Цель: Расширение и уточнение объема знаний о словах с противоположным значением.
Обучающие и коррекционные задачи:
- расширять и активизировать словарный запас;
- развивать слуховое и зрительное внимание, словесно-логическое и пространственно - образное мышление;
- развивать фонематическое восприятие и слух;
- совершенствовать навыки построения предложений с использованием слов с противоположным значением;
- закреплять навыки контроля за собственной речью.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение адекватно принимать установленные учителем правила и выполнять их;
- воспитывать чувство взаимовыручки и поддержки в коллективной деятельности;
- стимулировать учащихся к результативной деятельности через похвалу и поощрение;
- способствовать рабочему настроению учащихся;
- развивать коммуникативную сторону речи;
- соблюдать здоровьесберегательный режим обучения.
Оборудование: кукла - перевёртыш, ноутбук, экран.
Словарная работа: старая - молодая, грустная - веселая, красивая - страшная, опрятная - неряшливая, храбрый - трусливый, включить - выключить, сладкий - горький, полный - пустой, длинный - короткий, грязный - чистый, медленно - быстро, высокая - низкая, широкий- узкий, легкий - тяжелый, толстый - худой, снимать - надевать, подниматься -спускаться, плакать - смеяться, одевать - раздевать, отдыхать - работать, идти - стоять, большой - маленький, холодная - теплая, жидкий - густой, трудно - легко
Методические приемы: демонстрация презентации, обучающего фильма, дидактические игры «Опиши предмет», «Найди слова наоборот», «Предложения - перевертыши», «Закончи предложение», «Отгадай пословицу»
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Сегодня у нас в гостях Девчушка - хохотушка и Старушка - хмурнушка. Живут они в одной сказочной стране, Стране - наоборот. Не очень они друг друга любят и постоянно спорят.
(Логопед показывает по очереди то молодую, то старую куклу)
- Одна говори - СОЛНЦЕ!
- Другая - ТЕНЬ!
- Одна - БЛИЗКО!
- Другая - ДАЛЕКО!
- Одна говорит - НИЗКО!
- Другая - ВЫСОКО!
II. Основная часть
1. Игра «Опиши предмет»
Логопед: Давайте с ними познакомимся.
- Это кто? (девушка)
- А это? (бабушка)
- Девушка какая? (молодая)
- А бабушка? (старая)
- Девушка какая? (красивая)
- Бабушка какая? (некрасивая)
- Девушка какая? (опрятная)
- А бабушка какая? (неряшливая)
- У девушки одежда какая? (новая)
- А у бабушки? (старая)
- У девушки лицо какое? (белое)
- А у бабушки? (серое)
- У девушки волосы какие? (длинные)
- А у бабушки? (короткие
- У девушки одежда какая? (светлая)
- А у бабушки? (тёмная)
- Девушка по росту какая? (высокая)
- А бабушка? (низкая)
- Девушка по характеру какая? (добрая)
- А бабушка? (злая)
- Девушка какая? (счастливая)
- А бабушка? (несчастная)
2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Приготовьте пальчик, пусть они поработают.
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький
Этот пальчик длинный,
Этот пальчик сильный,
Ну а этот толстячок,
А все вместе - кулачок!
- Надо же как много слов - признаков вы знаете!
3. Игра «Найди слова наоборот»
Логопед: А вы знаете, что эти дамы будут присутствовать на занятии по очереди. Пока вы хорошо работаете и тихо себя ведёте, с нами будет Девчушка - хохотушка, а как только начнёте работать плохо, и вести себя громко, то появится Старушка - хмурнушка. Вот и решайте сами, кого бы вы хотели видеть на занятии.
Первое задание. Найдите «слова наоборот» в веселых стихах.
(Демонстрация презентации)
Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить -
Хочет рёву рассмешить.Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий - для Аленки,
Маленькой ее сестренки.
4. Игра «Предложения перевертыши»
(Презентация)
Логопед: Ребята помогите, пожалуйста, составить предложения. Назовите противоположное действие и составьте новое предложение. (Презентация)
Мальчик снимает сапоги (надевает).
Девочка поднимается по лестнице (спускается).
Девочка плачет (смеется).
Девочка одевает куклу (раздевает).
Девочка отдыхает (работает).
Мальчик идет (стоит).
5. Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем,
Влево шаг и … (вправо) шаг, шаг вперёд - шаг … (назад).
Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем,
Шаг немного замедляем, постепенно … (ускоряем).
Сейчас быстро мы идём, затем … (медленно) пойдём.
Руки вверх мы поднимаем, очень плавно … (опускаем).
А теперь мы полетаем, в мяч немного поиграем.
Теперь сядем за столы… Снова стали мы бодры!
6. Игра «Закончи предложение»
(Презентация)
Слон большой, а мышка (маленькая)
Зимой погода холодная, а летом (тёплая)
Лев смелый, а заяц (трусливый)
Молоко жидкое, а сметана (густая)
Работать трудно, а отдыхать (легко)
А вы знаете, для чего используются слова с противоположным значением в речи? (чтобы сделать речь красивой, богатой, образной)
Многие пословицы в русском языке построены по принципу противопоставления. Например: «Мал золотник, да дорог».
Помогите мне вспомнить русские пословицы (Демонстрация презентации)
7. Игра «Отгадай пословицу»
Глупый осудит, а умный рассудит
Волос длинный, а ум короткий
У горькой беды нет сладкой еды
Худой мир лучше доброй ссоры
III. Итог занятия
Логопед: Ну что же, наше занятие подошло к концу. Как вы думаете, хорошо вы сегодня работали? Кто чаще всего присутствовал на занятии: Девчушка-хохотушка или Старушка-хмурнушка?
(Девчушка-хохотушка)
Конечно, вы молодцы!
Приложение
Кукла-перевёртыш