Развитие графики детей с раннего возраста до поступления в школу

Разделы: Логопедия


Подробное описание графики ребенка в раннем возрасте мы находим у Н.Н.Ладыгиной-Котс. Также особенности развития графики детей были изучены Е.В.Гурьяновым на базе опытных исследований.

«Уже годовалый ребенок человека, - пишет Ладыгина-Конс о своем сыне Руди, - из подражания берет карандаш в руки и пытается им действовать… но самое беглое наблюдение этих действий показывает, что дитя ухватывает только внешнюю сторону процесса и, пытаясь чертить…, порой даже не только смотрит на то, что же выходит из этого черчения».

Наиболее ранними и простыми графическими формами являются точки с сопровождающими их короткими штрихами и не связанные друг и другом штрихи. Точки являются результатом ударов карандаша о поверхность бумаги при размахивании рукой сверху вниз, а сопровождающие их короткие штрихи - результатом соскальзывания карандаша в сторону, вследствие слабой устойчивости руки ребенка и удерживания карандаша за верхний конец в кулачке. Длинные штрихи свидетельствуют о том, что ребенку удается сохранить соприкосновение карандаша с бумагой в течение большего промежутка времени, чем при постукивании.

Штрихи располагаются по странице в хаотичном беспорядке. Штрихи разнообразны по длине и форме. Иногда траектория движения усложняется и вместо простого штриха получается сложный. Движения непрерывно видоизменяются несмотря на то, что внешняя ситуация остается одной и той же. Следовательно, кинестетические возбуждения, возникающие в коре больших полушарий при движениях, еще не концентрированы, и двигательные реакции оказываются диффузными. Вместе с этим беспорядочное распределение штрихов свидетельствует также о том, что ребенок еще не в состоянии дифференцировать кинестетические ощущения, возникающие при его движениях настолько, чтобы обеспечить на их основе какой-либо один устойчивый вид движения. Зрительный контроль также отсутствует. Как уже отмечалось, ребенок большей частью не смотрит на бумагу, и все его поведение показывает, что его занимают только движения, а не их результат.

Следующую группу штрихов составляют параллельные дугообразные линии, начерченные большей частью без отрыва карандаша от бумаги прямыми и обратными движениями руки с очень легким скольжением карандаша по бумаге (1 год 4 месяца).

Заканчивая штрих и возвращая руку с исходное положение, ребенок постепенно перестает отрывать карандаш от бумаги. Это свидетельствует уже о значительном прогрессе в движениях ребенка. Все штрихи концентрируются в определенном месте страницы, дугообразная форма и длина их удивительно постоянны, устойчивы также их параллельность и большая легкость штриха. Кажется невероятным, что ребенок в возрасте 16 месяцев может дать такую штриховку.

Эти новые качества штрихов возникли благодаря тому, что рука ребенка оказалась положенной на стол, и ребенок начал вычерчивать штрихи с помощью радиальных движений предплечья, опираясь локтем на поверхность стола. Этот прием механически обеспечил концентрацию кинестетических раздражений и превратил диффузные движения ребенка в более концентрированные прямые и обратные движения.

Связная штриховка постепенно повторяется детьми и в дальнейшем, вплоть до поступления в школу методисты рекомендуют такую штриховку в качестве упражнения на уроках чистописания.

Связная прямая и обратная линейная штриховка постепенно переходит в спиральную. Углы между штрихами расширяются, линии расходятся, возникают эллипсоидные и округлые формы, накладывающиеся друг на друга в виде спирали.

Непринужденный характер линий на этом этапе также, как и на предыдущих, показывает, что ребенок по-прежнему не ограничивает своих движений какими-либо специальными задачами.

Подтверждением того, что ребенок действительно дифференцирует движения вверх и вниз по отношению к строке, является возникновение новой формы штрихов в виде коротких ломаных и кривых линий. Эта форма отмечается в возрасте 1 года 7 месяцев.

Движения к себе и от себя и выписывание угловых форм для ребенка гораздо труднее, чем вычерчивание горизонтальных прямолинейных и округленных штрихов. Каждый угол или излом линии требует замедления или остановки движения. Впоследствии этого прежняя свободная и четкая линия в этих упражнениях нередко заменяется дрожащими неуверенными штрихами.

Одновременно с появлением ломаных линий мы замечаем и другие явления: ребенок начинает размещать свои графические комбинации на странице не в случайном порядке, а в виде строчки. (наблюдается в возрасте 2 лет 7 месяцев). Это свидетельствует о том, что ребенок начинает ставить при занятиях с карандашом какие-то задачи, хотя и очень неопределенные.

