Подгрупповое логопедическое занятие "Путешествие в весенний лес" для детей старшего дошкольного возраста (для детей 5–7 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: весенний лес


Коррекционно-образовательные цели.

  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Дикие животные», «Птицы».
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Совершенствование навыков буквенного анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели.

  • Развитие зрительного внимания, мышления, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели.

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережное отношение к природе.

Оборудование. Музыкальный центр, CD с записью пьесы П.И.Чайковского «Апрель», CD с записью пения птиц в весеннем лесу, мольберт, интерактивная доска, картина «Весенний лес», предметные картинки с изображением диких животных.

Предварительная работа.

  • Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе.
  • Разучивание упражнения «Лучики солнца»

Ход занятия

Организационный момент

Под музыку дети входят в музыкальный зал. В зале звучит запись пьесы П.И.Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года». Дети здороваются с гостями и встают рядом со стульчиками. Логопед читает детям стихотворение:

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
(И.Бунин)

Логопед: Когда это бывает?

Дети: Весной.

Логопед: Правильно, молодцы!

Логопед: Ребята вы хотите отправиться в интересное путешествие?

Дети: Да.

Логопед: Как вы думаете на чём можно путешествовать?

Дети: Перечисляют виды транспорта.(поземный, железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный)

Логопед: Отгадайте, на каком транспорте мы с вами поедем. (Педагог загадывает загадку)

Что за чудо - длинный дом!
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

Дети: Автобус.

Логопед: Правильно. Автобус - самый популярный вид общественного транспорта.

Нас ждет автобус
Гудит, зовёт с собой
Мы на прогулку поедим
Кто хочет - все за мной!

Дети садятся в автобус, построенный из стульчиков. Чтобы завести мотор автобуса, педагог предлагает детям руки согнуть в локтях, кисти рук сжимать в кулаки и вращать перед грудью, одновременно подуть на кончик языка так, чтобы он завибрировал. Дети заводят мотор и слышат как он рычит-р-р-р-р-р

Логопед: И так поехали!

Логопед: Чтобы не было скучно в дороге, давайте вспомним приметы весны:

Дети:

1-й ребёнок. Увеличился день.

2-й ребёнок. Подул теплый ветер.

3-й ребёнок. Пригревает солнышко.

4-й ребёнок. Снег потемнел, набух и стал таять.

5-й ребёнок. Появились проталины.

6-й ребёнок. На реках тает и трескается лёд.

Логопед: Вы хорошо знаете и правильно называете приметы весны.

Логопед: Мы ехали, ехали, наконец приехали. Давайте выйдем из автобуса и отправимся в весенний лес, посмотреть, как лесные жители встречают весну.

(Под музыку дети передвигаются по залу)

Логопед: Дети, это весенний лес. (читает стихотворение)

Здравствуй, лес весенний
Полный сказок и чудес
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь, что за птица?
Всё открой, не утаи
Ты видишь, мы свои.

Логопед: Дети, посмотрите, как тут красиво! Как тут свежо! Как здесь здорово! Воздух пропитан таким ароматом. Давайте насладимся лесной свежестью.

Дыхательная гимнастика «Душистый цветок» (Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи).

Логопед: Дети, представьте, что вы нюхаете душистый цветок. Медленно вдохнуть через нос, полный выдох через рот. На выдохе произносить: хорошо-о-о-о. (не более 3-х раз).

Логопед: Что вы ощутили на лице, на руках.

Дети:

1-й ребёнок. Теплые солнечные лучи.

2-й ребёнок. Легкий тёплый ветерок.

Логопед: Что мы слышим в весеннем лесу?

Дети: Мы слышим пение птиц.

Логопед: Как поют птицы?

Дети: Все птицы поют по-своему красиво.

Логопед: Что делают птицы весной?

Дети:

1-й ребёнок. Они строят, вьют, лепят гнёзда.

2-й ребёнок. Выводят птенцов, кормят их.

3-й ребёнок. Ловят мошек для птенцов.

Логопед: Правильно, молодцы!

Логопед: Кто-то радостно стучит по дереву. Как вы думаете, кто это?

Дети: Дятел.

Логопед: Верно. Посмотрите, какой он красивый! Как он стучит?

Дети: Тук-тук-тук.

Динамическая пауза. Упражнение «Лучики солнца»

Яркие лучики светят с небес. (дети медленно приседают)
Смотрит на них весенний лес. (встают поднимаются на носочки, тянутся вверх)
Ветер качает первые цветы (покачиваются поднятыми руками вверх из стороны в сторону)
Нежно волнами движутся они. (медленно бегут по кругу взявшись за руки)

Логопед: А что происходит с теми животными, которые ещё с поздней осени впали в спячку?

Дети: Просыпаются от зимней спячки.

Логопед: Что они делают?

Дети:

1-й ребёнок. Бегают, ищут корм.

2-й ребёнок. Линяют: меняют шубу.

Логопед: Какие животные меняют шубу?

Дети: Лиса, песец, белка, заяц.

Логопед: Почему они линяют?

Дети:

1-й ребёнок. Хищники для того, чтобы сливаться с окружающей средой.

2-й ребёнок. Для успешной охоты.

3-й ребёнок. Травоядные животные, чтобы укрываться от хищников.

Логопед: Молодцы, вы очень много знаете о животных леса. Я вами горжусь!

Логопед: Мы вышли на большую поляну. Сколько здесь цветов!

Если хотите узнать, как они называются, вы должны разгадать зашифрованное слово. Проводится игра «Преобразуй слово». Педагог предлагает преобразовать слово в указанном порядке, так как подсказывают цифры. Что получилось?

Дети: Подснежник.

Логопед: Верно. Почему именно этот цветок назвали подснежником?

Дети:

1-й ребёнок. Растёт из-под снега.

2-й ребёнок. Не боится мороза.

Логопед: Рвать подснежники можно или нет?

Дети: Нет.

Логопед: Почему?

Дети:

1-й ребёнок. Это редкие цветы.

2-й ребёнок. Они занесены в Красную книгу.

Логопед: Какие же вы молодцы!

Логопед: Смотрите -зайчик. О! Какой он красивый. Что делает заяц?

Дети:

1-й ребёнок. Сидит под кустом.

2-й ребёнок. Поворачивает длинные уши во все стороны.

3-й ребёнок. Испуганно смотрит по сторонам.

Логопед: А какая красивая шубка у него! Скажите, сколько раз в год заяц меняет шубу.

Дети: Два раза. Летом и зимой.

Логопед: Верно.

Логопед: Дети, давайте мы потихоньку выйдем из весеннего леса, чтобы не испугать зайца.

Логопед: Нам пора уже возвращаться в детский сад. А вернёмся из леса не на автобусе. Отгадайте на чём? (Педагог загадывает загадку)

На заре в широком поле,
Любим погулять на воле-
Грациозна и красива,
С пышной серебристой гривой,
Что за зверь там, вот загадка,
Ну конечно же ……

Дети: Лошадка.

Логопед: Натянули вожжи (руки впереди).

Дети: Проходят под весёлую музыку по залу, высоко поднимая колени и цокая язычком. Упражнение «Лошадка».

(По окончании музыки логопед подзывает детей к себе и спрашивает)

Логопед: Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да.

Логопед: Где мы были сегодня?

Дети: В весеннем лесу.

Логопед: Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Дети: Пение птиц. Они очень голосисто поют.

Логопед: Вы очень хорошо занимались. Я вами горжусь!