Путешествие по станциям.
Цель: формирование познавательных способностей через использование ТРИЗ-технологий.
Задачи:
-
коррекционно-образовательные:
- учить устанавливать между любыми вещами, на первый взгляд далекими друг от друга по внешним свойствам, какую-либо связь;
- систематизировать представления детей о разных видах транспорта, его основных частях, функциях;
- активизировать словарь по данной теме;
- совершенствовать грамматический строй речи: употребление существительных родительного падежа, употребление приставочных глаголов;
- познакомить с историей создания, развития транспорта;
-
коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь, навыки речевого общения, поисковую деятельность;
- добиваться полных, развернутых ответов на вопросы;
- развивать общеречевые навыки;
- координацию речи с движением;
- развивать логическое мышление;
- формировать независимость мышления, т.е. умение доказывать свою точку зрения;
- развивать память, творческое воображение, фантазию, находчивость, путем использования различных элементов и методов технологии ТРИЗ;
-
коррекционно-воспитательные:
- формировать навык сотрудничества на занятии; создавать положительный эмоциональный фон;
- воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувства коллективизма; воспитывать доброту, отзывчивость, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Методы и приемы: методы коррекции и уточнения детских представлений; методы повышающие познавательную активность и любознательность; методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности; наглядный метод; словесный метод; игровые приемы.
Оборудование: предметные картинки: лошадь, осел, верблюд, слон; картинки различных видов транспорта прошлого и настоящего времени; чистый лист бумаги; ящик с игрушкой (легковая машина, самолет, лодка на усмотрение педагога); конструктор из геометрических фигур, автомобиль.
Предварительная работа: беседа по различным видам транспорта; игры по закреплению лексической темы.
ООД
1. Организационный момент
Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Взрослые и дети друг другу улыбаются, приветствуют, мысленно желают всем здоровья, удачного, хорошего дня встают в круг.
- Встанем мы в кружок, ребята.
Заведем мотор протяжно. (Дети произносят звук «Р», руками крутят мотор)
Быстро в горы мы помчимся. (Дети произносят звук «Л», руками показывают крылья самолета)
Вправо, влево завернем. (Дети показывают руль и двигаются сначала в одну сторону, потом в другую)
На посадку мы пойдем (Дети садятся на ковер)
2. Основная часть
Станция 1
- Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по станциям и играть в игры. Игра «Зеленый ящик» (Игра «Да-нет»).
- Вы должны отгадать, что лежит в этом ящике, задавая вопросы, на которые я буду отвечать только ДА или НЕТ.
+ Это животное? Это насекомое? Это транспорт? Это наземный транспорт? и т.д.
Станция 2. Игра «Логический поезд» (Игра «Цепочка ассоциаций»)
- Ребята, самолет - это какой транспорт? Почему воздушный? Какие бывают самолеты?
+ Воздушный, потому что передвигается по воздуху. Бывает пассажирский и грузовой.
- Вы по группе сейчас пойдете и картинки соберете с чем можно связать самолет? (Дети взяв картинку садятся снова на палас и каждый составляет предложение со своей картинкой)
+ Пролетая, я видел яркое солнце. В иллюминаторе было видно облака. Мы пролетали город и т.д.
- Молодцы, ребята! Нам нужно ехать на следующую станцию. Поедим на поезде. Какой это вид транспорта? Почему? (Дети встают и за логопедом, едут на следующую станцию повторяя чух-чух)
Станция 3. Игра «Без чего не бывает автомобиль?» (Игра «Системный оператор»)
- Познакомимся поближе с хорошо известным легковым автомобилем. (Выставляется большой автомобиль).
- Это какой вид транспорта?
+ Наземный.
- Как называется транспорт, который перевозит людей?
+ Пассажирский.
- Как называется транспорт, который перевозит груз?
+ Грузовой.
- Молодцы. Поиграем в игру «Без чего не бывает автомобиль?»
