Задачи:
коррекционно-образовательные:
- автоматизировать в речи поставленные звуки;
- закрепить у детей представления об артикуляционном укладе звуков Л-Ль;
- отрабатывать навык выделения заданного звука в слове, определение позиции звука в словах;
- закрепить умение выделять и различать звуки Л-Ль и букву в слогах, словах
- закрепить представления о диких животных;
коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»;
- развивать навыки построения связного высказывания
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать зрительное внимание, мышление, артикуляционную;
- развивать мелкую моторику мышц кистей;
- развивать общую моторику, координацию движений;
воспитательные:
- воспитывать у детей позитивное отношение к логопедическим занятиям,
- воспитывать культуру поведения во время экскурсии в зоопарк.
Оборудование.
- Картинки с изображением диких животных (Белка. Волк. Заяц. Леопард. Лось. Еж. Лиса);
- цветовые символы звуков;
- «звуковые линейки» для определения позиций звуков, косметические зеркала, мольберт, музыкальное сопровождение, в корзинке картинки с изображением орешков, морковки, капусты, мяса, ветки, иллюстрация с изображением диких животных и их детенышей в лесу,
- Иллюстрации из пособия Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков, компьютер.
Ход занятия
Оргмомент
Психогимнастика.
Учитель-логопед: «Изобразите маленькую ловкую белочку, сердитого злого волка, проворного зайца, неуклюжего медведя, хитрую лису»
Сообщение темы занятия
Учитель-логопед: «Дети, отгадайте загадки, и вы узнаете, какие звуки будем сегодня изучать, о ком мы сегодня с вами будем на занятии разговаривать:
С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
(белка)Его серым называют,
В сказках глупым все считают,
Но услышишь пасти щелк -
Будь осторожен - это (волк)Круглый год зимой и летом
в шубу теплую одета.
До чего же хороша
Наша рыжая (лиса)Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко (лось)То не лев, не тигр, не кошка,
Хоть похож и не немножко.
Пусть не виден в нём азарт!
Это хищник - (леопард)
Работа со звуковыми символами и «звуковой линейкой»
Характеристика звуков л, ль по артикуляционным и акустическим признакам
Работа с зеркалами. Обозначение цветовыми символами. Выделение звуков л, л' из слов белка, леопард, лиса, лось, волк, заяц, еж.
Моделирование (метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия -звук, слово, текст).
Развитие звукового анализа и синтеза
У детей на столах лежат «звуковые линейки» - прямоугольник, вырезанный из плотного картона и квадраты синий и зеленый. Косметические зеркала. Дети берут косметические зеркала и по просьбе учителя-логопеда произносят звук л.
Учитель-логопед дает характеристику звуков л, ль по артикуляционным признакам, затем рассказывает детям, что звук «л» - согласный твердый звук. Произносится звонко. Обозначается твердый согласный звук на схеме квадратом синего цвета.Детям предлагается поиграть в игру «Хлопушка».
Учитель-логопед произносит слова-названия животных белка, леопард, лиса, лось, волк, заяц, еж, а дети хлопают в ладоши, если в словах есть звук л. Учитель-логопед произносит слова-названия животных белка, леопард, лиса, лось, волк, заяц, еж, а дети хлопают в ладоши, если в словах есть звук л'.
Анализ и синтез слогов ал, ул, ил, аль, уль. иль (работа со «звуковыми линейками» - моделирование).
Учитель-логопед просит определить позицию звука л в слогах. Дети определяют позицию звука л на «звуковых линейках». Пользуясь «символом звука л». Учитель-логопед просит определить позицию звука ль в слогах. Дети определяют позицию звука ль на «звуковых линейках», пользуясь «символом звука ль».
Произношение звуков л, л' в словах
Учитель-логопед сообщает детям: «Сегодня мы с вами отправимся на видео экскурсию в зоопарк». Рассказ логопеда о диких животных. Просмотр видеоролика.
