Логопедия
-
Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) 2021
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Это односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. При этом педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
-
Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОВЗ посредством интерактивных игр-сказок 2021
У детей с ОВЗ отмечаются стойкие трудности с обеспечением понимания коммуникативных действий и с реализацией их последовательности. Дети не умеют излагать свои мысли, передавать их содержание, имеют ограниченный словарный запас и агграмматизмы. Недостатки фонетического строя, слоговой структуры делают высказывания детей непонятными для окружающих. Кроме недостаточной сформированности речевой функции имеется и ряд психологических проблем: дети не владеют навыками сотрудничества и взаимодействия с другими детьми, не знают правил общения и не умеют соотнести их с конкретной ситуацией, преобладают неустойчивое внимание, низкая способность к переключению, низкий объем памяти, наблюдается сниженная мотивация к обучению. Все это в комплексе создает барьер в межличностном взаимодействии. Поэтому существует необходимость в организации специальных занятий по обучению и воспитанию коммуникативных навыков у дошкольников.
-
Кинезиотейпирование в логопедической практике 2021
Данный материал предназначен для учителей-логопедов. Презентация знакомит с современным приемом работы при коррекции речевых нарушений. Кинезиотейпирование является новым и нетрадиционным методом, используемым в логопедии. Безусловно, он является не основным способом коррекции, но правильное сочетание его с традиционными формами работы, позволяет достичь большей результативности в коррекции речевых нарушений.
-
Особенности мнемической деятельности детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5 лет 2021
Почему же несформированность фонематического слуха и памяти у детей с ОНР не позволяют добиться желаемого результата в процессе речевой работы? Целью нашего исследования являлось изучение особенностей мнемической деятельности детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5 лет, сравнительная характеристика ее с развитием памяти у детей с нормальной речью, поиск методов и приемов коррекционной работы, способствующих развитию этой деятельности.
-
Интегрированный урок развития речи во 2-м классе «Составление рассказа о весне по опорным картинкам» 2021
Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по её развитию проводится с самых первых ступеней обучения. Я предлагаю вашему вниманию занятие по теме «Составление рассказа о весне по опорным картинкам». В своей работе использовала программу логопедической работы в школе О.В.Елецкой и Н.Ю.Горбачевской, предусматривающей 2 часа занятий в неделю; по поурочному годовому плану работы занятие проводится в конце марта месяца; предлагаются три этапа занятия: организационный, основной и этап подведения итогов.
-
Универсальные игры и упражнения для дошколят 2021
Ребёнок в первом классе будет писать слова так, как произносит. С помощью игр и упражнений, представленных далее, ребёнок научится чисто произносить все звуки, различать близкие по звучанию фонемы, грамматически правильно излагать свои мысли, обладать достаточным словарным запасом, иметь навыки фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза, уметь внимательно слушать.
-
Консультация для родителей «Если у вас неговорящий ребенок» 2021
Все чаще на приемах у логопеда оказываются родители, обеспокоенные тем, что их ребенок двух–трех лет до сих пор не говорит. К сожалению, увеличение числа детей с задержками речевого развития становится не очень утешительной тенденцией. Ребенок, отстающий в речевом развитии, нуждается в активном участии семьи, иначе никакая логопедическая помощь не будет эффективной. Важно обучить родителей хорошо знать особенности речевых проблем своего ребенка и дать им практические навыки по их разрешению. Для повышения уровня осведомленности родителей неговорящих малышей об основных аспектах логопедической работы, ниже приведен минимальный объем информации, который в доступной форме необходимо знать родителям.
-
Приёмы обучения смысловому чтению при формировании познавательных учебных действий 2021
Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
-
Особенности коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию навыка правильного употребления сочетаний числительных с существительными в работе с детьми с ТНР 2021
Одной из особенностей детей с ТНР является то, что дети с той или иной степенью речевого недоразвития с большим трудом овладевают видами связи слов. Эти трудности проявляются как в ошибках на согласование, так и на управление. Своеобразные ошибки в падежных окончаниях всех склоняемых грамматических категорий (существительные, прилагательные, местоимения, числительные) требуют тщательной отработки управления. В реализации программы для детей с ТНР в дошкольных отделениях, проводится систематическая углубленная работа, направленная на формирование у детей навыков падежного изменения, в основном, существительных. Однако, особые трудности испытывают дети, при осуществлении связи существительных с количественными понятиями «много–мало» и с количественными числительными.
