Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР (из опыта работы)

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с ТНР


Коррекционное обучение и воспитание детей на современном этапе имеет ряд особенностей: увеличение числа детей с особыми образовательными потребностями, необходимость изменения содержания дошкольного образования в связи с изменениями в жизни общества. По данным здравоохранения, численность новорожденных с различными нарушениями здоровья приблизилась к 85%. У детей с ОВЗ отмечается сочетание нарушений речи с различными другими нарушениями. Современное содержание дошкольного образования ориентирует педагога на осуществление деятельностного подхода к развитию целостной личности, который лежит в основе федерального государственного стандарта. Всё это требует поиска современных образовательных технологий, новых подходов, эффективных форм, методов и приёмов и применению их в умелом сочетании с традиционными формами в коррекционной работе с детьми. Курсовая подготовка, самообразование, взаимодействие с коллегами способствуют творческому поиску и внесению изменений в работе с детьми.

В своей коррекционной работе мы используем следующие современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированного развития и обучения, деятельностно-ориентированные (проектные, информационные, игровые).

Здоровьесберегающая деятельность направлена на нормализацию состояния нервной системы детей, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторик, нормализацию речевой деятельности, профилактику нарушений зрения, осанки. Для этого мы используем следующие формы работы: арттерапевтические технологии, динамические паузы во время занятий с речевым, музыкальным сопровождением, с предметами и без предметов, логоритмику, дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, гимнастику для глаз. НОД проводится в форме игротренинга, что позволяет сохранять положительный настрой, поддерживает интерес к процессу деятельности и к её результатам. При организации работы с детьми предусматриваем необходимое количество динамических пауз, чередование и смену различных видов деятельности. Особый интерес вызывает у детей выполнение дыхательной гимнастики, речевых упражнений, динамических пауз, логоритмики с мячами-фитболами.

Основной задачей арттерапии является нормализация состояния нервной системы, пробуждение в ребёнке его творческой активности, которая направляется на реализацию его творческих возможностей и способствует его познавательно-речевому развитию. В своей деятельности мы практикуем применение музыкотерапии, цветотерапии, библиотерапии, изотерапии, песочной терапии. Например, в НОД на тему «Животные жарких стран» дети слушали отрывки произведений Сен-Санса из цикла «Дикие животные», соотносили характер музыки с тем или иным животным. При изучении времён года, дети прослушивали отрывки из альбома «Времена года» П.И.Чайковского, рассказывали о соответствии музыки времени года, подбирали подходящие погодные явления. Музыкальные произведения используются при проведении динамических пауз, занятий логоритмики, при проведении артикуляционной и пальчиковой гимнастиках, при проведении игр и упражнений. Использование музыкотерапии благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, способствует развитию коммуникативных и творческих возможностей ребёнка. Цветотерапию применяем для нормализации состояния нервной системы детей, для активизации речевых умений и навыков. Нами была подобрана и изготовлена серия игр с применением цветотерапии: «Разноцветные капли» (в зависимости от состояния ребёнка предлагаем поиграть с той или иной краской. Ребёнок разводит краску, пипеткой переносит её из красок в пузырьки, из пузырьков набирает пипеткой и выполняет рисунки на листе бумаги, рассказывает о нарисованном), «Строим буквы» (ребёнок строит буквы из предложенных элементов с опорой на образец). «Я играю - фишку получаю» (Ребёнку предлагаются упражнения: повтори слово, назови первый звук, последний, составь предложение и т.д. Он выполняет, получает фишку, ставит её на дорожку. Для активизации ребёнка даю ему оранжевую фишку, для снятия напряжения - жёлтую, для сосредоточения - фиолетовую, для расслабления - зелёную). В игре «Разноцветные поля» ребёнок составляет сюжет из плоскостных изображений на игровом поле определённого цвета и рассказывает о нём. Выбор цвета поля зависит от его состояния.

Особый интерес вызывает у детей применение песочной терапии. Дети с большим интересом играют в «Юнгианской песочнице» с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Её использование нормализует состояние ребёнка, развивает мелкую моторику, позволяет закрепить и совершенствовать речевые умения и навыки детей. Они с большим удовольствием изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью. В нашем детском саду имеется сенсорная комната, оборудование которой используется в работе с детьми на протяжении последних лет. В сенсорной комнате происходит активная стимуляция всех анализаторных систем, что приводит к повышению активности восприятия, мотивации речевого высказывания, к ускорению образования межанализаторных связей, позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Подбор игр и упражнений на занятиях направлен на чередование состояния активности и пассивности, повышение подвижности нервных процессов, снятие физического и психического напряжения, повышение работоспособности детей. Оборудование используем на фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи, произношения, обучению грамоте. Мягкие зелёные и жёсткие синие мячи используем на фонетических занятиях для дифференциации звуков по твёрдости- мягкости и соотнесения движений, ощущений с речью. Пузырьковая колонна с рыбками применяется для употребления в речи глаголов с приставками, для закрепления предлогов (в, над, под), на согласование числительных с существительными. Волшебная нить с контроллером помогает в работе над темпом речи, для развития слухового восприятия речевых звуков. Она применяется в играх: «Кто за кем? (предлоги за, перед, между), «Кто быстрее?» (прилагательных в сравнительной степени), «Слушай внимательно» (выделение звука, слова), «Прошагай слоги, слова, предложения», «В круг из круга (слова-антонимы, глаголы совершенного вида, предлоги над, под)», «Стоп (на классификацию предметов или на лишнее слово)». Светящиеся нити способствуют развитию произвольного внимания, они применяются в работе над дыханием, голосом, по закреплению произношения. «Звёздный дождь» применяем не только как сюрпризный момент, но и для закрепления в речи прилагательных в игре «Расскажи о зиме, какая она», глаголов « Что делает дождь, снег…», для автоматизации звуков в слогах, словах, для работы над просодической стороной речи. Напольные сенсорные дорожки используются преимущественно в играх-путешествиях по сказочной стране, по временам года, играх «Кто за кем?», «Медленно - быстро- быстрее».Настенные панно для развития ручной умелости применяем в следующих речевых упражнениях: «Проговори звук, используя тренажёр», «Договори слово», «Раздели слово на слоги», «Прочитай слоги, слова», «Скажи наоборот», «Чей хвост?», «Подбери сложное слово», «Один - много», «Большой- маленький», «Подбери похожие слова (синонимы), «Продолжи рассказ». Игры традиционные, только вместо мяча в них используются части панно: шнурки, дорожки с шариками. Оборудование сенсорной комнаты является дополнительным средством в коррекции речевых нарушений, способствует гармоничному развитию личности. Использование оборудования сенсорной комнаты позволяет добиваться положительных результатов в работе с детьми с ОВЗ, о чём свидетельствуют данные диагностики.

