В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с общим недоразвитием речи.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные учреждения и родители. Успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности, так и частных способностей, в том числе и коммуникативных.
Проблемы в речи детей старшего дошкольного возраста:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Формирование связной речи - наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
С помощью мнемотехники можно работать над:
- пересказом
- над рассказом по сюжетным картинкам; рассказом из личного опыта
- отгадывать загадки;
- заучивать стихотворения
Этапы работы по мнемотаблице:
- Рассматривание таблицы и того, что на не изображено.
- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
- После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме, или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Использование мнемотаблиц при составлении рассказа по сюжетным картинкам помогает старшим дошкольникам с ОНР III уровня составлять самостоятельно связный, последовательный рассказ, раскрывающий основное содержание картинок без вмешательства логопеда.
Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить.
Использование приемов мнемотехники в своей работе при обучении связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня показали, что навыки пересказа имели тенденцию улучшения, воспитанники самостоятельно делали пересказ сказок и рассказов, грамматическое оформление предложений в тексте соответствовало возрасту ребенка, смысловая целостность предложенного текста сохранялась. У детей наблюдался интерес к проводимым занятиям, они самостоятельно составляли мнемотаблицы, выстраивали сюжет, связывали между собой части текста, используя разнообразные приемы мнемотехники.
Таким образом, использование приемов мнемотехники в коррекционно-педагогической работе может повысить уровень развития связной речи у старших дошкольников с ОНР III.
Список литературы и интернет-ресурсов
- Глухов В.П., Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия - 2005, №3.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н.Ефименкова. - М.: Медицина, 1990. - 266 с.
- Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. - М.: Школа рационального чтения, 2001. - 173 с.
- Мнемотаблицы для составления описательных рассказов [Электронный ресурс] http://dou158.ucoz.ru/osen/prilozhenie_9_mnemotablica_osen.pdf
- Пересказ. Пересказываем сказки и рассказы. [Электронный ресурс] http://www.maam.ru/obrazovanie/pereskaz/page4.html