Обогащение словаря пословицами и поговорками

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: д/с

Ключевые слова: пословицы, пословицы о маме, пословицы о режиме дня, пословицы о дружбе, пословицы о труде


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (69 кБ)


1. Обоснование необходимости проекта

Одним из 5 направлений Образовательной Программы является речевое развитие. В ФГОС прописано что «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы…..» Использование русского фольклора – пословиц и поговорок в развитие речи как нельзя лучше подходит для реализации многих пунктов программы.

Педагоги нашей группы ориентированы на полноценное и гармоничное развитие каждого ребенка группы. Особенности развития наших детей соответствуют описанию, которое встречается в специальной литературе (Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Фимичёва, Г.В.Чиркина и др.)

Дети отличаются нарушением всех компонентов речевой системы. У них поздно появляется речь, скудный запас слов, присутствуют аграмматизмы, дефекты произношения и фонеобразования. Бедный словарь затрудняет речевое и познавательное развитие детей.

Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении речевого развития ребёнка, в том числе его словаря. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы активного и пасивного словаря. Дети с ТНР активно реагируют на воздействие окружающей среды, отличаются высокой восприимчивостью. И эти особенности создают благоприятную почву для развития словаря средствами пословиц и поговорок. Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей (человека). Поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, обсудить неверное или грубое действие. Выверенные опытом многих поколений, эти выражения народной мудрости помогают детям принять такие жизненные ценности как – честность, справедливость, любовь к труду. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений метких определений.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

2. Цели и задачи проекта

Цель: Создание условий для активизации речи детей 5-7 лет по средствам использования пословиц и поговорок.

Задачи:

  • обогащать речь детей фразеологизмами;
  • формировать знаний у детей о русском народном творчестве.
  • формирование нравственных качеств у детей посредством пословиц и поговорок;
  • учить использовать пословицы для раскрытия содержания художественного произведения;
  • формировать способности к организации взаимодействия с взрослыми и сверстниками в ходе совместной деятельности;
  • связно, последовательно и выразительно проговаривать пословицы;
  • развивать у детей психические процессы (память, внимание и т.д.).
  • активизировать движения речевого аппарата, подготовить его к формированию звуков, всех остальных групп;
  • провести анализ результативности и эффективности проведённой работы (анализ работы с детьми и самоанализ педагогов).

3. Участники проекта

Участники проекта: воспитатели Лямина Людмила Ивановна, Полыгалова Юлия Евгеньевна, Могилевич Вера Анатольевна и дети 5-7 лет группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи, их родители.

Участники проекта

Деятельность в проекте

Воспитатели

- анализ педагогической ситуации, проблем группы детей с ТНР, имеющихся ресурсов;
- реализация проекта в соответствии с целью, задачами, планом-графиком мероприятий
- мотивация детей к использованию своих речевых знаний, умений, навыков в новой ситуации взаимодействия при использовании пословиц и поговорок;
- создание условий психологического комфорта и уверенности детей в собственных силах в процессе заучивания пословиц и поговорок;
- анализ результатов и эффективности реализации проекта;
- определение перспектив развитие проекта.

Дети 5-7 лет (ТНР) гр 20

- участие в КВН итог работы по использованию пословиц и поговорок;
- совместная с воспитателями деятельность по итогам использования пословиц и поговорок.

Родители

- подбор материала (пословиц и поговорок по лексическим темам);
- совместная деятельность с детьми участия КВН (подготовка книжек – малюток, рисунков и т.д.);
- картотеки.

Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

  • знания особенностей развития детей с ТНР и опыт работы с данной категорией детей;
  • опыт организации использования пословиц и поговорок с детьми на занятиях и в другие режимные моменты;
  • план мероприятий реализации проекта;
  • картотека пословиц и поговорок для познавательного и социально-коммуникативного развития детей;
  • умение педагога взаимодействовать с родителями (законными представителями) и готовность родителей поддержать задумку детей и педагога, при необходимости оказать посильную помощь.

Необходимые ресурсы присутствуют:

  • педагоги имеют необходимую теоретическую подготовку и практические умения в области особенностей развития детей с ТНР и работы с ними;
  • проект содержит - план мероприятий реализации проекта и концепцию его реализации;
  • в группе имеется необходимая развивающая предметно-пространственная среда для познавательного и социально-коммуникативного развития детей посредством использования картотеки пословиц и поговорок по лексическим темам, альбом-передвижка с детскими рисунками и записями новых пословиц и поговорок, возможность вовлечения родителей детей в развитие предметно-пространственной среды;
  • педагоги имеют опыт взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и вовлечения их в совместную деятельность с детьми.

5. Описание проекта. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Стратегия проекта опирается на фольклор, дающий прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаю.

Стратегия и механизмы реализации проекта опираются на четыре этапа озгакомления старших дошкольников с пословицами, выделенные А.П.Ильковой.

1-й этап: расширение представлений детей о малых формах фольклора и в частности о пословицах.

2 этап: формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам. На этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».

