Логопедия
-
Наглядное пособие "Книга-игра "Оленёнок идёт в школу" 2021
Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. В своей работе мы используем как традиционные методы педагогического воздействия, так и стараемся найти новые, инновационные методы и технологии. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения. Наглядное пособие игра-тренажер «Невероятные приключения Оленёнка в лесу» помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с Общим недоразвитием речи.
-
Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР 2021
Умение вступать в контакты с другими людьми, правильно и грамотно произносить слова, устанавливать взаимоотношения с окружающими во многом определяют будущий социальный статус ребенка в современном обществе. Речевые умения – одни из ключевых умений дошкольников, что обусловлено ведущей ролью коммуникации в современном информационном обществе и жизни отдельного человека. Речь является базовой для других видов деятельности, сопровождает их и одновременно служит условием успешной социализации.
-
Детское словотворчество – речевая ошибка или закономерное явление? 2021
Детское словотворчество – феномен речевого становления, который стал широко известен читателям после многократного переиздания книги К.И.Чуковского «От двух до пяти». Подавляющее большинство родителей наблюдают у своих детей своего рода «словообразовательный взрыв», который проявляется в том, что дети сами начинают изобретать новые слова.
-
Презентация для учителей-логопедов на тему «Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии» 2021
У детей с дизартрией присутствуют нарушения звукопроизношения лексики, грамматики, фонематических процессов, мелодико-интонационные расстройства, обусловленные парезами: мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. Для детей с дизартрией представляет определённую трудность длительный и экономный выдох, что необходимо для нормальной речи, страдает просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность. Нарушения голоса характеризуются его слабостью, хриплостью, монотонностью, сдавленностью, назализованностью. Нарушена разборчивость, внятность, эмоциональная выразительность речи ребенка. Все эти проблемы вызывают трудности общения, влекут за собой определенные изменения личности, ведут к возникновению у детей закомплексованности.
-
Логопедическое обследование ребенка с ФФН (6 лет). Конспект занятия «Тайны моря» 2021
Цель занятия: систематизировать знания детей о море и морских обитателях.
-
Педагогические условия, способствующие формированию словоизменения в системе коррекционной работы с детьми ОНР 3 уровня старшего дошкольного возраста 2021
В статье рассматривается содержание работы по формированию грамматического строя речи (словоизменения), которое в свою очередь предполагает соблюдение педагогических условий, способствующие выстроить работу поэтапно, систематично, а также грамотное использование эффективных средств коррекции по формированию словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в виде игровых упражнений, дидактических игр и обучающих компьютерных игр.
-
Особенности проведения воспитательских занятий с детьми в речевой группе 2021
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним, и, кроме то-го, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных программой. Из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное – подчиненным.
-
Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у младших школьников 2021
Развивая фонематическое восприятие, учащиеся приобретают способность воспринимать звуковой состав слова, то есть воспринимать на слух звуки (фонемы) и чётко их различать. Важным этапом становится дифференциация гласных–согласных звуков, твёрдости–мягкости согласных звуков, их звонкости-глухости, трансформации одного слова в другое при замене, удалении, добавлении звука. Необходимо помочь учащемуся развить умение слышать любой отдельный звук в слове, отчетливо отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, уметь анализировать звуковой состав слова.
-
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна 2021
У детей с синдромом Дауна отмечаются множественные нарушения в индивидуальном развитии: проблемы со слухом, зрением, сердцем, сенсорные нарушения, отсутствие или недоразвитие речевой сферы. Одной из основных трудностей у детей с синдромом Дауна является развитие вербальной речи. Отмечается выраженная задержка в развитии у детей с синдромом Дауна активной речи, низкий объем активного словарного запаса по сравнению с пассивным словарным запасом. Также отмечаются сложности с восприятием речи. Дети с синдромом Дауна лучше справляются с задачами, решение которых требует использования зрительных образов, чем слуховых. Стимулирование речевой активности детей с синдромом Дауна – сложный многообразный процесс. Метод глобального чтения – один из способов формирования коммуникативных навыков детей с синдромом Дауна.
