В «Центре диагностики и консультирования» города Кунгура организована работа по психолого-педагогическому сопровождению детей, испытывающих проблемы в обучении и развитии, их родителей (законных представителей) и педагогов, обучающих и воспитывающих детей с дошкольного возраста и на всех этапах школьного образования.
С целью своевременного выявления проблем в развитии и обучении детей и определения их специальных образовательных потребностей в городе с 1993 года функционирует постоянно действующая ПМПК.
В соответствии с основными положениями ФГОС психолого-педагогическое сопровождение строится через следующие направления работы: диагностика (организованные и неорганизованные дети до 18 лет), просвещение (через проведение семинаров для педагогов ОО, родительских собраний, через СМИ и интернет-сайты для родителей, на сайте «ЦДК», участие в психолого – педагогических конференциях), индивидуальное и групповое консультирование (родители, педагоги, подростки), коррекционно-развивающие занятия, экспертиза (мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности, консультирование педагогов при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся).
Структура психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
По-прежнему актуальными проблемами остаются школьная дезадаптация на всех ступенях обучения, дети психосоматически ослабленные и с отставанием в развитии. В таблице 1 приведены результаты диагностики готовности к школе у детей предшкольного возраста города Кунгура, обратившихся к педагогам – психологам «ЦДК» с 2012 -13 уч.г. по 2014 -15 уч. г.
Таблица 1. Результаты психологической диагностики на готовность к школе у детей предшкольного возраста города Кунгура за 2012 -13 уч.г. – 2014 -15 уч. г.
Уровни | 2012-13 уч.г. |
2013-14 уч.г. |
2014-15 уч.г. |
|||
Организованные | Неорганизованные | Организованные | Неорганизованные | Организованные | Неорганизованные | |
Высокий | 0,5% | 0% | 1,4% | 0% | 2% | 0% |
Выше среднего | 8,1% | 0% | 14,3% | 0% | 16% | 0% |
Средний | 63% | 60% | 60,4% | 56% | 66% | 49% |
Ниже среднего | 27% | 40% | 23% | 38% | 19,4% | 27% |
Низкий | 1% | 0% | 0% | 0% | 0,7% | 24% |
Приведённые данные свидетельствуют о большом проценте неготовых к школе детей (дети с уровнем ниже среднего и низкого уровней) не только по психолого-педагогическим, но и медицинским параметрам, о недостаточной готовности детей к школе как посещающих ДОО, так и неорганизованных.
Наибольший процент обследованных – дети среднего уровня развития, испытывают различные трудности, которые у части детей компенсируются за время обучения в начальной школе, а для остальных становятся причиной неуспешности, дезадаптации на всех ступенях обучения, требуют составления индивидуальных образовательных маршрутов. Такие показатели, как снижение умственной работоспособности, снижение зрительно-пространственного, фонематического восприятия, речевого развития, объёма и свойств внимания, осложняют усвоение учебного материала даже у детей, прошедших предшкольную подготовку в ДОО.
Таким образом, психологическое сопровождение педагогами-психологами детей предшкольного возраста, родителей и педагогов (своевременная диагностика детей со старшей группы ДОО и в период поступления в ДОО, групповые и индивидуальные консультации родителям и педагогам по выявленным проблемам и путям их преодоления) помогает детям успешно осваивать учебную программу в школе. Нуждающиеся в создании специальных условий обучения дети направляются на ПМПК.
Статус ребенка с ОВЗ определяется только ПМПКомиссией. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Качественная и своевременная диагностика – один из важнейших видов сопровождения детей предшкольного и младшего школьного возрастов. Специалисты ПМПКомиссии (председатель ПМПК, учитель-логопед, учитель, учитель-дефектолог, педагог-психолог) осуществляют тесное взаимодействие с ПМП консилиумами образовательных организаций города по выявлению детей с проблемами в развитии.
За период с сентября 2012 по май 2015 года специалистами ПМПКомиссии были обследованы 201 ребенок предшкольного возраста и 252 ребенка младшего школьного возраста (учащиеся первых классов). В таблице 2 и в таблице 3 представлены результаты комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.
Таблица 2. Рекомендации ПМПК для детей предшкольного возраста
Обучение по ООП, 1 класс | Обучение по АООП, для детей с ЗПР | Обучение по АООП (8 вид) | Обучение по адаптированной программе («Особый ребенок») |
72 человек | 94 человека | 22 человека | 13 человек |
Таблица 3. Рекомендации ПМПК для учащихся первых классов
Обучение по ООП | Обучение по АООП, для детей с ЗПР | Обучение по АООП (8 вид) |
2 человека | 179 человек | 71 человек |
Заключение ПМПК носит рекомендательный характер, но является одним из основных документов, дающих право на обучение ребенка по адаптированным основным общеобразовательным и коррекционно-развивающим программам. Родители имеют возможность участвовать в обсуждении результатов обследования ребёнка и дальнейшего психолого-педагогического и медицинского сопровождения, выборе образовательного маршрута.
Наличие или отсутствие динамики отслеживается специалистами ПМПК на протяжении всего периода обучения. Существенным координирующим звеном в сопровождении является ПМПк ОО. Специалисты ПМПК выходят с целью оказания консультативной и методической помощи педагогам, отслеживания эффективности выполнения рекомендаций комиссии.
Специалисты Центра (учителя, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учитель-дефектолог) помогают детям с трудностями в усвоении учебного материала через проведение коррекционно-развивающих занятий на базе «ЦДК», так как образовательные организации недостаточно укомплектованы штатом узких специалистов (логопедами, психологами, дефектологами).
В настоящее время специалисты «ЦДК» отмечают резкое увеличение количества детей, имеющих нарушения в развитии речи.
Таблица 4. Результаты диагностики речевого развития детей предшкольного возраста города Кунгура за 2012-2015 уч.г.
Структура речевого нарушения | 2012-2013 уч.г. | 2013-2014 уч.г. | 2014-2015 уч.г. |
Норма речевого развития | 8,6% | 7,7% | 0% |
Фонетическое недоразвитие речи | 10,8% | 7,7% | 0% |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | 40,3% | 24,6% | 33,3% |
Общее недоразвитие речи | 40,3% | 60% | 66,7% |
Представленные результаты в таблице 4 свидетельствуют о неуклонном росте количества детей-логопатов. В частности, детей с общим недоразвитием речи. Это будущие школьники, и они автоматически попадают в разряд неуспевающих. Главный фактор, влияющий на успешное обучение – это достаточно высокий уровень развития устной и письменной речи. Он формируется только при правильном развитии.
Нарушения речи очень многообразны. Они зависят от причины и структуры дефекта и имеют различную степень выраженности. По структуре речевого дефекта все нарушения можно разделить на 3 группы:
- Фонетические нарушения речи выражаются в дефектах произношения отдельных звуков.
- Фонетико-фонематические нарушения речи выражается в дефектах произношения звуков и неумении различать по акустическому признаку.
- Общее недоразвитие речи выражается в нарушении звукопроизношения, фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи.
Пути решения проблем детей-логопатов – это комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение с момента выявления речевых нарушений и до поступления в школу. В особо тяжелых случаях на протяжении начальной ступени обучения.
Комплексное сопровождение включает:
- Организация ранней комплексной диагностики речевых нарушений.
- Своевременное лечение.
- Своевременное определение ребенка на логопункт или в С(К)ОУ 5 вида.
- Консультирование и педагогическое просвещение родителей.
Таким образом, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому роль специалистов «ЦДК» и ПМПК возрастает и становится объективно необходимой для поддержки всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей, испытывающих трудности в обучении.