Внимание, память - это высшие психические функции ребенка без определенного уровня развития которых не возможно организовать его обучение. Получить результат в усвоении им знаний, формировании им умений и навыков. Поэтому я обязательно использую разнообразные задания для развития вышеуказанных функций.
После подробного речевого обследования детей выявляю проблемы каждого, составляю план работы. Но независимо от формы занятий, индивидуальной или групповой, как правило, в начале урока я использую упражнения для развития внимания и памяти. Они необычны по своей форме, больше похожи на игру, занимают немного времени (5-10 минут), вызывают интерес у детей. Что очень важно, эти задания (упражнения) помогают ребенку быстрее и продуктивнее включиться в основную работу.
Образцы таких заданий можно найти у многих авторов. Например, у Ш.Ахмадуллина.
В качестве примеров приведу некоторые варианты развивающих упражнений, которые я с удовольствием использую в своей работе.
№1 Корректурные пробы. Задание: выполнить действие по инструкции («Зачеркни букву, символ, цифру»).
№2 Переключалка. Это продолжение «Корректурной пробы», но уже более сложный уровень. Задание: указанную букву (символ, цифру ) обвести в кружок, а другую - зачеркивать крестиком.
№3 Алфавит. Ребенок громко называет верхнюю букву. В клеточке и одновременно поднимает правую руку, если под ней буква « П», или левую, если там буква «Л», обе руки, если это буква «О».
№4 Читай слова. Задание: внимательно прочитать слова про себя, но вслух правильно назвать цвет, которым оно написано.
№5 Лабиринты. Вариантов прохождения различных лабиринтов множество. Важно подбирать их в соответствии с возрастом учеников.
№6Таблица Шульте. Задание: найти, называть, показывать цифры по порядку, например от 1 до 16, и в обратном порядке.
№7 Видоизмененный снежный ком. Это задание - одно из любимых у меня и у детей. Задание: назвать родственное слово к заданному слову, например слово сад. Кто-то называет садовод, следующий ребенок называет слово предыдущего ребенка и свое новое. Ход переходит к следующему ребенку. Он должен вспомнить два предыдущих слова, и назвать свое новое слово. Ну и так далее. Количество слов нарастает как снежный ком.