1. Обоснование необходимости проекта
Одним из 5 направлений Образовательной Программы является речевое развитие. В ФГОС прописано что «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы…..» Использование русского фольклора – пословиц и поговорок в развитие речи как нельзя лучше подходит для реализации многих пунктов программы.
Педагоги нашей группы ориентированы на полноценное и гармоничное развитие каждого ребенка группы. Особенности развития наших детей соответствуют описанию, которое встречается в специальной литературе (Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Фимичёва, Г.В.Чиркина и др.)
Дети отличаются нарушением всех компонентов речевой системы. У них поздно появляется речь, скудный запас слов, присутствуют аграмматизмы, дефекты произношения и фонеобразования. Бедный словарь затрудняет речевое и познавательное развитие детей.
Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении речевого развития ребёнка, в том числе его словаря. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы активного и пасивного словаря. Дети с ТНР активно реагируют на воздействие окружающей среды, отличаются высокой восприимчивостью. И эти особенности создают благоприятную почву для развития словаря средствами пословиц и поговорок. Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей (человека). Поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, обсудить неверное или грубое действие. Выверенные опытом многих поколений, эти выражения народной мудрости помогают детям принять такие жизненные ценности как – честность, справедливость, любовь к труду. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений метких определений.
Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.
2. Цели и задачи проекта
Цель: Создание условий для активизации речи детей 5-7 лет по средствам использования пословиц и поговорок.
Задачи:
- обогащать речь детей фразеологизмами;
- формировать знаний у детей о русском народном творчестве.
- формирование нравственных качеств у детей посредством пословиц и поговорок;
- учить использовать пословицы для раскрытия содержания художественного произведения;
- формировать способности к организации взаимодействия с взрослыми и сверстниками в ходе совместной деятельности;
- связно, последовательно и выразительно проговаривать пословицы;
- развивать у детей психические процессы (память, внимание и т.д.).
- активизировать движения речевого аппарата, подготовить его к формированию звуков, всех остальных групп;
- провести анализ результативности и эффективности проведённой работы (анализ работы с детьми и самоанализ педагогов).
3. Участники проекта
Участники проекта: воспитатели Лямина Людмила Ивановна, Полыгалова Юлия Евгеньевна, Могилевич Вера Анатольевна и дети 5-7 лет группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи, их родители.
Участники проекта |
Деятельность в проекте |
Воспитатели |
- анализ педагогической ситуации, проблем группы детей с ТНР, имеющихся ресурсов; |
Дети 5-7 лет (ТНР) гр 20 |
- участие в КВН итог работы по использованию пословиц и поговорок; |
Родители |
- подбор материала (пословиц и поговорок по лексическим темам); |
Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:
- знания особенностей развития детей с ТНР и опыт работы с данной категорией детей;
- опыт организации использования пословиц и поговорок с детьми на занятиях и в другие режимные моменты;
- план мероприятий реализации проекта;
- картотека пословиц и поговорок для познавательного и социально-коммуникативного развития детей;
- умение педагога взаимодействовать с родителями (законными представителями) и готовность родителей поддержать задумку детей и педагога, при необходимости оказать посильную помощь.
Необходимые ресурсы присутствуют:
- педагоги имеют необходимую теоретическую подготовку и практические умения в области особенностей развития детей с ТНР и работы с ними;
- проект содержит - план мероприятий реализации проекта и концепцию его реализации;
- в группе имеется необходимая развивающая предметно-пространственная среда для познавательного и социально-коммуникативного развития детей посредством использования картотеки пословиц и поговорок по лексическим темам, альбом-передвижка с детскими рисунками и записями новых пословиц и поговорок, возможность вовлечения родителей детей в развитие предметно-пространственной среды;
- педагоги имеют опыт взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и вовлечения их в совместную деятельность с детьми.
5. Описание проекта. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Стратегия проекта опирается на фольклор, дающий прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаю.
Стратегия и механизмы реализации проекта опираются на четыре этапа озгакомления старших дошкольников с пословицами, выделенные А.П.Ильковой.
1-й этап: расширение представлений детей о малых формах фольклора и в частности о пословицах.
2 этап: формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам. На этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».
3-й этап: использование пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками. Особое внимание уделяется пониманию пословиц и поговорок как фразеологических единиц.
4-й этап: определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку по пословице, рисование по пословице.
