Вступление
Организация коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста требует грамотного всестороннего обследования их речевых и неречевых функций. Прежде чем приступить к обследованию ребенка необходимо собрать и проанализировать предварительные данные о его развитии( заключения невролога, окулиста, отоларинголога, педиатра). с целью уточнения особенностей развития в раннем возрасте логопед проводит предварительную беседу с родителями, предлагает заполнить анкету. Выясняется особенности протекания беременности, наблюдалось ли своеобразие или отставание моторных и речевых функций ребенка.
Логопедическое обследование начинается с беседы, целью которой является установление контакт с ребенком, а также помогает составить представление о запасе знаний об окружающем мире, о звучащей речи ребенка, наличии или отсутствии ярко выраженных затруднений в звуковом, лексико-грамматическом или синтаксическом оформлении речевого высказывания.
Далее обследуется моторное развитие ребенка как важный показатель способностей ( координация, скорость, переключаемость движений).
Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия. С помощью специальных заданий выявляется, как ребенок произносит звуки : изолированно, в словах, в спонтанной речи. Может ли он выделить определенный звук в потоке речи. Может ли правильно повторить ряды слогов, слов с оппозиционными согласными, различает ли слова. схожие о звучанию, но разные по смыслу.
Обследование слоговой структуры включает как отраженное, так и самостоятельное проговаривание слов и предложений.
Обследование словарного запаса включает: называние предметных картинок, действия, подбор антонимов, наличие у ребенка обобщающих слов.
Обследование грамматического строя речи с помощью предложенных детям заданий направлено на определение возможностей ребенка адекватно понимать и использовать в речи различные грамматические категории. Логопед проверяет умение ребенка:
- понимать и употреблять простые и сложные предлоги,
- употреблять существительные родительного падежа
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
- употреблять в самостоятельной речи разные типы предложений
- умение продолжить предложения
Особое внимание уделяется словообразовательным возможностям детей. Логопед определяет степень сформированности навыков словообразования и умения ребенка образовывать: относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с суффиксом, указывающем на лицо, приставочные глаголы.
Обследование связной речи детей включает в себя несколько направлений. Одно из них - ведение диалога -реализуется в процессе беседы. Другое направление - определение степени сформированности монологической речи, когда логопед предлагает задания на составление рассказа и пересказа.[1]
Также важным этапом обследования и показателем готовности к обучению в школе являются умения и навыки, связанные с графомоторными процессами и зрительно-пространственной ориентировкой. Сформированность этих умений говорит и о зрелости мозговых структур и качестве межполушарных взаимодействий.
При проведении диагностики развития речи детей массовых групп удобно данные занести в таблицу, где в баллах наглядно просматривается уровень речевого развития того или иного ребенка.
Обработка и интерпретация результатов диагностики речевого развития ребенка.
Баллы |
Параметры обследования |
I. Беседа. (общие представления ребенка об окружающем мире, умение вступать в контакт) |
|
1 |
Отвечает на небольшое количество вопросов, трудно вступает в контакт. |
2 |
Не знает ответы на некоторые вопросы. приходиться побуждать к ответу. отвечает одним словом. |
3 |
Хорошо и развернуто отвечает на все вопросы. охотно контактирует с педагогом. |
II. Моторное и психомоторное развитие. |
|
1 |
Плохо выполняет тонко координированные движения. Руки зажаты, скованы. |
2 |
Может выполнять движения, но скованно. Испытывает особые затруднения при выполнении сложнокоординированных движений рук. |
3 |
Движения выполняет хорошо, свободно. |
III. Звукопроизношение, просодика. |
|
1 |
Не может ясно, отчетливо произносить многие звуки, при разговоре захлёбывается, не регулирует темп речи и дыхания. |
2 |
Нарушено произношение отдельных звуков, плохо регулирует темп речи |
3 |
Хорошо произносит все звуки. Речь плавная, выразительная. |
IV. Фонематическое восприятие, навыки звукового анализа. |
|
1 |
Не различает глухие и звонкие согласные, твердые и мягкие, далекие по способу и месту образования фонемы. Навыки звукового анализа не сформированы. |
2 |
Навыки фонологического анализа и синтеза находятся в стадии формирования, доступен анализ звукового ряда. допускает незначительное количество ошибок при различении звуков. |
3 |
Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции соответствует возрастной норме. |
V. Слоговая структура слова. |
|
1 |
Грубо нарушена слоговая структура слова: перестановки, пропуски, замены слогов. |
2 |
Слоговая структура нарушена в сложных, малознакомых словах. |
3 |
Слоговая структура слова не нарушена.Верно произносит сложные слова при увеличении речевой нагрузки. |
VI. Словарный запас. |
|
1 |
Объём словаря резко ограничен, наблюдается дефицит глагольного словаря, практически отсутствуют слова, обозначающие признаки и качества предметов. |
2 |
Системная организация словаря находится на уровне установления ситуативно обусловленных связей,дефицит слов, обозначающие признаки и качества предметов. |
3 |
Системная организация словаря отличается большим количеством и разнообразием смысловых и формальных связей. |
VII. Словообразование. |
|
1 |
Не сформированы навыки словообразования. В речи присутствует большое количество словообразовательных ошибок. |
2 |
Усвоены продуктивные словообразовательные модели, в речи допускаются ошибки в словах, образованных по менее продуктивным и нерегулярным моделям. |
3 |
Словообразовательная деятельность сформирована. |
VIII. Грамматический строй речи |
|
1 |
Не сформированы словоизменительные навыки. Наблюдается большое количество аграмматизмов. Не понимает значения предлогов. |
2 |
Словоизменительные навыки сформированы на возрастном уровне, в речи наблюдается небольшое количество словоизменительных ошибок. |
3 |
Уровень сформированности грамматической компетенции соответствует возрастной норме. |
IX. Связная речь. |
|
1 |
При общении использует односложные предложения, однотипные фразы. Пересказ недоступен. |
2 |
Использует простые, правильно построенные предложения.Доступен пересказ небольшого текста. Может иногда использовать сложные предложения. |
3 |
Владеет сложными конструкциями. Хорошо пересказывает, умеет составить рассказ по картинке. |
Итоговая оценка результатов:
9-15 баллов - низкий уровень речевого развития;
16-22 балла - средний уровень;
23 - 27 балла - высокий уровень развития.
Литература
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Дрофа, М., 2009
См. приложение.