3-й этап: использование пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками. Особое внимание уделяется пониманию пословиц и поговорок как фразеологических единиц.

4-й этап: определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку по пословице, рисование по пословице.

Принципы, используемые в работе с детьми:

  • доступность пословиц и поговорок пониманию детьми старшего дошкольного возраста;
  • системность в ознакомлении детей с пословицами и поговорками (от запоминания и осмысления до использования в речи).

С целью закрепления поговорок и пословиц планируется использовать разнообразные формы работы. Ниже представлен примерный перечень заданий.

  • Игры-соревнования типа: «Кто больше скажет пословиц», «Кто больше скажет пословиц» ( о труде, дружбе и т.д.) .
  • Дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает», «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает. («Пословица недаром … молвится». «Без дела жить – только … небо коптить».)
  • «Назови пословицу к картинке». Например: на картинке изображен какой-нибудь вид работы – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке изображена женщина с ребенком – «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».
  • «Угадай пословицу» (по изображению в пантомиме). Один ребено показывает, а другие отгадывают.
  • «Нарисуй пословицу». Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу или все одну и ту же, но по-своему. По окончании дети рассматривают рисунки, вспоминают пословицы. Можно создать банк нарисовнных пословиц.

6. Рабочий план реализации проекта

Подготовительный этап

Мероприятия

Срок

Ответственные

Продукт

Познакомить детей и родителей о проекте

9 - 2019

Педагоги группы

Дети и родители ознакомлены с информацией о проекте

Подбор материала по лексическим темам (из имеющей литературы, интернет-ресурсов)

9 - 2019

Педагоги и родители

материалы

Изготовление картотеки пословиц и поговорок по лексическим темам

9 - 2019

Педагоги и родители

картотека

Основной этап

Мероприятие план графика

срок

ответственные

Продукт или результат деятельности

1.

Этап реализации обучение пословиц и поговорок

10 -2019
1 - 2020

воспитатели

Подбор и изготовление картотек по лексическим темам, разучивание

1.1

Знакомство с пословицей по теме «Грибы». «Не каждый грибок в кузовок»

Первая неделя октября 2019 год

воспитатели

Дети имеют представление о пословице по теме «Не каждый грибок в кузовок»: объясняют смысл пословицы

1.2

Знакомство с пословицей по теме «Ягоды», «Какого куста ягода, такого она вкуса»

Вторая неделя октября 2019 год

воспитатели

Дети имеют представление о пословице по теме «Какого куста ягода, такого она вкуса» объясняют смысл пословицы

1.3

Знакомство с пословицей по темам «Деревья», «Осень», «Дерево держится корнями, а человек друзьями», «Осень запасиха, зима подбериха» Повторение пословицы по предыдущим темам

Третья и четвертая неделя октября

воспитатели

Дети имеют представление о пословице по темам «Дерево держится корнями, а человек друзьями», «Осень запасиха, зима подбериха»

1.4

Активизация словаря при помощи пословиц по теме «Гигиена», «Мыло серо, да моет бело»

Первая неделя ноября 2019 г

воспитатели

Дети имеют представление о пословице по теме «Гигиена», «Мыло серо, да моет бело», «Незамоча рук не умоешься»

1.5

Активизация словаря при помощи пословиц про теме «Одежда и обувь»

Третья и четвертая неделя ноябрь 2019

воспитатели

Дети имеют представление о пословице по теме Одежда
- Встречают по одежде, провожают по уму», «Друга узнать – сто пар лаптей истоптать».

1.6

Активизация словаря при помощи пословиц по теме «Зима»

1-2 недели
декабря 2019 год

воспитатели

Дети имеют представление о пословице про декабрь.
«Декабрь открывает ворота снегу и морозам», «Декабрь год кончает, а зиму начинает».

1.7

Активизация словаря при помощи пословиц о Зиме, зимующих птицах», «Всякая птица своим голосом поёт», «Зима без снега – лето без хлеба»

3-4 недели декабря 2019 год

воспитатели

Дети имеют представление о пословицах про зиму, о птицах. «Всякая птица своим голосом поёт», «Зима без снега – лето без хлеба».

1.8

Активизация словаря при помощи пословиц и поговорок о зиме «Январь году начало, зиме середина»

1-2 неделя января 2020 год

воспитатели

Дети имеют представление о пословицах про январь, домашних животных «Январь году начало, зиме середина».

1.9

Активизация словаря и обогащение пословицами и поговорками по теме «Домашние животные», «Корову не накормишь – молоко не надоишь», «Лошадь – человеку крылья»

3-4 недели января 2020 год

воспитатели

Дети имеют представление о пословицах про домашних животных «Корову не накормишь – молоко не надоишь», «Лошадь – человеку крылья», «Кошка спит, а мышку видит»

2.0

Активизация словаря и обогащение пословиц и поговорок по теме «Дикие животные», «Лиса и во сне кур считает», «Волка, как не корми, а он всё в лес смотрит», «Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт»

1-2 неделя февраля 2020

воспитатели

Дети имеют представление о пословицах про диких животных «Лиса и во сне кур считает», «Волка, как не корми, а он всё в лес смотрит», «Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт»

2.1

Активизация и обогащение словаря пословицами и поговорками по теме «Армия и флот», «Военные профессии», «Большому кораблю – большое плавание», «В армии быть – народу служить»

3-4 недели февраль 2020 год

воспитатели

Дети имеют представление о пословицах про «Армию, флот. Военные профессии» «Большому кораблю – большое плавание», «В армии быть – народу служить».

