Коррекционно-образовательные цели.
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Дикие животные», «Птицы».
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Совершенствование навыков буквенного анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели.
- Развитие зрительного внимания, мышления, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережное отношение к природе.
Оборудование. Музыкальный центр, CD с записью пьесы П.И.Чайковского «Апрель», CD с записью пения птиц в весеннем лесу, мольберт, интерактивная доска, картина «Весенний лес», предметные картинки с изображением диких животных.
Предварительная работа.
- Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе.
- Разучивание упражнения «Лучики солнца»
Ход занятия
Организационный момент
Под музыку дети входят в музыкальный зал. В зале звучит запись пьесы П.И.Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года». Дети здороваются с гостями и встают рядом со стульчиками. Логопед читает детям стихотворение:
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
(И.Бунин)
Логопед: Когда это бывает?
Дети: Весной.
Логопед: Правильно, молодцы!
Логопед: Ребята вы хотите отправиться в интересное путешествие?
Дети: Да.
Логопед: Как вы думаете на чём можно путешествовать?
Дети: Перечисляют виды транспорта.(поземный, железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный)
Логопед: Отгадайте, на каком транспорте мы с вами поедем. (Педагог загадывает загадку)
Что за чудо - длинный дом!
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дети: Автобус.
Логопед: Правильно. Автобус - самый популярный вид общественного транспорта.
Нас ждет автобус
Гудит, зовёт с собой
Мы на прогулку поедим
Кто хочет - все за мной!
Дети садятся в автобус, построенный из стульчиков. Чтобы завести мотор автобуса, педагог предлагает детям руки согнуть в локтях, кисти рук сжимать в кулаки и вращать перед грудью, одновременно подуть на кончик языка так, чтобы он завибрировал. Дети заводят мотор и слышат как он рычит-р-р-р-р-р
Логопед: И так поехали!
Логопед: Чтобы не было скучно в дороге, давайте вспомним приметы весны:
Дети:
1-й ребёнок. Увеличился день.
2-й ребёнок. Подул теплый ветер.
3-й ребёнок. Пригревает солнышко.
4-й ребёнок. Снег потемнел, набух и стал таять.
5-й ребёнок. Появились проталины.
6-й ребёнок. На реках тает и трескается лёд.
Логопед: Вы хорошо знаете и правильно называете приметы весны.
Логопед: Мы ехали, ехали, наконец приехали. Давайте выйдем из автобуса и отправимся в весенний лес, посмотреть, как лесные жители встречают весну.
(Под музыку дети передвигаются по залу)
Логопед: Дети, это весенний лес. (читает стихотворение)
Здравствуй, лес весенний
Полный сказок и чудес
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь, что за птица?
Всё открой, не утаи
Ты видишь, мы свои.
Логопед: Дети, посмотрите, как тут красиво! Как тут свежо! Как здесь здорово! Воздух пропитан таким ароматом. Давайте насладимся лесной свежестью.
Дыхательная гимнастика «Душистый цветок» (Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи).
Логопед: Дети, представьте, что вы нюхаете душистый цветок. Медленно вдохнуть через нос, полный выдох через рот. На выдохе произносить: хорошо-о-о-о. (не более 3-х раз).
Логопед: Что вы ощутили на лице, на руках.
Дети:
1-й ребёнок. Теплые солнечные лучи.
2-й ребёнок. Легкий тёплый ветерок.
Логопед: Что мы слышим в весеннем лесу?
Дети: Мы слышим пение птиц.
Логопед: Как поют птицы?
Дети: Все птицы поют по-своему красиво.
Логопед: Что делают птицы весной?
Дети:
1-й ребёнок. Они строят, вьют, лепят гнёзда.
2-й ребёнок. Выводят птенцов, кормят их.
3-й ребёнок. Ловят мошек для птенцов.
Логопед: Правильно, молодцы!
Логопед: Кто-то радостно стучит по дереву. Как вы думаете, кто это?
Дети: Дятел.
Логопед: Верно. Посмотрите, какой он красивый! Как он стучит?
Дети: Тук-тук-тук.
Динамическая пауза. Упражнение «Лучики солнца»
Яркие лучики светят с небес. (дети медленно приседают)
Смотрит на них весенний лес. (встают поднимаются на носочки, тянутся вверх)
Ветер качает первые цветы (покачиваются поднятыми руками вверх из стороны в сторону)
Нежно волнами движутся они. (медленно бегут по кругу взявшись за руки)
Логопед: А что происходит с теми животными, которые ещё с поздней осени впали в спячку?
Дети: Просыпаются от зимней спячки.
Логопед: Что они делают?
Дети:
1-й ребёнок. Бегают, ищут корм.
2-й ребёнок. Линяют: меняют шубу.
Логопед: Какие животные меняют шубу?
Дети: Лиса, песец, белка, заяц.
Логопед: Почему они линяют?
Дети:
1-й ребёнок. Хищники для того, чтобы сливаться с окружающей средой.
2-й ребёнок. Для успешной охоты.
3-й ребёнок. Травоядные животные, чтобы укрываться от хищников.
Логопед: Молодцы, вы очень много знаете о животных леса. Я вами горжусь!
Логопед: Мы вышли на большую поляну. Сколько здесь цветов!
Если хотите узнать, как они называются, вы должны разгадать зашифрованное слово. Проводится игра «Преобразуй слово». Педагог предлагает преобразовать слово в указанном порядке, так как подсказывают цифры. Что получилось?
Дети: Подснежник.
Логопед: Верно. Почему именно этот цветок назвали подснежником?
Дети:
1-й ребёнок. Растёт из-под снега.
2-й ребёнок. Не боится мороза.
Логопед: Рвать подснежники можно или нет?
Дети: Нет.
Логопед: Почему?
Дети:
1-й ребёнок. Это редкие цветы.
2-й ребёнок. Они занесены в Красную книгу.
Логопед: Какие же вы молодцы!
Логопед: Смотрите -зайчик. О! Какой он красивый. Что делает заяц?
Дети:
1-й ребёнок. Сидит под кустом.
2-й ребёнок. Поворачивает длинные уши во все стороны.
3-й ребёнок. Испуганно смотрит по сторонам.
Логопед: А какая красивая шубка у него! Скажите, сколько раз в год заяц меняет шубу.
Дети: Два раза. Летом и зимой.
Логопед: Верно.
Логопед: Дети, давайте мы потихоньку выйдем из весеннего леса, чтобы не испугать зайца.
Логопед: Нам пора уже возвращаться в детский сад. А вернёмся из леса не на автобусе. Отгадайте на чём? (Педагог загадывает загадку)
На заре в широком поле,
Любим погулять на воле-
Грациозна и красива,
С пышной серебристой гривой,
Что за зверь там, вот загадка,
Ну конечно же ……
Дети: Лошадка.
Логопед: Натянули вожжи (руки впереди).
Дети: Проходят под весёлую музыку по залу, высоко поднимая колени и цокая язычком. Упражнение «Лошадка».
(По окончании музыки логопед подзывает детей к себе и спрашивает)
Логопед: Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да.
Логопед: Где мы были сегодня?
Дети: В весеннем лесу.
Логопед: Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Дети: Пение птиц. Они очень голосисто поют.
Логопед: Вы очень хорошо занимались. Я вами горжусь!