При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушении в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Вот некоторые из дидактических игр и заданий по формированию грамматического строя: важно помочь ребенку овладеть навыком правильного употребления окончаний имен прилагательных при их согласовании с именем существительным. Эти окончания будут различными при согласовании прилагательного с существительными м, ж, ср. рода, а также при согласовании с существительными мн. числа.
- «Исправь ошибку Незнайки»
- Я вижу синий шары
- Я рисую красный карандаш - «Какой это предмет?» (с мячом)
Зеленое – яблоко, дерево
Зеленая – трава, бумага - «Какого цвета?»
Карточки с изображением предметов разного цвета. Логопед показывает цвет, а дети находят на карточках предмет этого цвета и называют:
- У меня красная шапка
- У меня красный шар - «Юный художник»
Рисунок через трафарет, а ребенок говорит:
- У меня помидор. Он красный, поэтому я возьму красный карандаш или красную краску. - «Назови ласково»
- Цветок красный, а цветочек красненький
- Чашка синяя, а чашечка синенькая - «Что из чего?»
- Стакан из стекла – стеклянный
- Мяч из резины – резиновый - «Правильно назови листья»
Лист дуба – дубовый - «Чьи хвосты?» «Ералаш»
Хвост собаки – собачий - Придумать, как можно больше слов:
солнце (какое?)
трава (какая?)
листья (какие?)
Игры и упражнения для наработки глагольного словаря:
- Дифференциация сов.-несов. вида
где мыла – а где вымыла
рисует – нарисовал - «Чем отличаются слова?»
умывает – умывается
купает – купается - «Добавь слово» (по картинкам)
в клетку птичка… (влетает)
из клетки… (вылетает) - «Что делают…?»
топором…
ножом…
водой… - Глаголы ед. и мн. числа
«Отгадай по действию» (по показу)
Он идет – они идут
Он поет – они поют - Придумать как можно больше слов (по тематике)
солнце (что делает?)
листья (что делают?) - Игра «Отгадай, кто это?»
- сторожит, грызет, лает – кто это?
- мычит, жует, ходит – кто это? - «Что какие звуки издает?»
дверь – скрипит
машина – гудит - «Кто как движется?»
утка (ходит, плавает, летает) - «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»
Формирование грамматического строя – это постоянный, непрерывный процесс, таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Исправления грамматической ошибки – это лишнее подкрепление знаний не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.
Работа вне занятий – это работа в основном по исправлению ошибок детей. Если ошибка грубая, то можно правильную форму слова сказать самой. А иногда достаточно сказать «ты сказал неправильно, исправься».
Обогащение глагольным словарем и словарем слов-признаков идет:
1. При одевании и раздевании детей:
- что делаем? (завязываем, застегиваем, расстегиваем, одеваем, обуваем, шерстяная)
2. Мытье рук: намыливаем, смываем, вытираем, мыло душистое, пенное; полотенце красивое, мягкое)
3. В игре:
- игрушки какие? (деревянные, металлические, меховые, резиновые)
- что делаем? (строим, катаем, одеваем, кормим и т.д.)
Часто приходится исправлять речь самих родителей, которые неправильно употребляют ту или иную грамматическую категорию.