.

2

Может выполнять движения, но скованно. Испытывает особые затруднения при выполнении сложнокоординированных движений рук.

3

Движения выполняет хорошо, свободно.
 

III. Звукопроизношение, просодика.

1

Не может ясно, отчетливо произносить многие звуки, при разговоре захлёбывается, не регулирует темп речи и дыхания.

2

Нарушено произношение отдельных звуков, плохо регулирует темп речи

3

Хорошо произносит все звуки. Речь плавная, выразительная.
 

IV. Фонематическое восприятие, навыки звукового анализа.

1

Не различает глухие и звонкие согласные, твердые и мягкие, далекие по способу и месту образования фонемы. Навыки звукового анализа не сформированы.

2

Навыки фонологического анализа и синтеза находятся в стадии формирования, доступен анализ звукового ряда. допускает незначительное количество ошибок при различении звуков.

3

Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции соответствует возрастной норме.
 

V. Слоговая структура слова.

1

Грубо нарушена слоговая структура слова: перестановки, пропуски, замены слогов.

2

Слоговая структура нарушена в сложных, малознакомых словах.

3

Слоговая структура слова не нарушена.Верно произносит сложные слова при увеличении речевой нагрузки.
 

VI. Словарный запас.

1

Объём словаря резко ограничен, наблюдается дефицит глагольного словаря, практически отсутствуют слова, обозначающие признаки и качества предметов.

2

Системная организация словаря находится на уровне установления ситуативно обусловленных связей,дефицит слов, обозначающие признаки и качества предметов.

3

Системная организация словаря отличается большим количеством и разнообразием смысловых и формальных связей.
 

VII. Словообразование.

1

Не сформированы навыки словообразования. В речи присутствует большое количество словообразовательных ошибок.

2

Усвоены продуктивные словообразовательные модели, в речи допускаются ошибки в словах, образованных по менее продуктивным и нерегулярным моделям.

3

Словообразовательная деятельность сформирована.
 

VIII. Грамматический строй речи

1

Не сформированы словоизменительные навыки. Наблюдается большое количество аграмматизмов. Не понимает значения предлогов.

2

Словоизменительные навыки сформированы на возрастном уровне, в речи наблюдается небольшое количество словоизменительных ошибок.

3

Уровень сформированности грамматической компетенции соответствует возрастной норме.
 

IX. Связная речь.

1

При общении использует односложные предложения, однотипные фразы. Пересказ недоступен.

2

Использует простые, правильно построенные предложения.Доступен пересказ небольшого текста. Может иногда использовать сложные предложения.

3

Владеет сложными конструкциями. Хорошо пересказывает, умеет составить рассказ по картинке.

Итоговая оценка результатов:

9-15 баллов - низкий уровень речевого развития;

16-22 балла - средний уровень;

23 - 27 балла - высокий уровень развития.

Литература

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Дрофа, М., 2009

См. приложение.