Цель: коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су-Джок терапии.
Задачи:
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, развивать фонематический слух, развивать речевое дыхание, развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
- Уточнить и совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношения звука [ш] в словах, предложениях. Закрепить умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
- Упражнять в словообразовании слов с уменьшительно-ласкательном значении.
- Упражнять в умении логично и связно строить предложения, грамматически правильно дополняя их.
- Упражнять в согласовании существительных с числительными.
- Воздействовать на биологические активные точки по системе Су-Джок.
- Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, умение работать в парах.
Оборудование: Картинки, схемы, массажные мячики Су-Джок, аппликатор Кузнецова, Маша и медведь, мелкие игрушки, домик.
Ход занятия
I. Оргмомент
- Отправимся в гости? (Да)
- По тропинке в лес пойдём,
- На полянке дом найдём.
Дети садятся на стулья. Изображение лесного домика.
- Сегодня мы с вами отправляемся в гости к лесным жителям, а самое главное мы будем продолжать учиться красиво и правильно говорить. Для этого мы возьмем с собой звук, а вот какой отгадайте.
Отгадывание звука по описанию.
- Язык находится за верхними зубами, в виде чашечки. Губы трубочкой. Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (Схема артикуляции звука).
- Правильно! Сегодня мы будем учиться говорить звук [ш] красиво и правильно в словах и предложениях.
- Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я. (Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча карандашами.)
- В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша.
- Мишка узнал, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Машей звук и решил пригласить вас в гости, чтобы вместе поиграть.
II. Основная часть
Артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика.
- Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. (Сказка «Домашняя») и приготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика с мячиком Су-Джок.
- Начинаем мы рассказ: (Вращать кистями рук с мячом)
- Десять пальчиков у нас. (Сжимать и разжимать кулачки)
- Старшие братишки - (Сжать кулачки с мячиками, отставить большие пальцы и вращать ими).
- Умные мальчишки.
Средним братцам (Кулачки прижать друг к другу, распрямить средние пальцы).
Только бы подраться. (Постучать подушечками средних пальцев друг об друга)
Ну, а вы, малыши, (сжать кулачки, отставить мизинцы и сцеплять их)
Обнимитесь от души (попеременно, то один палец сверху, то другой).
Вот язычок наш готов продолжать учиться правильно произносить звук (ш).
- А где можно услышать звук ш? (шелест листьев, шум ветра, шипение змеи).
- А что вы сами знаете о звуке ш? Какой он? Дети дают характеристику звуку (согласный, глухой, шипящий).
Изолированное произношение звука (И. П. З)
- Давайте произнесем звук. Работа со схемой (уточнение артикуляции).
Тихо зашумел камыш (дети) ш-ш-ш.
Воздух вышел из колес (дети) ш-ш-ш.
Ветер листики понес (дети) ш-ш-ш.
- Молодцы, вижу, вы готовы. Мишка приготовил для вас загадки, отгадайте их.
1. Автоматизация звука (Ш) в словах.
Задание: отгадай загадку и произнеси отгадку голосом, выделяя звук (с массажным мячом).
Зелены мы, как трава, наша песенка: «КВА-КВА!» (Лягушка).
Длинный хвост, а сама крошка, боится очень кошки (мышь).
Мохнатенькая усатенькая, ест, пьёт и песенки поёт (кошка).
Два брюшка, четыре ушка (подушка).
На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков (шахматы).
Черна, а не земля, пушиста, а не снег,
Греет, а не печка (шуба).
- Молодцы, ребята! Мишка приглашает нас зайти в дом. Ой, какой же беспорядок у него дома. Давайте поможем Мишке навести порядок. Разложим вещи в шкафу по полочкам.
2. Упражнение «Разложи по полочкам».
Задание: Определение места звука (Ш) в словах.
- На верхнюю полочку положим предметы со звуком (Ш) в начале слова. На среднюю полочку предметы со звуком (Ш) в середине слова, а на нижнюю полочку - в конце слова. Слова (картинки):
- Молодцы! Порядок навели, по полочкам все разложили. А теперь подумайте, какие вещи в шкафу Машины, а какие Мишкины?
3. Упражнение «Что в шкафу?»
Задание: выбрать и выложить картинки со словами. Автоматизация звука (Ш) в предложениях.
- У Маши в шкафу … (шампунь, шапка, катушка, шуба, матрёшка).
- У Мишки в шкафу … (клюшка, карандаш, шорты, рубашка, шахматы).
Справились, устали. Отдохнем немного.
4. Физкультминутка. Упражнение «Мишка».
- Что я слышу. Да это же Маша в гости пришла и что-то принесла. Маша собрала для Мишки лесное угощенье. Посчитайте, сколько в лукошке шишек и орешек?
5. Согласование числительных с существительными.
Упражнение «Посчитай-ка».
Считаем, прокатывая мячик Су-Джок друг другу. Работа в парах.
- Одна шишка, две шишки …
- Один орешек, два орешка …
- Чего больше в лукошке? Чего меньше в лукошке?
- Молодец, Маша и вы ребята. Но кроме Маши есть у Миши ещё друзья.
Пойдемте по лесу пройдемся и с его друзьями познакомимся. У Мишки много друзей. Давайте их найдём.
6. Упражнение с пальчиками «Человечек».
Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука (Ш) в предложениях.
Задание: дети, изображая пальчиками «идущего человечка», выбирают игрушку со словами, работают в парах идут на встречу друг к другу:
- Я шла и (мышонка, лягушку, лошадку, кошку, мишку) нашла.
Вот сколько друзей у Миши. И они хотят с нами поиграть.
7. Игра «Измени словечко»
Задание: ребенок, которому брошен мяч, меняет слово так, чтобы в нем появился звук ш, солнце - солнышко.
Пух - … изба - …
Рубаха - … хлеб - …
Ухо - …
8. Чистоговорка.
- Маша и Мишка, мы выучили про вас чистоговорки. Хотите их послушать. (Да, очень).
Наша Маша под душем моет шею и уши.
У Мишки шишки, шишки у Мишки.
- А теперь попробуем рассказать чистоговорки от лица Маши и Мишки. Как бы они произнесли их?
Дети проговаривают чистоговорки, изменяя голос (за Машу - высоким голосом, за Мишку - низким голосом).
- Молодцы, ребята! Понравилось вам в гостях. Давайте на память нашим новым друзьям оставим небольшие подарки.
9. Работа в тетрадях.
- Вот и пора нам в сад возвращаться.
Итог занятия.
- Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?
- В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?
- Что было трудным для вас?
- Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш).