Современный мир требует от ребенка усвоения большого объема информации и ориентации в нем. Поэтому часто мы видим, что у детей низкая работоспособность, повышенная утомляемость, проблемы с обучением и т.д. У многих детей, в особенности у детей с общим недоразвитием речи, речь отличается бедностью, словарь беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой, учащиеся испытывают трудности при подборе антонимов, синонимов. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, наблюдаются несогласования слов, аграмматизмы и так далее. При ответах учащиеся используют фразы несложной конструкции, не используют причастные и деепричастные обороты.
Таким образом, на уроках развития речи по русскому языку мы решили использовать приемы артикуляционной гимнастики и нейрогимнастики. Нейрогимнастика - это комплекс телесно-ориентированных упражнений, направленный на развитие связей между структурами головного мозга. Она позволяет развить личностные ресурсы ребенка. Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Выполнение артикуляционной гимнастики с использованием элементов нейрогимнастики позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, укрепить нервные волокна, а интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое. Когда мы двигаемся, то активизируются все отделы головного мозга, развитие ребенка продвигается вперед. Чем сложнее движение, тем лучше развивается мозг ребенка. А это - память, внимание, мышление и речь.
С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно. Данный метод улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы чтения и письма, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Цель:
- Подготовиться к описанию людей и их действий, изображённых на картине; закрепить умения использовать причастные обороты в своей речи.
- Активизировать внимание и эмоциональный настроя учащихся, развитие процесса речи - переход от "речевого замысла" к его воплощению.
Задачи:
- Образовательные: дать понятие о живописном портрете, формирование и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
- Развивающие: развитие устной речи и творческих навыков, развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, развитие слухового внимания и зрительной памяти.
- Воспитательные: формирование мотивации к учебной деятельности, самоконтроля и коммуникативного взаимодействия, привлечь внимание к внутреннему миру человека, воспитать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукция картины «Счастье», мультимедиа, сундук с различным наполнением.
Этапы урока
1. Организационный момент
2. Слово учителя
Представим себе огромный сундук с разными ячейками, это наша память. В каждой ячейке хранится различная информация. Например, воспоминания. Но есть еще и полки со словами, которые делятся на части речи, члены предложения и т.д. Мы можем взять несколько слов из полок и составить предложения, можем поменять слова, например, изменив приставку или суффикс. Мы можем уточнять наши мысли, используя причастные и деепричастные обороты, использовать выразительные средства языка, менять интонацию, чтобы наша речь была яркой, красочной и выразительной. Еще в этом сундуке хранятся звуки. С помощью звуков мы выстраиваем слова. А для того, чтобы правильно произносить звуки и слова, нам нужно тренировать наш артикуляционный аппарат. Попробуем с вами выполнить несколько упражнений.
3. Артикуляционная гимнастика и чтение звуковых рядочков для тренировки дикции (2 минуты)
- музыкальная артикуляционная гимнастика
- чтение звуковых рядочков:
- БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЫ, БДГЕ, БДГЯ, БДГЁ, БДГЮ
- БГДИ, БГДЭ, БГДА, БГДО, БГДУ, БГДЫ, БГДЕ, БГДЯ, БГДЁ, БГДЮ
4. Проверка домашнего задания
Собрать материал о традиционных промыслах якутов (рассказывает заранее подготовленный ученик).
5. Тема урока
Учитель читает стихотворение Константина Деркаченко «Счастье» и стихотворение неизвестного поэта «Живое серебро Якутии»:
Рыбацкое счастье - какое оно…
По виду, по вкусу, по цвету?
Оно повстречалось со мною давно,
Меня превратило в поэта.
И пусть эта встреча теперь далека,
Забыть я всё также не властен
О том, как спортивная страсть рыбака
Сплелась воедино со счастьем…* * *
Живое серебро Якутии-
Таймень, и нельма, и карась!
Гляжу на воду-будто сути я
Касаюсь водной-вот сейчас.
