Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака (мягкий знак на конце слова)

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Развитие фонематического слуха, закрепление понятий «звук – буква», «гласный звук- согласный звук», «мягкие – твердые согласные», «предложение – слово».
  2. Закрепление пространственной ориентировки, работа с пространственными предлогами. Закрепление временной ориентировки: работа с месяцами.
  3. Развитие словаря: повторить написание названия месяцев, закрепить отличия слов-предметов от слов-действий.
  4. Развитие общеучебных умений и навыков, развитие памяти, мышления.

Оборудование:

  1. Рабочие папки, цветные ручки, карандаши.
  2. Рабочий лист (Приложение 1).
  3. Карточка для пространственной ориентировки (Приложение 2).
  4. Картинки: дверь, лось, карась, семь, кровать, рысь, мел, мель, хорь, хор, шест, шесть, угол, уголь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Повторение темы предыдущего задания. Выход на новую тему.

Закончите стихотворение, добавив последнее слово с мягким знаком на конце.

Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту (дверь).

В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий (лось).

От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл (карась).

Думаю, известно всем,
Дней в неделе ровно (семь).

День прошел, пора уж спать,
В спальне ждёт меня (кровать).

Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит (рысь).

Логопед крепит на доску картинки-отгадки.

– Что общего в словах, которые мы назвали? (Если есть необходимость слова можно записать на доске.)

– Эти слова заканчиваются на мягкий знак.

– Правильно. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке. Эта буква или звук? Обоснуйте свой ответ.

– Это буква, так как не обозначает никакого звука, а только придаёт мягкость согласной букве, за которой он идёт.

– Правильно. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке на конце слова. Давайте вспомним, какие ещё буквы придают мягкость согласным.

– Гласные II ряда.

– Вы хорошо помните, о чём мы говорили на прошлых занятиях. (Раздаются рабочие листы.) На листе запишите сегодняшнее число и начнём работу с первого задания. Надо вставить гласные II ряда в слова. Сколько их всего? Прочитайте мне их по звуковой ленте. Молодцы, приступайте к работе.

Взаимопроверка задания.

2. Работа со словами с мягким знаком на конце.

На доске следующая запись:

1) __ень, __ень, __ень, __ень   п, м, р, д, т, л
2) __ель, __ель, __ель   р, щ, н, ц, м
3) __оль, __оль, __оль, __оль, __оль   к, м, р, л, н, б, с

– Добавьте одну согласную букву в начало слова. У вас должно получиться много разных слов. Работаем по цепочке, называем слово и сразу же придумываем с ним предложение.

– А теперь поработаем на листах, задание 2. Я буду задавать вам вопросы, а вы ответ будете записывать. Вначале заполняем первый столбик, потом второй.

Первый месяц года – январь
Первый месяц зимы – декабрь
Первый месяц лета – июнь
Первый месяц осени – сентябрь
Последний месяц осени – ноябрь
Последний месяц года – декабрь
Весенний месяц с мягким знаком – апрель
Десятый месяц года – октябрь

Мы повторили месяца, их написание, а теперь вспомним животных, в названиях которых есть мягкий знак. (Выдаются карточки. Приложение 2.)

– Кто нарисован в левом верхнем углу? В правом нижнем углу? Над глухарём? Между рысью и лосём? Справа от лошади? Слева от коня? Под журавлём? и т.д. (Количество вопросов должно соответствовать количеству детей в группе.)

– Выполним на рабочем листе задание под номером 3. Не забудьте подчеркнуть мягкий знак и зелёным карандашом отметить в словах мягкие согласные.

Логопед пишет на доске ответы. Дети сверяются с доской.

3. Физминутка.

Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

4. Работа с метаграммами.

– Перевернули рабочий лист. Задание четвёртое. Мы познакомимся с метаграммами. Что же это такое? Это слова, которые отличаются друг от друга одним звуком. Метаграммы будем записывать. (По мере отгадывания на доске помещаются картинки.)

  • В школе мною пишут дети на доске, мягкий знак добавь – и я уже в реке. (Мел – мель.)
  • Если с мягким знаком пишем, – кур ворует хищный зверь.
  • Твёрдый Р в конце услышим, – вместе запоём теперь. (Хорь – хор.)
  • Я давно со спортом дружен, для прыжков спортсменам нужен.
  • С мягким знаком же назло превращаюсь я в число. (Шест – шесть.)
  • Бываю развёрнутым, острым, тупым, прямым – так меня называют.
  • Но если согласный в конце мы смягчим, то в шахтах меня добывают. (Угол – уголь.)

– Кто был внимателен, какие ещё метаграммы были сегодня на уроке?

– Слова, записанные на доске в начале занятия (пень – день – тень – лень; щель – цель – мель, моль – роль – ноль – соль – боль).

5. Работа со словами-предметами и словами-действиями (с существительными и глаголами).

– Рассмотрим на рабочем листе пятое задание. Перед нами таблица с буквами. Если от выделенной буквы идти в заданном направлении (смотрите на стрелки: снизу-вверх, сверху-вниз, справа-налево), можно прочитать слова. Чтение слов цепочкой:

– Скажите, какие слова начинаются с красной буквы? (Слова-предметы.) А какие слова начинаются с синей буквы? (Слова-действия.) Каждый ученик получает задание заполнить определённый столбик словами, слова из другого столбика раскрасить на листе разноцветными карандашами. (Оценка выполнения задания.)

III. Заключительная часть.

– О каком способе смягчения согласных мы говорили на сегодняшнем занятии?

– Почему мягкий знак – буква?

– Что такое метаграммы?

– Какое задание вам больше всего понравилось?

Литература:

  1. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий №2 /Л.М. Козырева – Ярославль: Академия развития, 2006. – 48 стр., ил. (Стихи в начале занятия, метаграммы в стихах.)
  2. Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения 1-2 классы/ авт.-сост. Е.П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 134 с. (Метаграммы.)
  3. Картинки в карточке для пространственной ориентировки (Приложение 2) взяты с сайта www.logoburg.com