-
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука «р» и обучение грамоте с использованием речевого тренажёра «Дельфа» 2021
Цель занятия: закрепить умение правильно произносить звук «р» в слогах, словах и предложениях; закрепить навыки звукового анализа и синтеза.
-
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука р" 2021
Цель занятия: закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах; учить произносить звук «р» в словах с открытыми слогами; продолжать формировать слоговую структуру 3-х сложных слов с закрытым слогом; продолжать учить делать звуковой анализ односложных слов; закрепить умение делить слова на слоги (2–3 слога); закрепить умение согласовывать существительные с числительными; развивать психические процессы (внимание, память, мышление).
-
Сотрудничество детского сада и школы по вопросам воспитания интереса к литературному чтению 2021
В статье автор делится новым опытом работы по обучению дошкольников творческому рассказыванию, которое является важным направлением в развитии связной речи детей. В формировании речевого творчества дошкольников особую роль играют сказки (как литературные, так и народные), они наиболее близки детям и через сказки можно проложить для дошколят тропинку в мир большой литературы. Творчество, в нашем случае «сказочное» базируется на игре. Максимальное обогащение работы со сказкой элементами игровой деятельности закладывает более глубокие основы литературного воспитания, позволяет развивать воображение, наглядно-образное мышление, проявлять свою творческую индивидуальность, что облегчает ребёнку переход из детского сада в школу, создаёт фундамент для его дальнейшего обучения и развития.
-
Если родители слышат, что ребенок говорит неправильно 2021
В последнее время родители стали внимательнее относиться к уровню развития речи детей. Они сравнивают речь своего ребёнка с речью сверстников и старших братьев и сестёр. Особую тревогу, при общем нормальном развитии ребёнка, вызывает нарушение звукопроизношения. В возрасте 3-4 лет если есть такая возможность, необходимо получить консультацию специалиста. И согласно рекомендациям, выбрать дальнейший путь для формирования звукопроизносительной стороны речи ребёнка.
-
Презентация на тему "Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр" 2021
Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. При проведении игры логопеду необходимо учитывать особенности детей с различными речевыми расстройствами. Игра может проводится не только как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых. Чтобы занятия не вызывали у детей скуку и нежелание работать, необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы. В такой ситуации на помощь приходят разнообразные логопедические игры.
-
Развитие речи детей с помощью артикуляционных сказок 2021
Аппарат артикуляции – это основа правильной речи.У детей 3-4 лет артикуляционный аппарат находится в фазе активного развития. Если помочь ребенку в этот период правильно использовать органы, принимающие участие в произношении, в дальнейшем проблемы с речью значительно уменьшатся. Но как оградить детей от скучных, порой мучительных и совсем не интересных упражнений и заданий, которые необходимы для автоматизации звуков. Можно использовать такое средство, как логопедическая сказка. Логопедическая сказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала.
-
Формирование навыков речевой коммуникации у обучающихся с расстройствами аутистического спектра 2021
Обучение в школе требует от обучающегося налаживания контактов со взрослыми и сверстниками. Наиболее проблемной с точки зрения социальной адаптации, является группа детей с ограниченными возможностями, особенно детей с РАС. РАС может сочетаться с органическими нарушениями нервной системы, с умственной отсталостью. Но также могут быть и случаи, когда интеллектуальная сфера детей остается в норме или даже проявляться в особой одаренности, как правило, в необычных сферах. Но даже этим особо одаренным людям, страдающим аутизмом (синдромом Аспергера), приходится очень трудно — в детстве их не понимают, им очень тяжело находиться в обществе, сложно выразить свои чувства и понять чувства и эмоции других людей. Из-за этого они ощущают себя изолированными и одинокими. Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Поэтому формирование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра.
-
Логопедическая викторина «От звука до стихотворения» 2021
Цель викторины: закреплять навык звукобуквенного анализа и синтеза; формировать навык слогового анализа и синтеза; расширять и уточнять словарный запас; формировать навык словоизменения; совершенствовать умение построения грамматических конструкций с использованием предлогов; формировать навык работы со стихотворным текстом.