-
Конспект логопедического занятия "Путешествие на корабле" 2021
Цели и задачи занятия: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.
-
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: "Звук [ж] и буква Ж" 2021
Цели урока: упражнять детей в определении позиции звука [ж] в слове (начало, середина), в звуко-слоговом анализе слов; упражнять в употреблении предлога между, составление предложений по опорному слову; автоматизировать звук «Ж» в слогах, словах, предложениях; активизировать и расширять словарь детей по теме «Насекомые»; познакомить с буквой Ж.
-
Конспект открытого логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова «Путешествие в страну Увлекательных слов» 2021
Данный материал будет полезен учителям-логопедам, дефектологам для коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста. В игровой форме представлены упражнения на активизацию лексического запаса, умение делить слова на слоги, произносить слова слоговой структуры 7-го класса, навыка образования притяжательных прилагательных, антонимов, а также задания на синтез и анализ слогов, слов, отгадывание ребуса.
-
Интегрированное занятие по физической культуре и развитию речи «Ребятам о зверятах» в подготовительной логопедической группе 2021
Цель занятия: интеграция образовательной деятельности по развитию речи и физической культуры.
-
Детско-родительский проект "Моя семья" 2021
Цель проекта: расширить представления детей о своей семье, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, воспитывать любовь и уважение к семье, как людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких, вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – ребенок – семья».
-
Сопровождение детей с тяжелым недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования 2021
В последние годы контингент детей общеобразовательных школ значительно изменился. В современной России наблюдается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Традиционно детям с тяжелыми нарушениями речи оказывалась комплексная психолого-педагогическая помощь в системе специального образования (в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V вида).
-
Конспект занятия "Путешествие в страну звуков" (старшая логопедическая группа) 2021
Задачи занятия: закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, упражнять в слоговом анализе слов; закрепить произношение звуков З-ЗЬ в чистоговорках; Упражнять детей в подборе антонимов – слов с противоположным значением; упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний; упражнять детей в образовании слов при помощи суффиксов -иц; -ец; -онк; -енк; закрепить умение детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; расширять словарный запас на тему «Продукты питания»; развивать свободное общение детей.
-
Проказы Старухи Шапокляк (дифференциация С–Ш). Тема: "Звуки [с]–[ш], буквы С–Ш" 2021
Цель занятия: учить дифференцировать звуки [с]–[ш] в слогах, словах, предложениях и буквы С–Ш при чтении и письме; упражнять в согласовании числительного с существительным; отрабатывать дикцию; развивать зрительное восприятие.
-
Профилактика оптической дисграфии 2021
Цель занятия: профилактика оптической дисграфии. Задачи: закрепить знакомство с буквой и звуком «Н»; уточнить характеристику звука.
-
Экологическое пространство как средство формирования экологической культуры и безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста 2021
Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.
-
Речевое развитие детей дошкольного возраста 2021
Речевое общение охватывает: процесс установления социальных контактов; обмен эмоциями; налаживание практического взаимодействия; налаживание речевого взаимодействия.
-
Логопедическое упражнение "Карусель" 2021
Актуальность данного материала в том, что возрастает необходимость пропедевтики дислексии у детей дошкольного возраста. Трудности овладения навыком чтения не позволяют ребенку с дислексией полноценно воспринимать материал в школе. Отмечено нейрофизиологами, что при взаимодействии всех речедвигательных анализаторов, автоматизация звука проходит быстрее и эффективнее. На коррекционных занятиях, направленных на автоматизацию поставленного звука, необходимо сформировать мотивационную сферу и вовлекать детей в активное соревнование. При такой работе можно увидеть насколько ребенок внимателен, может координировать речедвигательную деятельность. Упражнение проводится на всех этапах автоматизации в словах разной слоговой структуры, в зависимости от позиции звука в слове.
