Логопедическая тема: развитие фонематического анализа и синтеза слов
Грамматическая тема: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством буквы мягкий знак.
Цели:
- Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу.
- Формировать умение различать на слух твёрдые и мягкие фонемы.
- Развивать слуховую память и слуховое восприятие.
- Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью буквы мягкий знак.
- Прививать умение ориентироваться в лексических грамматических признаках слов.
- Расширять словарный запас, закреплять навык словообразования.
- Воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.
Дидактические средства:
Объёмные буквы конструктора, звуковая дорожка, индивидуальные таблицы для чтения, карточки с текстом под плёнкой, индивидуальные зеркала, таблицы со словами на доске, схемы для метаграмм.
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие учителя и гостей. Инструкция логопеда
Проверка выполненного задания
Что случилось? Нет значка для буквы Ь?
Открытие новых знаний Инструкция логопеда Вывод. нет звука для буквы Ь. Почему? Для чего же она нужна в алфавите, с какой целью ёё придумал человек? Объявление темы и целей занятия Почему? Будем играть в рифмы Инструкция логопеда.
Вспомните, пожалуйста, все слова, которые называли, повторите, как запомнили. Вывод. Верно, мы слышим мягкие согласные звуки
. Произнесите звуки, понаблюдайте в зеркало за их образованием. Сравните произношение твёрдых и мягких звуков Вывод. Для образования мягкого звука при произношении нужно: - передняя часть «спинки» языка для [Р’]; - кончик языка перемещается к зубам, вибрирует с более частой амплитудой; - более слабое смыкание губ, кончик языка упирается в нижние зубы, передняя часть «спинки» языка выгибается для звуков [М’] , [Т’], [Д’ ], [С’], [З’] Подумайте, а каким движением можно обозначить мягкость каждого звука при произношении? Логопед предлагает движение « гладим кошечку» для мягкого звука, и для этого же, но твёрдого, плотно сдвинуть ладони на уровне груди. Проговаривание звуков с движением Работа над изучением нового материала Будем читать. Обозначайте движением руки произношение. Что читали? Были ли это слоги? Да или нет, почему? Закрепление Вывод. Буква Ь – командир, так как даёт команду при чтении слов звучать рядом стоящему согласному мягко.
Наблюдение Мягкий знак – Почему у дома угол
УГОЛ - УГОЛЬ Задание. Сделать нам не так уж трудно,
Придумайте предложение с этими словами. Вывод. Буква Ь – специальный знак на письме, который обозначает мягкость согласного на конце слова. Работа над текстом.
Хор, хорь, брат, брать, шест, шесть, ел, ель. Вывод. Игра «Снежный ком» Цель: Развиваем внимание, слуховую память. Инструкция. Физкультурная минутка Эмоционально-волевой этюд на расслабление
Работа по развитию навыка словообразования 1 вариант 2 вариант Вывод. Буква Ь пишется в середине слова и обозначает мягкость предыдущего согласного, меняет лексическое значение слова. Вторичное закрепление.
Динамическая пауза. Работа над предложением Инструкция логопеда
Д/игр «Назови слово» 1. С твёрдым Л я на стене. 2. С твёрдым Н – я посуда из стекла. 3. Как зовут мою собачку, я скажу. Вывод. Буква Ь –смыслоразличитель. Заключительная часть занятия. Смысловая и эмоциональная рефлексия.
Пароль на выход. Назови: |
На доске алфавит Таблица с цветными буквами Работа в «тетрадях развития»
Сверим с написанным на доске
Ученик у доски
В паре с педагогом
На доске знак буквы Ь Устно
Настольные зеркала Устно
Произношение звуков с движением
Чтение Слоговые таблицы
Работа в тетрадях, значки зелёного и синего цвета
На доске слова парами
Угол
Мел
Письменная работа в тетрадях Тексты на столах Схемы на доске
7
Текст читает логопед На доске образец Можно дать работу на слуховой основе
Устно Индивидуальные карточки
Дети отхлопывают Схема на доске
Для сильных учащихся Схемы на доске Ученики по очереди выходят к доске, вписывают слова |