Образовательная деятельность, направленная на формирование фонетико-фонематической стороны речи. Тема: "Звук [у]" для детей с ОНР во второй младшей группе

Разделы: Логопедия


Цель: ознакомление со звуком [У].

Задачи:

  • Научить детей четко произносить звук [У].
  • Развивать артикуляционную моторику и речевой выдох.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать силу голоса.
  • Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: символ звука [У], проектор, ноутбук с презентацией, зеркала, музыкальные инструменты (2 барабана, 2 бубна, 2 погремушки), бабочки основных цветов на веревочках (синяя, зеленая, желтая, красная), изображение волка и звуковая дорожка – зигзаг (для развития силы голоса).

Предварительная работа: приклеить на шкафы нарисованные деревья и ёлки.

Ход занятия

I Оргмомент и закрепление пройденного материала.

Дети стоят полукругом перед кабинетом. Логопед здоровается с детьми.

Логопед: Сегодня мы отправимся в волшебный лес и познакомимся там с волком. Пойдемте.

Дети заходят в кабинет.

Презентация.

(слайд № 1)

Логопед: Мы и в лесу. Где же теперь искать волка?

Дети высказывают свои предположения.

Логопед: Надо позвать хозяина леса – Лесовичка. Он выходит, если слышит, игру на музыкальных инструментах. Посмотрите, что это?

Логопед указывает на музыкальные инструменты.

Дети слушают, как звучат инструменты и называют их.

Логопед играет на музыкальных инструментах за ширмой в разной последовательности на одном, двух или трёх инструментах (в зависимости от возможностей детей). Дети по очереди определяют последовательность звучания музыкальных инструментов.

II Изучение нового материала.

Дети садятся за столы перед экраном.

(Слайд № 2)

Логопед: Посмотрите, а вот и наш Лесовичок. Он желает нам рассказать историю о том, чем он занимался, перед тем, как встретил нас.

(Слайды с 3 по 9)

Логопед ставит зеркала перед детьми. Дети выполняют артикуляционную гимнастику: Утром Лесовичок проснулся в хорошем настроений и решил выглянуть в окошко (дети выполняют упражнение “Окошко”). Потом посмотрел на часы. (Выполнение упражнения “Часики”). Увидел, что уже много времени и пошел работать в огород. (Дети выполняют упражнение “Лопатка”). Лесовичок закончил работать. Пошел гулять по лесу и встретил лягушку, улыбнулся ей. (Выполнение упражнения “Улыбочка”). И решил поиграть на дудочке (Выполнение упражнения “Трубочка”). Лягушка слушала и улыбалась, а Лесовичок играл на дудочке. (выполнение упражнения “Улыбочка - трубочка”). Лесовичок так красиво играл, что прилетели бабочки его послушать (Дети встают из – за столов в круг и по очереди дуют на бабочек заданного цвета). Вдруг Лесовичок услышал звучание наших музыкальных инструментов и поскакал на лошадке. Дети скачут по кругу “цокая”. Садятся на места.

(Слайд 10)

Логопед: Расскажите Лесовичку, зачем мы пришли в лес и позвали его.

Дети отвечают. (Мы хотим познакомиться с волком)

Логопед: Лесовичок сказал, что волк обязательно придет, если вы позовете его – произнесете звук [У].

Дети произносят звук [У].

Дается характеристика звука (Этот звук можно петь. Губки вытягиваются в трубочку).

Дети называют символ звука. (Символ предъявляется логопедом, после ответа детей)

(Слайд 11 и 12)

Логопед: Посмотрите, к нам пришел волк. Он желает спеть вам песенку, но хочет, чтобы вы ему подпевали.

Дети смотрят видео и подпевают в соответствующем месте стихотворного текста.

III Физминутка.

Дети встают в круг.

(Слайд 13)

Логопед: Волку понравилось, как вы пели. Он ещё хочет с вами поиграть. Но для этого надо научиться ходить, как волки. Покажите, как ходит волк.

Дети идут по кругу, крадущейся походкой.

Логопед: Волк видит, что вы готовы играть.

Логопед берет звуковую дорожку – зигзаг и изображение волка (Приложение 1). Логопед ведет волка по дорожке. Дети пропевают звук тихо и громко.

IV Изучение нового материала.

Дети садятся на свои места.

Логопед: Волку очень понравилось с вами играть, и он предлагает вам поиграть в игру “Самый внимательный”. Когда вы услышите звук [У], хлопните в ладоши.

Дети выполняют задание.

Речевой материал: а, у, м, н, у , а, у, у

V Подведение итога. Оценка деятельности детей.

(Слайд 14 и 15) Логопед: Волку и Лесовичку пора обратно в лес, попрощайтесь с ними.

Дети прощаются.

Логопед: Скажите, с каким звуком познакомили нас Лесовичок и волк?

Дети отвечают.

Логопед: Что делает ротик, когда мы произносим звук [У]?

Дети отвечают.

Логопед: Какой символ у звука [У] и почему?

Дети отвечают. Оценивается деятельность каждого ребёнка.