Уважаемые коллеги!
До настоящего времени не существует утвержденного Министерством Образования пакета документов регламентирующего работу дошкольного логопункта. Поэтому работа наших логопунктов и их документация строится в соответствии с положением «О логопедическом пункте при ДОУ», разработанном в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, уставом Учреждения. Данное положение принято педагогическим советом и утверждено заведующей ДОУ.
Настоящее положение разработано в соответствии с Письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 года № 2.
Положение имеет следующие разделы:
- Общие положения.
- Основные задачи работы логопедического пункта.
- Организация работы логопедического пункта.
- Руководство работой логопункта.
- Материально-техническое обеспечение. Приложение 1.
Документация, обеспечивающая эффективность работы дошкольного логопедического пункта.
Должностные обязанности.
В этом документе указаны общие требования, предъявляемые к специалисту
дошкольного логопункта, обязанности учителя-логопеда и его права. Должностная
инструкция утверждается заведующей ДОУ. Приложение 2.
Инструкция по технике безопасности.
Содержит требования, которые необходимо выполнять учителю-логопеду при
подготовке к занятию и во время его проведения для обеспечения сохранности жизни
и здоровья детей.
Инструкция по охране труда.
В инструкции по охране труда обозначены основные требования по обеспечению
безопасности детей и самого специалиста при проведении занятий в логопедическом
кабинете.
Рабочая программа.
Нами составлены две рабочие программы: «Коррекция фонетико-фонематического
недоразвития у детей 5–6 лет», «Коррекция фонетического недоразвития речи детей
5–7 лет».
Данные рабочие программы составлены на основе:
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
В программу включены следующие методики:
- Ткаченко Т.А.
А также внесены авторские разработки:
- Граб Л.М. Шибаева Л.В.
Рабочие программы обсуждались и были согласованы на методическом объединении учителей-логопедов г. Снежногорска, приняты на методическом совете ДОУ, утверждены заведующей ДОУ.
Настоящие Программы включают пояснительную записку, перспективное планирование и список используемой методической литературы.
Годовой план работы учителя-логопеда.
Годовой план пишется по следующему алгоритму:
- Организационно-методический блок.
- Диагностический блок.
- Коррекционно-педагогический блок, включающий учебно-воспитательную работу.
- Консультационный блок.
- Участие в работе ППМС службы сопровождения.
- Работа по повышению квалификации.
В каждом разделе указывается содержание и сроки работы. Приложение 3.
Перспективные планы проведения индивидуальных и групповых занятий.
В планировании раскрыта работа на каждом этапе, а именно указана тема
занятия, количество часов по данной теме и направления коррекционной работы.
На индивидуальные занятия берутся дети с фонетическим дефектом не менее 3 раз в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта (мономорфная, полиморфная дислалия, дизартрия). С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие, логопед планирует свои занятия из расчёта: 2 подгрупповых и 3 индивидуальных занятия в неделю.
Работа по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи включается в планирование на этапе автоматизации звуков.
График работы учителя-логопеда.
Этот документ также несёт организационную функцию, т.е. помогает планировать
работу на разных этапах коррекционного процесса.
Для достижения результативности проведения коррекционных мероприятий, как с детьми-логопатами, так и с их родителями в графике работы логопеда предусмотрены 3 рабочие смены в первую половину дня и 2 смены во вторую половину дня.
Паспорт кабинета.
Паспорт кабинета включает перечень материалов и оборудования,
необходимых для организации коррекционного процесса.
Отчёт о результатах работы логопеда, проделанной за учебный год.
В этом документе должна отражаться следующая информация:
- перечень организационных мероприятий, проводимых в логопункте в течение учебного года;
- проведённая работа с воспитателями и родителями детей, зачисленных в логопункт;
- описание оснащения логопедического кабинета, отчёт об изготовленных и приобретенных пособиях и оборудовании;
- описание методической работы логопеда, творческой работы по повышению уровня профессионализма;
- участие в работе методического объединения. Приложение 4.
Журнал обследования устной речи детей.
В начале учебного года учитель-логопед проводит обследование речи детей дошкольного учреждения и фиксирует результаты в журнале обследования устной речи, где записывает: фамилию, имя ребёнка, дату рождения, возрастную группу, а также указывает логопедическое заключение с перечислением нарушенных звуков. В графе «Примечание» логопед делает отметку о зачислении/отчислении, переводе ребёнка в другое учреждение. Приложение 5.
Приказ «О зачислении воспитанников в логопункт».
В соответствии с приказом Управления образования администрации ЗАТО
Александровск «О результатах деятельности муниципальной ПМПК г. Снежногорска по
набору воспитанников ДОУ в группы компенсирующей направленности» и на основании
результатов логопедического обследования руководитель учреждения издаёт приказ о
зачислении воспитанников ДОУ в логопункт.
В первую очередь зачисляются дети, обследованные городской ПМПК с тяжёлыми нарушениями речи и не зачисленные в логопедические группы города. Далее при наличии мест зачисляются дети старших и подготовительных групп, имеющие речевые нарушения. В условиях логопункта с этими детьми согласно Положению о логопедическом пункте ведётся работа по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов. Работу по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи логопед осуществляет на этапе автоматизации поставленных звуков и в рамках ППМП службы сопровождения.
Соглашение с родителями об условиях обслуживания детей в логопункте.
Зачисление ребёнка в логопункт проводится с согласия родителей (законных
представителей). В соглашении отражаются обязанности и ответственность
заинтересованных сторон.
Расписание занятий.
На основании Приказа о зачислении учитель-логопед формирует группы детей и
составляет расписание занятий.
Расписание занятий помогает рационально спланировать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми, а также организовать рабочее время учителя-логопеда.
Список детей, зачисленных в логопункт.
В список заносится следующая информация: фамилии и имена детей, возрастные
группы, логопедические заключения.
Речевые карты.
На каждого ребёнка, зачисленного в логопункт, на основании протокола
обследования учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой фиксирует
особенности фонетико-фонематической стороны речи ребёнка, состояние
лексико-грамматического строя и связной речи. В речевую карту (обязательно!)
записываются ответы детей, план логопедической работы и заносятся результаты
коррекции устной речи детей.
Журнал посещения детьми логопункта.
Оформляется в виде таблицы, в столбцах которой представлены список детей,
тема логопедического занятия и дата его проведения.
Журнал консультаций.
Учитель-логопед ведёт учёт консультаций и фиксирует дату проведения
консультации, её тему и непосредственно адресата.
Приложение 6.
Экран звукопроизношения.
Данный документ составляется на группу детей, зачисленных в логопункт. В
документе фиксируются фамилии детей и нарушенные у них звуки.
Экран звукопроизношения позволяет логопеду формировать подгруппы из детей со сходными нарушениями звукопроизношения. Приложение 7.
Тетради взаимодействия с родителями и воспитателями.
Для успешности коррекционного процесса обязательно взаимодействие логопеда и
воспитателя, логопеда и родителей (законных представителей). Для достижения этой
цели создаются тетради взаимодействия с родителями и тетради взаимодействия с
воспитателями.
Вся перечисленная документация позволяет создать оптимальные условия для работы логопункта дошкольного учреждения и достижения высоких результатов в коррекционной работе с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.