Оборудование: предметные картинки с изображениями посуды, плоскостные изображения чашек и блюдец разных цветов, геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) для составления предметов посуды с недостающими деталями большого размера и маленькие для аппликации, клеящие карандаши, клеенки, салфетки, плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты, мяч, легкая музыкальная мелодия.
Предварительная работа. Рассматривание посуды, частей из которых она состоит; проведение беседы о посуде, ее назначении. Разучивание пальчиковой гимнастики “Помощники”. Чтение произведения К.Чуковского “Федорино горе”. Упражнения в выполнении обязанностей дежурных по столовой. Индивидуальное обучение составлению загадок-описаний по образцу со зрительной опорой.
Ход
занятия1. Сюрпризный момент.
В группе появляется бабушка Федора (воспитатель, переодетый в костюм Федоры). Ходит, охает, не обращая внимания на детей.
Логопед: Ребята! А вы не знаете кто это?
Дети рассуждают, пытаясь догадаться.
Логопед: Так это же Федора! Что случилось с тобой, Федора? Чем ты так расстроена?
Федора: О-хо-хо! Сбежала от меня посуда. Где теперь ее искать?
Логопед: А какие предметы посуды от тебя сбежали?
Федора: Забыла я, как они называются! Я вам лучше покажу, может, вы догадаетесь и назовете их.
2. Игра “Узнай, что это за посуда?”
Федора изображает позой предметы посуды (чайник, ложку, чашку, блюдце). Дети отгадывают.
Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему посуда сбежала от бабушки Федоры?
Рассуждения детей.
Логопед: Тяжело одной Федоре за посудой следить, вовремя ее вымыть. Нет у нее помощников! А наши ребята, Федора, всегда маме помогают.
3. Пальчиковая гимнастика “Помощники”
Раз, два, три, четыре, (удар кулачками, хлопки в ладоши).
Мы посуду перемыли: (одна ладошка скользит по другой).
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).
Мы посуду перемыли, (одна ладошка скользит по другой).
Только чашку мы разбили,
И кастрюлю уронили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали, (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).
Так мы маме помогали. (Удар кулачками, хлопки в ладоши).
Логопед: Ребята, вы так старались, маме помогали, что посуду изломали! Придется теперь ее ремонтировать.
4. Игра “Сложи посуду”
Логопед: Выберите любой предмет посуды и выложите его на доске.
Дети складывают на магнитной доске предметы посуды из геометрических фигур (круги, треугольники, квадраты разных размеров), но одной детали не хватает.
Логопед: Посмотрите внимательно, какой детали не хватает?
5. Игра “Чего не хватает?”
Логопед: Давайте расскажем, каких частей не хватает у разных предметов посуды.
Чего нет у чайника? ( У чайника нет носика).
Чего нет у кастрюли? ( У кастрюли нет ручки).
Чего нет у сахарницы? ( У сахарницы нет крышки). И т.д.
Логопед: Какие вы молодцы! Давайте “склеим” разбитую посуду. Прикрепите недостающие детали.
Дети подходят к столу, выбирают нужную деталь и прикрепляют ее.
Федора: Как с вами интересно играть! А вы загадки умеете загадывать? Я очень люблю загадки.
6. Загадки-описания.
Логопед: Ребята! Давайте загадаем Федоре загадку про предмет, который изображен на моей картинке, но называть его не будем.
Показывает предметную картинку посуды детям так, чтобы Федора не видела ее.
Логопед: А рассказывать будем так! Нужно сказать, какая она? Что у нее есть? Для чего она нужна?
Ребенок: Она большая, красная. У нее есть крышка и ручка. В ней жарят котлеты.
Федора отгадывает загадки, путается в отгадках, а дети помогают.
Ребенок: Она большая, синяя. У нее есть крышка и ручки. В ней варят суп.
Ребенок: Она маленькая, синяя. У нее есть крышка и ручки. В ней хранят сахар. И т.д.
Логопед: Мы помогли тебе Федора вспомнить названия посуды. А вот, чтобы она к тебе вернулась, наши ребята научат называть ее ласково.
Федора: А вот я сейчас и посмотрю!
7. Игра с мячом “Назови ласково”
Федора называет предмет посуды и бросает детям по очереди мяч.
Дети называют посуду “ласково” и возвращают мяч Федоре.
Чашка-чашечка. Ложка-ложечка. Чайник-чайничек. Кастрюля-кастрюлька. Тарелка-тарелочка и т.д.
Федора: Какие вы умницы! Как вы умеете красиво говорить. Мне так понравилось с вами играть! Я хочу угостить вас чаем.
8. Упражнение “Подуем на чай”
Логопед: Ребята, посмотрите, какие красивые чашки с чаем приготовила для нас Федора. Выбирайте себе любую чашечку.
На столах лежат плоскостные изображения разноцветных чашек приклеенными к ним кусочками ваты.
Логопед: Денис, какого цвета у тебя чашка? А у тебя, Лера? Но чай очень горячий. Давайте подуем на него. Сделаем вдох и выдохнем на “пар”. Щеки не надуваем, губы “хоботочком”. Вот так.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
Логопед: Остыл ли наш чай? Давайте попробуем!
Дети имитируют питье чая.
Логопед: Спасибо, тебе Федора, за вкусный чай. А ребята тебе хотят сделать подарок, красивые чайные чашки с блюдцами.
9. “Украшение чашки с блюдцем”
Логопед: Выберите себе предмет посуды, чашку или блюдце. А теперь посмотрите, с кем вы будете украшать свою чашку и блюдце?
Дети ищут себе пару (красная чашка, красное блюдце).
Логопед предлагает украсить чайную пару геометрическими фигурами.
Дети выполняют задание под легкую музыкальную мелодию.
Логопед: Молодцы! Какая красивая у вас получилась посуда. Давайте подарим ее Федоре.
Дети дарят посуду. Федора благодарит детей.
Логопед: Чтобы чайная посуда от тебя, Федора, не сбежала, не забывай ее мыть и ухаживать за ней.
Федора прощается с детьми и уходит.
10. Итог деятельности.
Логопед: Какая необычная и интересная была у нас сегодня встреча. Ребята, какое задание вам показалось самым интересным? А какое задание для вас было самым трудным? Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.