+Автомобиль не бывает без колес, без мотора, без кузова, без руля, без багажника, без бампера, без бензина и т.д.
- Где чаще всего работает автомобиль?
+ В гараже, на дороге, на улице и т.д.
Станция 4. Игра «Что сначала, что потом?» (Игра «Системный оператор»)
- Представьте время, когда не было никакого автомобиля, никакого транспорта. Предлагаю отправится в прошлое на воздушном шаре. Какой это вид транспорта?
(Дети встают в круг, делают глубокий вдох и надувают шар, увеличиваю круг в размере. Закрывают глаза, приводят дыхание в норму, открывают глаза).
- Когда не было транспорта, на чем ездили и передвигались люди? Как перевозили грузы?
(После ответов выставляются картинки: лошадь, осел, верблюд, слон, северный олень, бык)
+ Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе.
- Посмотрите на глобус. В России на чем передвигались? В Африке? В Северном полюсе? В горах? В пустыне?
+ Лошадь, слон, северный олень, осел, верблюд, собаки, бык.
- Да, домашние животные были хорошими помощниками. И самым распространенным была лошадь.
- Да, действительно, очень много лет домашние животные верно служили человеку, но потребности человека росли. И тут человек понял, что самому нужно изобретать транспортное средство. Так человек начал думать и изобретать другие виды транспорта.
- Давайте сначала вернемся в настоящее, а возвращаться мы будем на лодках с веслами.
Станция 5. Педагог показывает чистый лист бумаги
- Посмотрите, ребята! Чистый лист бумаги. Почему он пустой? Да потому, ребята, здесь должен быть транспорт будущего, вы сейчас стали инженерами-конструкторами и должны создать свой транспорт будущего.
(Можно поделить детей на подгруппы или по 2 человека, каждая группа из различных видов конструктора (лего, модульный конструктор, магнитный конструктор, счетные палочки, геометрический конструктор) создает транспорт будущего. После создания дети называют свой вид транспорта)
- Что это? Какой вид транспорта? Назовите водный? Воздушный? Наземный? Подземный?
Станция 6 - Дружно встанем, руль возьмем и поедим все за мной
Ехали мы ехали к дереву подъехали, дерево объехали, от дерева отъехали и дальше поехали. Увидали детский сад и к саду подъехали, в сад заехали, отдохнули и дальше поехали, ехали, ехали наконец приехали.
3. Итог занятия
- Молодцы, ребята! Как чудесно мы сегодня провели время. Что вы узнали нового? Чем поделитесь с мамами? Чем вам запомнилось наше занятие? Во что бы вы хотели еще поиграть?
Использованная литература
- Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003. 128 с.
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду, Минск: ИВЦ Минфина, 2008. 112 с.
- Сидорчук Т.А., Прокофьева Н.Ю. С. 34 Технология развития интеллекта дошкольников. Методическое пособие для работников дошкольных учреждений. - АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. - 96с.
- Л.Н.Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» Издательство: Творческий центр Сфера: 2007.
- О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет». Москва. Издательство: Гном, 2011.
- А.В.Корзун «Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками». Издательство: Мн.: Университетское, 2000.
Интернет-ресурсы
- https://new-gi.ru/public/2-uncategorised/421-konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-starshej-gruppe
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/10/31/konspekt-zanyatiya-transport
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/04/28/konspekt-zanyatiya-po-rechevomu-razvitiyu-po-metodike-triz-n
- http://school-baby.ru/index.php/tematicheskie-zanyatiya/triz/364-zanyatie-transport-s-elementami-triz
- https://infourok.ru/tema-transport-s-ispolzovaniem-triz-tehnologii-5162246.html
- https://xn--j1ahfl.xn--
- http://mdou4-troickoe.obrnan.ru/metodicheskie-materialyi/konspekt-nod-znatoki-transporta-s-ispolzovaniem-elementov-triz-tehnologiy