В своей работе с детьми используем деятельностно - ориентированную проектную технологию. В ходе проектной деятельности происходит развитие познавательных процессов ребёнка через активное включение в различные виды деятельности: исследовательскую, познавательную, речевую, продуктивную, творческую, что способствует его полноценному развитию. Участие в проектах позволяет установить положительные межличностные отношения между детьми, а также способствует активному включению родителей в образовательный процесс. Проектная деятельность с детьми и их родителями была организована по следующим темам: «Стихотворная мнемоника», «Занимательные буквы», «Хочу читать», «Речевые игры с использованием логопедической мозаики «Дары Фрёбеля» (информационно-практико- ориентированные проекты), «Новогодняя сказка» (творческий).

Участие детей в проектах способствовало повышению уровня мотивации, познавательной активности, совершенствованию коммуникативных умений и навыков.

Современное образование невозможно представить без применения информационных и компьютерных технологий. В своей работе с детьми мы используем компьютерные игры: «Лучшая азбука в стране букв» (для изучения букв), «АБВГДейка - веселая викторина» (изучение алфавита, счета, знакомство с окружающим миром в увлекательной, игровой форме интересной для дошкольника), «Азбука Кирилла и Мефодия» (ознакомление с буквами), «Учимся говорить правильно» (в ходе игры у ребёнка формируется правильное произношение, увеличивается словарный запас, развивается связная речь, логическое мышление, зрительная и слуховая память, сообразительность), «Развитие зрительного восприятия», «Игры для Тигры», «Звуковой калейдоскоп». Анализ деятельности детей на занятиях с применением ИКТ свидетельствует об их активном включении в процесс, заинтересованности в конечном результате выполняемых упражнений, лучшему усвоению материала.

Особое место в работе отводится игровым технологиям. Игровая ситуация создаёт прекрасные условия для и совершенствования фонематического восприятия, лексико- грамматического строя речи, связной речи, произносительной стороны речи, коммуникативных умений и навыков. Формировать лексико- грамматический строй речи помогают пособия следующих авторов: Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой «Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи», Т.А.Ткаченко «Формирование лексико- грамматических представлений», Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста». Для формирования произносительной стороны речи используем следующие пособия: М.Ф.Фомичёвой «Воспитание у детей правильного произношения», Е.Л.Пожиленко «Волшебный мир звуков», Т.А.Ткаченко «Логопедический набор». При развитии связной речи невозможно обойтись без пособий: В.П.Глухова «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием», Т.А.Ткаченко «Формирование и развитие связной речи» (а также всех её серий по развитию рассказывания с созданием проблемных ситуаций). В работе по обучению грамоте неоценимую помощь оказывают: «Логопедия» И.С.Лопухиной, «Волшебный мир звуков и слов» Е.Л.Пожиленко, «Праздник букваря» В.Волиной. Кроме выше перечисленных пособий используются многочисленные готовые и самостоятельно изготовленные дидактические игры.

Хочется сказать несколько слов об использовании в работе технологии группового взаимодействия «Мы сами» Е.Шулешко, о которой рассказывает Л.Ф.Нагорная в книге «Логопедические проблемы детей дошкольного возраста». Невозможно забыть «взорвавшуюся» речевую активность детей на занятии по развитию связной речи «Рассказываем об осени». Детям были предложены на выбор несколько пейзажных картин с изображением различных периодов осени. После выбора картины на ребёнка обрушивался «град» вопросов по содержанию картины со стороны зрителей. Вопросы поступали от сверстников, они были разнообразны и отвечать на них ребёнку было интересно. При проведении таких диалогов решается одна из главных задач: развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей с нарушением речи.

Вывод: применение в практической деятельности логопеда современных образовательных технологий, новых подходов, эффективных форм, методов, приёмов, умелое сочетание их с традиционными формами работы повышает качество работы логопеда, способствует успешному исправлению речевых недостатков детей, позволяет полноценно подготовить ребёнка к школьному обучению.

Список использованной литературы

  1. Ахутина Т.В. «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход», Школа здоровья, 2015.
  2. Гаркуша Ю.Ф, Черлина Н.А., Манина Е.В., «Новые информационные технологии в логопедической работе», Журнал «Логопед». 2014, № 2.
  3. Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении», Сфера, 2016.
  4. Нагорная Л.Ф. «Логопедические проблемы детей дошкольного возраста» М. 2015.
  5. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М., 2009.