Дальнейшее развитие графических движений и форм идет по двум направлениям:

1. Ребенок выделяет отдельные графические формы и упражняется в их воспроизведении на основе зрительного контроля и

2. Продолжает развивать движения вдоль строчки, выписывая ряды избранных им форм и их комбинаций в строчку.

Из графических форм наибольший интерес на этой стадии у ребенка вызывает овал и круг, очевидно выделяемые ребенком из спиральной штриховки.

Иногда ребенок комбинирует различные случайно возникающие графические формы из прямых и кривых линий, также размещая их в строчку и заполняя ими целые страницы.

При этих упражнениях обращает на себя внимание резкое изменение характера движений и графических форм. Вместо свободных легких и плавных движений и соответствующих им форм мы видим чрезвычайно напряженные, резко замедленные и неловкие движения. Линии становятся неровными, а формы оказываются чрезвычайно далекими от тех, к воспроизведению которых ребенок стремится. Все это свидетельствует о том, что ребенок видит несоответствие получаемых форм и пытается управлять своими движениями, но сталкивается при этом с пока еще непреодолимыми для него трудностями.

При вычерчивании ломаных линий длина их постепенно все более и более увеличивается и доходит, наконец, до длины строки. Одновременно повышается и скорость «письма», а также и его плавность, ритмичность, так как углы ломаных линий начинают постепенно сглаживаться и чередоваться с закругленными, что происходит при ускорении, и ломаная линия, наконец, превращается в волнообразную кривую, выписываемую от начала до конца строки целостным, плавным и ритмичным движением.

Анализ графических форм на этом этапе показывает, что от свободных движений на кинестетической основе ребенок переходит к совершенствованию графических форм на основе зрительного контроля. Сначала ломаные и волнистые линии выходят далеко за пределы верхней и нижней линеек, ограничивающих строчку, затем эти отклонения уменьшаются и, наконец, вся строчка данной графической формы сплошь укладывается в пределы указанных линеек.

На четвертом году жизни ребенок начинает анализировать формы печатных букв в книгах, сравнивая их со знакомыми формами (О- кружочек, П - ворота, М - качели), начинает запоминать их звуковое значение и приступает к попыткам их воспроизведения.

Сначала упражнения в письме печатных букв идут параллельно с предыдущими графическими упражнениями, а затем печатные буквы полностью втесняют первоначальную графику. Ребенок копирует и воспроизводит печатные буквы при каждом удобном случае, активно разыскивает материал для упражнений, обращаясь с просьбой к старшим писать те ли иные буквы, и, рассматривая тексты плакатов, газет и книжек для того, чтобы найти интересующие его буквы. При письме букв и лов обращает на себя внимание изменение характера движений ребенка. Вместо смелых линий, которые были в упражнениях детей раньше, при изображении букв мы видим неуверенные дрожащие линии.

Ребенок явно стремится не допустить отклонений в изображаемых формах, замедляет движения и непрерывно корректирует их, и тем не менее рука плохо подчиняется поставленным задачам и целям.

Подводя итоги описанию основных видов графических упражнений, мы можем разделить их по ведущей афферентации на две основные группы:

  1. Упражнения с ведущей кинестетической афферентацией,
  2. Целенаправленные упражнений с ведущей оптической и речевой афферентацией.

К первой группе относятся штриховые графические формы в виде разнообразных и связанных прямых, дугообразных и спиральных штрихов.

Ко второй группе относятся упражнения в письме овалов, ломаных и волнистых линий с соблюдением строчки.

Сравнивая этапы развития графических умений и качество их выполнения, исследователи отмечают то, что графические действия ни коим образом не являются непременными спутниками того или иного возраста, а возникают только в том случае, если в окружающей среде имеются условия, обеспечивающие как общее, так и графическое развитие ребенка.

В значительной степени успешность овладения системой графических умений определяется содержанием развития графической деятельности, а также методическими подходами, которые должны быть адекватны возрасту и индивидуально-психологическим особенностям ребенка.

Литература

  1. М.А.Аксенова «Развитие тонких движений пальцев рук у детей с о речи», ж. «Дошкольное воспитание», № 8, 2000 г.
  2. Д.Я.Богданова «Осознанное движение в процессе овладения двигательным навыком», М, изд. АПЕ РСФСФ, 1957 г.
  3. П.Л.Горфункель «Роль зрительных представлений в формировании элементарных навыков письма», Л, 1953 г.
  4. Е.В. Гурьянов «Психология обучения письму», изд. Академии пед. наук РСФСР, М, 1959 г.
  5. Г.А. Кислюк «К вопросу о формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста», ж. «Вопросы психологии» № 6, 1956 г.
  6. А.Р. Лурия «Материалы к генезу письма», М, 1929 г.