Выставляются картинки с изображениями животных. Дети называют их, определяют позиции звуков л, л' в словах, перекладывают квадратики на «звуковой линейке», исходя из позиции звуков в словах.
Падежное управление. Согласование числительных с существительными
Учитель-логопед: «Кого мы увидели? Леопарда, волка, белку, лося, лису, зайца»
Дети считают на иллюстрации сколько лис, лосей, волков, белок, леопардов, зайцев.
«Кого мы еще увидели?» Ответы детей-волчат, бельчат, лосят, лисят, зайчат.
Физкультминутка
Звучит песня «Белка» музыка и слова Ирины Кондратьевой, Ярослава Гуренко. Дети выполняют движения под музыку.
Произношение звуков л, л' в предложениях. Словообразование
Дети распределяются на две подгруппы. Одной дают карточки с изображениями детенышей животных, а другой - с изображением мам детенышей.
Учитель-логопед: «Помогите детенышам животных найти своих мам».
Дети называют детенышей и мам животных и выставляют картинки на мольберт.
У леопарда - котенок леопарда, у белки - бельчонок, у волка - волчонок, у лося - лосенок, у лисы - лисенок.
Учитель-логопед: «Скажите ласково о каждом детеныше (бельчонок, волчонок, лосенок, котенок леопарда)».
Ответы детей.
Учитель-логопед: «Чем питаются эти животные?» (в корзинке картинки с изображением орешков, морковки, капусты, мяса, ветки). Ответы детей. Картинки выставляют на мольберт.
Составление предложений по заданному слову
По просьбе учителя-логопеда дети составляют предложения со словом «лиса». «волк», «заяц». Ответы детей.
Работа с деформированным предложением
Учитель-логопед намерено неправильно произносит предложения, а дети произносят грамматически правильно.
Лиса, живет, лесу, в.
Волк, голодный, бродит, лесу, по.
Белка, прыгает, веткам, деревьев, по.
Развитие мелкой моторики, просодических компонентов речи
Дети встают в кружок читают стихотворение «Белка» и выполняют упражнения для развития мелкой моторики рук. (Иллюстрации из пособия Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков).
Белка, сидя на тележке, (белка)
Раздаёт друзьям орешки - (изображаем раздачу орешков)
Заиньке усатому, (зайка)
Мишке толстопятому, (медведь)
Синичке-невеличке, (синичка)
И совушке-сестричке (сова)
Лисе же, в яркой шубке, (лиса)
Останутся скорлупки!
Развитие связной речи. Беседа с детьми по просмотренному видеоролику
Рассказы-рассуждения детей о диких животных.
Знакомство с буквой л
Чтобы прочитать и написать названия животных, надо знать букву «Л».
«На стремянку Л похожа и на крышу дома тоже». Автор: Иванов С.
Изображение буквы «Л» выставляется на мольберт.
Чтение слогов ла, лу, ли, ло, са. Дети читают слоги.
Чтение слов, написанных на мольберте лиса, лось. Дети читают слова.
Итог занятия
Учитель-логопед хвалит детей за проделанную работу.
Обобщение знаний, полученных на занятии
Белка, леопард, лиса, лось, волк, еж, заяц - дикие животные. «Почему этих животных называют дикими?» Ответы детей. «Куда можно съездить понаблюдать за повадками диких животных?». Ответы детей: «В зоопарк». Беседа о правилах поведения взрослых и детей в зоопарке.
Занятие окончено. Всем спасибо.
Литература
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
- ISBN 5-691-00159-0.
- Сосновский Евгений; Загадки о животных Москва: Робинс, 2018. - [14] с.: цв.ил. - 0+.
- Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков,- М. Изд-во. Эксмо. 2005. - 104с.: ил.
- Безрукова О.Л. Б39 Слова родного языка / О.А.Безрукова; худож. О.П.Отрожко [и др.]. - М.: Профессионал, 2005. - 192 с.: ил. - (Учебная библиотека дошкольника/ отв. ред. Безрукова О.А.) 15ВЫ 5-9900512-1-2