-
Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) 2021
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Это односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. При этом педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
-
Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОВЗ посредством интерактивных игр-сказок 2021
У детей с ОВЗ отмечаются стойкие трудности с обеспечением понимания коммуникативных действий и с реализацией их последовательности. Дети не умеют излагать свои мысли, передавать их содержание, имеют ограниченный словарный запас и агграмматизмы. Недостатки фонетического строя, слоговой структуры делают высказывания детей непонятными для окружающих. Кроме недостаточной сформированности речевой функции имеется и ряд психологических проблем: дети не владеют навыками сотрудничества и взаимодействия с другими детьми, не знают правил общения и не умеют соотнести их с конкретной ситуацией, преобладают неустойчивое внимание, низкая способность к переключению, низкий объем памяти, наблюдается сниженная мотивация к обучению. Все это в комплексе создает барьер в межличностном взаимодействии. Поэтому существует необходимость в организации специальных занятий по обучению и воспитанию коммуникативных навыков у дошкольников.
-
Кинезиотейпирование в логопедической практике 2021
Данный материал предназначен для учителей-логопедов. Презентация знакомит с современным приемом работы при коррекции речевых нарушений. Кинезиотейпирование является новым и нетрадиционным методом, используемым в логопедии. Безусловно, он является не основным способом коррекции, но правильное сочетание его с традиционными формами работы, позволяет достичь большей результативности в коррекции речевых нарушений.
-
Особенности мнемической деятельности детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5 лет 2021
Почему же несформированность фонематического слуха и памяти у детей с ОНР не позволяют добиться желаемого результата в процессе речевой работы? Целью нашего исследования являлось изучение особенностей мнемической деятельности детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5 лет, сравнительная характеристика ее с развитием памяти у детей с нормальной речью, поиск методов и приемов коррекционной работы, способствующих развитию этой деятельности.
-
Интегрированный урок развития речи во 2-м классе «Составление рассказа о весне по опорным картинкам» 2021
Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по её развитию проводится с самых первых ступеней обучения. Я предлагаю вашему вниманию занятие по теме «Составление рассказа о весне по опорным картинкам». В своей работе использовала программу логопедической работы в школе О.В.Елецкой и Н.Ю.Горбачевской, предусматривающей 2 часа занятий в неделю; по поурочному годовому плану работы занятие проводится в конце марта месяца; предлагаются три этапа занятия: организационный, основной и этап подведения итогов.
-
Универсальные игры и упражнения для дошколят 2021
Ребёнок в первом классе будет писать слова так, как произносит. С помощью игр и упражнений, представленных далее, ребёнок научится чисто произносить все звуки, различать близкие по звучанию фонемы, грамматически правильно излагать свои мысли, обладать достаточным словарным запасом, иметь навыки фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза, уметь внимательно слушать.
-
Консультация для родителей «Если у вас неговорящий ребенок» 2021
Все чаще на приемах у логопеда оказываются родители, обеспокоенные тем, что их ребенок двух–трех лет до сих пор не говорит. К сожалению, увеличение числа детей с задержками речевого развития становится не очень утешительной тенденцией. Ребенок, отстающий в речевом развитии, нуждается в активном участии семьи, иначе никакая логопедическая помощь не будет эффективной. Важно обучить родителей хорошо знать особенности речевых проблем своего ребенка и дать им практические навыки по их разрешению. Для повышения уровня осведомленности родителей неговорящих малышей об основных аспектах логопедической работы, ниже приведен минимальный объем информации, который в доступной форме необходимо знать родителям.
-
Приёмы обучения смысловому чтению при формировании познавательных учебных действий 2021
Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
-
Особенности коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию навыка правильного употребления сочетаний числительных с существительными в работе с детьми с ТНР 2021
Одной из особенностей детей с ТНР является то, что дети с той или иной степенью речевого недоразвития с большим трудом овладевают видами связи слов. Эти трудности проявляются как в ошибках на согласование, так и на управление. Своеобразные ошибки в падежных окончаниях всех склоняемых грамматических категорий (существительные, прилагательные, местоимения, числительные) требуют тщательной отработки управления. В реализации программы для детей с ТНР в дошкольных отделениях, проводится систематическая углубленная работа, направленная на формирование у детей навыков падежного изменения, в основном, существительных. Однако, особые трудности испытывают дети, при осуществлении связи существительных с количественными понятиями «много–мало» и с количественными числительными.