Принципы, используемые в работе с детьми:
- доступность пословиц и поговорок пониманию детьми старшего дошкольного возраста;
- системность в ознакомлении детей с пословицами и поговорками (от запоминания и осмысления до использования в речи).
С целью закрепления поговорок и пословиц планируется использовать разнообразные формы работы. Ниже представлен примерный перечень заданий.
- Игры-соревнования типа: «Кто больше скажет пословиц», «Кто больше скажет пословиц» ( о труде, дружбе и т.д.) .
- Дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает», «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает. («Пословица недаром … молвится». «Без дела жить – только … небо коптить».)
- «Назови пословицу к картинке». Например: на картинке изображен какой-нибудь вид работы – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке изображена женщина с ребенком – «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».
- «Угадай пословицу» (по изображению в пантомиме). Один ребено показывает, а другие отгадывают.
- «Нарисуй пословицу». Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу или все одну и ту же, но по-своему. По окончании дети рассматривают рисунки, вспоминают пословицы. Можно создать банк нарисовнных пословиц.
6. Рабочий план реализации проекта
Подготовительный этап
Мероприятия |
Срок |
Ответственные |
Продукт |
Познакомить детей и родителей о проекте |
9 - 2019 |
Педагоги группы |
Дети и родители ознакомлены с информацией о проекте |
Подбор материала по лексическим темам (из имеющей литературы, интернет-ресурсов) |
9 - 2019 |
Педагоги и родители |
материалы |
Изготовление картотеки пословиц и поговорок по лексическим темам |
9 - 2019 |
Педагоги и родители |
картотека |
Основной этап
№ |
Мероприятие план графика |
срок |
ответственные |
Продукт или результат деятельности |
1. |
Этап реализации обучение пословиц и поговорок |
10 -2019 |
воспитатели |
Подбор и изготовление картотек по лексическим темам, разучивание |
1.1 |
Знакомство с пословицей по теме «Грибы». «Не каждый грибок в кузовок» |
Первая неделя октября 2019 год |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословице по теме «Не каждый грибок в кузовок»: объясняют смысл пословицы |
1.2 |
Знакомство с пословицей по теме «Ягоды», «Какого куста ягода, такого она вкуса» |
Вторая неделя октября 2019 год |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословице по теме «Какого куста ягода, такого она вкуса» объясняют смысл пословицы |
1.3 |
Знакомство с пословицей по темам «Деревья», «Осень», «Дерево держится корнями, а человек друзьями», «Осень запасиха, зима подбериха» Повторение пословицы по предыдущим темам |
Третья и четвертая неделя октября |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословице по темам «Дерево держится корнями, а человек друзьями», «Осень запасиха, зима подбериха» |
1.4 |
Активизация словаря при помощи пословиц по теме «Гигиена», «Мыло серо, да моет бело» |
Первая неделя ноября 2019 г |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословице по теме «Гигиена», «Мыло серо, да моет бело», «Незамоча рук не умоешься» |
1.5 |
Активизация словаря при помощи пословиц про теме «Одежда и обувь» |
Третья и четвертая неделя ноябрь 2019 |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословице по теме Одежда |
1.6 |
Активизация словаря при помощи пословиц по теме «Зима» |
1-2 недели |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословице про декабрь. |
1.7 |
Активизация словаря при помощи пословиц о Зиме, зимующих птицах», «Всякая птица своим голосом поёт», «Зима без снега – лето без хлеба» |
3-4 недели декабря 2019 год |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословицах про зиму, о птицах. «Всякая птица своим голосом поёт», «Зима без снега – лето без хлеба». |
1.8 |
Активизация словаря при помощи пословиц и поговорок о зиме «Январь году начало, зиме середина» |
1-2 неделя января 2020 год |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословицах про январь, домашних животных «Январь году начало, зиме середина». |
1.9 |
Активизация словаря и обогащение пословицами и поговорками по теме «Домашние животные», «Корову не накормишь – молоко не надоишь», «Лошадь – человеку крылья» |
3-4 недели января 2020 год |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословицах про домашних животных «Корову не накормишь – молоко не надоишь», «Лошадь – человеку крылья», «Кошка спит, а мышку видит» |
2.0 |
Активизация словаря и обогащение пословиц и поговорок по теме «Дикие животные», «Лиса и во сне кур считает», «Волка, как не корми, а он всё в лес смотрит», «Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт» |