Насельники глубоководья!-
Мощь осетра звенит струной.
Мерцают рыбные угодья
Веками, тайною седой.
Вопрос к ученикам:
- Какую картину вы представили, прослушав стихи?
- Кого вы представили в ней?
Учитель показывает репродукцию картины А.Чикачёва.
6. Слово учителя
Картина «Дьол» (Счастье) принадлежит одному из знаменитых и самых любимых якутской публике художников - Андрею Васильевичу Чикачеве, который представляет именитую Красноярскую школу художников. «Живопись для меня - это способ самовыражения. Я рисую сколько себя помню. Если бы я не стал художником, не знаю даже кем бы был. Хотя в детстве я много лепил из пластилина, может быть из меня получился бы неплохой скульптор. Мой отец, сельский учитель, был очень талантлив, ему нравилось рисовать, всегда хотел стать художником, но не сложилось. Отец всегда говорил: «Вот я не стал художником, но я хочу, чтобы мои дети стали». И у нас в принципе все рисовали, кроме Лены, моей двойняшки. Помню в Сунтаре при музыкальной школе впервые открыли художественный класс, куда я поступил учиться и моим первым учителем стал Валерий Павлов. Что является моим вдохновением? Место, где я родился, а я вырос в деревне. Я всегда возвращаюсь к тому времени, в котором остались теплые воспоминания из детства. Мы выросли, погрузились во взрослый мир, где вокруг рутина, работа, грязь, вражда, несправедливость. И бывают моменты, когда очень хочется вернуться в светлые моменты детства. Стать чуточку добрее, лучше, забыть, очиститься. Когда пишешь детей - никогда о плохом не думаешь, ведь? Дети быстро вырастают, а хочется их маленькими запечатлеть. Хочется позитива в себе. Делая такие рисунки, ты как бы духовно очищаешься. Персонажи моих картин - это не какие-то конкретные люди, а скорее они представляют собой собирательные образы. Поэтому я часто бывают на родине. Деревня мне нужна как вдохновение. Очень люблю бывать там. Если я туда перееду, она превратится в рутину. Хотя, возможно, на старости лет и изменю свою позицию». На многих полотнах художника героями являются дети, например, «Одуванчики», «На сенокос», «Мечта» и т.д.
7. Примерный план беседы с классом
Рассмотрите внимательно картину.
- Кого изобразил художник?
- Опишите мальчика (одежда, лицо, эмоции, настроение, занятие мальчика).
- Описание природы (день, небо, вода)
- Что можно сказать ещё о героях, изображённых на картине?
- Какие цвета использовал автор?
- Ваше впечатление от картины.
- Какова основная мысль картины, что хотел сказать автор?
8. Словарная работа
Живописный портрет, композиция, живописец, пишет, изображает, картина, полотно, холст, лазурный, бледно-голубой, коричневый.
9. Физкультминутка. Нейрогимнастика
Для того чтобы повысить свою работоспособность, научиться запоминать большой объем информации, четко и ясно выражать свои мысли и чувства, нужно тренировать наш мозг. В этом нам поможет нейрогимнастика.
- упражнение «ухо - палец»
- упражнение «кулак, ребро, ладонь»
- упражнение «параллельные шаги»
- уи, уэ, уа, уо, уу, уы
- иу, эу, ау, оу, ыу
10. Устные высказывания учащихся (3 ученика устно описывают картину)
11. Рефлексия
Классу перед уроком раздали карточку.
На уроке я работал (а) |
Активно/ пассивно |
Своей работой на уроке я |
Довольн(а)/ недовольн(а) |
За урок я |
Устал(а)/ не устал(а) |
Моё настроение |
Не изменилось |
Стало лучше/ стало хуже |
|
Материал урока мне был |
Понятен/ не понятен |
Полезен/ бесполезен |
|
Интересен/ скучен |
|
Нейрогимнастика мне кажется |
Полезной/ бесполезной |
Что нового я узнал на уроке |
|
Что больше всего мне понравилось |
|