-
Логопедическая викторина «Природа родной речи» 2021
Цель викторины: закреплять навык звукобуквенного, слогового анализа и синтеза, чтения схем; расширять и уточнять словарный запас; формировать навык словоизменения, согласования имён прилагательных с именами существительными; совершенствовать умение определять и дифференцировать части речи, условно их обозначать; формировать навык работы со стихотворным текстом.
-
Викторина «В мире нет рецепта лучше: будь со спортом неразлучен!» 2021
Цель викторины: совершенствовать навык звукобуквенного, языкового анализа и синтеза; формировать навык словообразования и словоизменения; закреплять навык практического использования в речи предлогов, составления предложений.
-
Презентация НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности "Долгое путешествие" 2021
Представлена презентация НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности "Долгое путешествие".
-
Реализация проекта для дошкольников 5–6 лет с особыми образовательными потребностями “Лучше нет родного края!” 2021
Ежегодно 12 июня отмечается государственный праздник День России. Как объяснить детям с особыми образовательными потребностями значение этого праздника? Как раскрыть для них смысл таких абстрактных понятий как Родина, Россия, Отечество, Отчизна? Как ввести эти сложные для детей с общим недоразвитием речи понятия в активный словарь? Эта тема не перестает быть актуальной, поскольку год от года особенные дети, дети с ООП, требуют поиска новых педагогических приемов и методик обучения и развития. Данная статья посвящена реализации проекта для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Одной из главным задач проекта было воспитание чувства патриотизма, любви к Родине и гражданской идентичности.
-
Использование LEGO-технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2021
В статье описываются возможности использования LEGO-технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
-
Практические рекомендации «Сундучок игр для неговорящих детей» 2021
21 век – это время молчащих детей. Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии?
-
Профилактика оптической дисграфии в процессе адаптации детей к обучению в школе 2021
В последнее время актуализируется проблема овладения школьниками процессом письма. Учителя говорят о большом количестве ошибок в школьных тетрадях, в том числе и таких, которые трудно обосновать правилами русского языка. Это и пропуски букв добавления лишних букв в словах, замены букв одна на другую, и замены гласных под ударением, а также приписывание или не дописывание элементов букв, замены элементов и еще много-много других специфических и повторяющихся ошибок, не связанных с незнанием правил правописания. Хотелось подчеркнуть, что допускаются эти «странные» ошибки там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. По данным отечественных исследователей даже к концу 3 года обучения количество учащихся с дисграфией составляет 37%. Перед учителем встают вопросы о том, отчего возникают эти ошибки, а главное – каким образом помочь ребенку справится с ними?
-
Логопедическая викторина «Звёздный час» 2021
Цель урока: углублять фонематические представления и обобщения; формировать навык звукобуквенного, слогового, языкового анализа и синтеза; совершенствовать навык словообразования и словоизменения; закреплять навык использования в речи предлогов.
-
Конспект занятия в подготовительной группе «Работа с предложением» 2021
Представлен конспект занятия в подготовительной группе по теме «Работа с предложением».
-
Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников 2021
Цель исследования: исследовать особенности совместной работы логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
-
Пропуск букв при письме. Игровые приёмы и задания, направленные на коррекцию пропуска букв 2021
Трудности в овладении письмом приводят школьника к нежеланию и отказу выполнять задания в письменном виде. Пропуск букв в словах – серьёзная проблема, которая требует время, сил и энергии для её исправления. Пройдет ли эта проблема сама? Нет. Следует приготовиться к тому, что процесс коррекции будет долгим. Игровая форма делает занятие привлекательным и интересным для ребенка, что существенно повышает эффективность обучения. Специфика предложенных упражнений состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе как в классе, так и дома, при занятиях с группами и на индивидуальных занятиях.
-
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивной группы 2021
Как организовать групповую работу в инклюзивной группе? Ответ на этот вопрос вы найдёте в этой статье. Также освещены вопросы трудностей внедрения инклюзивного образования и приведены примеры фрагментов образовательной деятельности в инклюзивных группах.
-
Речевые игры и задания к лексическим темам «Фрукты» и «Овощи» 2021
Представлены речевые игры и задания к лексическим темам «Фрукты» и «Овощи».