1-2 неделя февраля 2020 |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословицах про диких животных «Лиса и во сне кур считает», «Волка, как не корми, а он всё в лес смотрит», «Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт» |
2.1 |
Активизация и обогащение словаря пословицами и поговорками по теме «Армия и флот», «Военные профессии», «Большому кораблю – большое плавание», «В армии быть – народу служить» |
3-4 недели февраль 2020 год |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословицах про «Армию, флот. Военные профессии» «Большому кораблю – большое плавание», «В армии быть – народу служить». |
2.2 |
Активизация и обогащение словаря пословицами и поговорками по теме «8 марта, праздник мам, Семья, «При солнышке тепло, при матери добро», «Сердце матери лучше солнца греет» |
1-2 неделя марта 2020 г |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословицах по теме «8 марта, праздник мам». «При солнышке тепло, при матери добро», «Сердце матери лучше солнца греет». |
2.3 |
Активизация и обогащение словаря пословицами и поговорками по теме «Наш город», «Россия», «Москва – всем городам мать, Родная сторона мать, чужая - мачеха» |
3-4 неделя марта 2020 год |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословицах по теме «Наш город», «Россия», «Москва – всем городам мать. Родная сторона мать, чужая - мачеха» |
2.4 |
Активизация и обогащение словаря пословицами и поговорками по теме «Спорт, неделя здоровья», «В здоровом теле здоровый дух» |
1-2 неделя апреля 2020 год |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословицах по теме «Спорт, неделя здоровья», «Кто со спортом дружит – тот с болезнями не дружит, Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». |
2.5 |
Активизация и обогащение словаря пословицами и поговорками по темам «Весна, Перелётные птицы». «Матушка весна всем красна. Весна красна цветами, а осень пирогами», «Где ласточки не летать, а к весне опять прибывать» |
3-4 неделя апреля 2020 год |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословицах по теме «Весна, Перелётные птицы». «Матушка весна всем красна. Весна красна цветами, а осень пирогами», «Где ласточки не летать, а к весне опять прибывать» |
2.6 |
Активизация и обогащение словаря пословицами и поговорками по теме «Профессии. Орудия труда», «Делу время – потехе час», «Без клещей кузнец – что без рук», «Без косы и сена не накосишь» |
1-2 неделя мая 2020 года |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословицах по темам « Профессии. Орудия труда». |
2.7 |
Активизация и обогащение словаря пословицами и поговорками по теме «Цветы», «Насекомые» |
3-4 неделя мая 2020 года |
воспитатели |
Дети имеют представление о пословицах по теме «Цветы», «Насекомые», «Не с одного цветка пчела мёд берёт», «Ловкостью комар льва победил», «Где цветок, там и медок» |
Заключительный этап
3.1 | Викторина с детьми и родителями «Пословицы – народная мудрость» |
|
воспитатели |
Дети и родители. Им представляют о пословицах по всем лексическим темам |
6. Прогнозируемые результаты
- речь детей обогащается фразеологизмами;
- сформируются знания у детей о русском народном творчестве;
- сформируются нравственные качества у детей посредством пословиц и поговорок;
- будут использовать пословицы для раскрытия содержания художественного произведения;
- сформируются способности к организации взаимодействия с взрослыми и сверстниками в ходе совместной деятельности;
- научатся связно, последовательно и выразительно проговаривать пословицы;
- в достаточной мере разовьются у детей психические процессы (память, внимание и т.д.);
- активизируются движения речевого аппарата.
7. Дальнейшее развитие проекта
По окончании проекта будут выполнены мероприятия по продвижению результатов проекта среди родителей воспитанников (на родительском собрании группы; в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей; представление результатов на сайте детского сада),предложить с другой группой провести досуг пословиц и поговорок и распространение опыта работы среди коллег в разных формах (выступление на МО, на педсовете, участие в конференции, публикации ).
Список используемой литературы
1. М.М.Алексеева, В.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». Москва -1997.
2. Н.В.Нищева «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР». Санкт-Петербург - 2015.
3. И.Снегирев «Словарь русских пословиц». Нижний Новгород - 1996 г.
4. Т.И.Тарабарина, Н.В.Елкина «Популярное пособие для родителей и педагогов. Пословицы и поговорки, потешки и скороговорки» Ярославль -1996.
5. В.Соколовский «Времена года. Православный народный календарь». Пермь - 1991 г.
6. В.И.Жекулина, А.Н.Розова. «Обрядовая поэзия. Классическая библиотека «Современника». Москва - 1989.
7. Интернет-ресурсы.