2.2

Активизация и обогащение словаря пословицами и поговорками по теме «8 марта, праздник мам, Семья, «При солнышке тепло, при матери добро», «Сердце матери лучше солнца греет»

1-2 неделя марта 2020 г

воспитатели

Дети имеют представление о пословицах по теме «8 марта, праздник мам». «При солнышке тепло, при матери добро», «Сердце матери лучше солнца греет».
«В дружной семье и в холод тепло», «Вся семья вместе, так и душа на месте»

2.3

Активизация и обогащение словаря пословицами и поговорками по теме «Наш город», «Россия», «Москва – всем городам мать, Родная сторона мать, чужая - мачеха»

3-4 неделя марта 2020 год

воспитатели

Дети имеют представление о пословицах по теме «Наш город», «Россия», «Москва – всем городам мать. Родная сторона мать, чужая - мачеха»

2.4

Активизация и обогащение словаря пословицами и поговорками по теме «Спорт, неделя здоровья», «В здоровом теле здоровый дух»

1-2 неделя апреля 2020 год

воспитатели

Дети имеют представление о пословицах по теме «Спорт, неделя здоровья», «Кто со спортом дружит – тот с болезнями не дружит, Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

2.5

Активизация и обогащение словаря пословицами и поговорками по темам «Весна, Перелётные птицы». «Матушка весна всем красна. Весна красна цветами, а осень пирогами», «Где ласточки не летать, а к весне опять прибывать»

3-4 неделя апреля 2020 год

воспитатели

Дети имеют представление о пословицах по теме «Весна, Перелётные птицы». «Матушка весна всем красна. Весна красна цветами, а осень пирогами», «Где ласточки не летать, а к весне опять прибывать»

2.6

Активизация и обогащение словаря пословицами и поговорками по теме «Профессии. Орудия труда», «Делу время – потехе час», «Без клещей кузнец – что без рук», «Без косы и сена не накосишь»

1-2 неделя мая 2020 года

воспитатели

Дети имеют представление о пословицах по темам « Профессии. Орудия труда».
«Делу время – потехе час», «Без клещей кузнец – что без рук», «Без косы и сена не накосишь»

2.7

Активизация и обогащение словаря пословицами и поговорками по теме «Цветы», «Насекомые»
«Не с одного цветка пчела мёд берёт», «Ловкостью комар льва победил», «Где цветок, там и медок»

3-4 неделя мая 2020 года

воспитатели

Дети имеют представление о пословицах по теме «Цветы», «Насекомые», «Не с одного цветка пчела мёд берёт», «Ловкостью комар льва победил», «Где цветок, там и медок»

Заключительный этап

3.1

Викторина с детьми и родителями «Пословицы – народная мудрость»

 

воспитатели

Дети и родители. Им представляют о пословицах по всем лексическим темам

6. Прогнозируемые результаты

  • речь детей обогащается фразеологизмами;
  • сформируются знания у детей о русском народном творчестве;
  • сформируются нравственные качества у детей посредством пословиц и поговорок;
  • будут использовать пословицы для раскрытия содержания художественного произведения;
  • сформируются способности к организации взаимодействия с взрослыми и сверстниками в ходе совместной деятельности;
  • научатся связно, последовательно и выразительно проговаривать пословицы;
  • в достаточной мере разовьются у детей психические процессы (память, внимание и т.д.);
  • активизируются движения речевого аппарата.

7. Дальнейшее развитие проекта

По окончании проекта будут выполнены мероприятия по продвижению результатов проекта среди родителей воспитанников (на родительском собрании группы; в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей; представление результатов на сайте детского сада),предложить с другой группой провести досуг пословиц и поговорок и распространение опыта работы среди коллег в разных формах (выступление на МО, на педсовете, участие в конференции, публикации ).

Список используемой литературы

1. М.М.Алексеева, В.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». Москва -1997.

2. Н.В.Нищева «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР». Санкт-Петербург - 2015.

3. И.Снегирев «Словарь русских пословиц». Нижний Новгород - 1996 г.

4. Т.И.Тарабарина, Н.В.Елкина «Популярное пособие для родителей и педагогов. Пословицы и поговорки, потешки и скороговорки» Ярославль -1996.

5. В.Соколовский «Времена года. Православный народный календарь». Пермь - 1991 г.

6. В.И.Жекулина, А.Н.Розова. «Обрядовая поэзия. Классическая библиотека «Современника». Москва - 1989.

7. Интернет-ресурсы.